Учебный план

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на 2020/21 учебный год

Часть 1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ

Нормативная база для создания учебного плана:

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.
  6. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 "Об утверждении СанПИН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  7. Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013г. №461-83 «Об образовании в Санкт- Петербурге».
  8. Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию от 21.05.2015 г. №03-20-2057/15-о-о «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт- Петербурга».
  9. Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию от 21.03.2018 №03-28-1820/18-0-0 «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018/2019 учебный год».
  10. Распоряжение Комитета по образованию от 21.03.2018 № 811-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт- Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018/2019 учебный год».

Реализуемые основные общеобразовательные программы

Академический лицей «Физико-техническая школа» (далее - Лицей) осуществляет образовательный процесс по основным общеобразовательным программам на двух уровнях (ступенях) образования:

  • основное общее образование (нормативный срок освоения — 5 лет);
  • среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения — 2 года).

В лицее реализуются следующие основные образовательные программы:

  • по образовательной программе основного общего образования, обеспечивающей углублённое изучение предметных областей «Математика, Информатика» и предмета «Физика» (8-9 классы);
  • по образовательной программе среднего общего образования, обеспечивающей углублённое изучение предметных областей «Математика, Информатика» и предмета «Физика» (10-1 1 классы).

Режим функционирования лицея:

Организация образовательного процесса регламентируется годовым календарным учебным графиком, расписаниями занятий, которые разрабатываются и утверждаются Лицеем самостоятельно.

Режим функционирования устанавливается в соответствии с СанПИН 2.4.2.2821-10, п.10 пп. 3, 4, 6, 9, 11-12, 17, 28, 29-31, Уставом лицея, правилами внутреннего распорядка, санитарно-техническими требованиями к общеобразовательному процессу.

  • Лицей функционирует ежедневно с 8-00 до 21-00, кроме выходных и праздничных дней.
  • Начало уроков — в 9:00.
  • Учебный процесс производится в течение учебного года. Учебный год начинается 1 сентября 2018 и заканчивается 31 мая 2019.
  • Продолжительность учебного года составляет

в 9, 11 классы - 34 учебные недели (не включая летний экзаменационный период); в 8, 10 классы - 35 учебных недель (не включая летний экзаменационный период).

  • Продолжительность каникул составляет:

не менее 30 календарных дней в течение учебного года; не менее 8 календарных недель летом.

  • Учебный год делится в 5-9 классах на четверти, а в 10-11 классах — на полугодия, являющимися периодами, по итогам которых выставляется итоговые отметки.
  • На ступени основного общего образования выставление итоговых отметок по предметам, недельная нагрузка по которым в учебном плане составляет 1 час, может производиться по полугодиям.
  • Продолжительность учебной недели — 6 дней.
  • Обучение осуществляется в 1 смену.
  • Проведение нулевых уроков запрещено.
  • Продолжительность уроков во всех классах составляет 40 мин
  • Режим уроков и перемен
  1. урок - 09:00 — 09:40                             Перемена 10  минут
  2. урок - 09:50 — 10:30                            Перемена 15   минут
  3. урок - 10:45— 11:25                             Перемена 10   минут
  1. урок -11:35 — 12:15                              Перемена 35 минут
  2. урок - 12:50 —13:30                              Перемена 10 минут
  3. урок - 13:40 — 14:20                             Перемена 20 минут

Занятия курсов по выбору и спортивных секций начинаются в 14:50 и проходят в режиме сдвоенных уроков:

  1. пара - 14:50 - 16:20;
  2. пара - 16:30 - 18:00.

При проведении учебных занятий по предметам «Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык», «Информатика», «Физика», «Экспериментальная физика», «Русский язык», «Физическая культура» может осуществляться деление классов на две группы.

К основным видам промежуточной аттестации в Лицее относятся: экзамен, зачет, контрольная работа, диктант, сочинение, разработка проекта с его последующей защитой, практика.

Промежуточная аттестация по итогам года распределяется по параллелям следующим образом:

8 класс —

  • письменный экзамен по алгебре;
  • устный экзамен по геометрии;
  • письменный экзамен по физике.

9 класс —

  • устный экзамен по геометрии;
  • письменный экзамен по физике.

10 класс —

  • письменный экзамен по алгебре;
  • устный экзамен по геометрии;
  • письменный экзамен по физике;
  • устный экзамен по предметам, выбор которых определяется и утверждается ежегодно решением Педагогического совета не позднее 15 ноября текущего года.

По решению Педагогического совета Лицея может быть введена промежуточная аттестация по иным предметам, а также изменены формы промежуточной аттестации.

 

Целью реализации учебного плана является создание условий для:

  • обеспечения освоения всеми учащимися содержания государственного образовательного стандарта;
  • дополнительной (углубленной) подготовки учащихся по физике, математике, информатике (программированию);
  • овладения учащимися методологическими компетентностями в области естественнонаучных и технических дисциплин;
  • формирование психолого-педагогических условий для предпрофильной подготовки (профильной ориентации), профессионального самоопределения;
  • овладения учащимися навыками научно-исследовательской и проектной деятельности.

Задачи образовательной деятельности:

1. Достижение учащимися глубоких знаний по математике, физике, информатике, развитие умений интегрировать знания профилирующих предметов и смежных с

ними предметов. Овладение учащимися учебными умениями не только практического, но и интеллектуального характера (анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация).

  1. Формирование у учащихся аналитического мышления как основы их будущей исследовательской и иной общественно-полезной деятельности.
  2. Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии, формирование готовности ученика к адаптации в современном обществе, то есть к решению стандартных и нестандартных задач в различных сферах жизнедеятельности.
  3. Создание культурно насыщенной образовательной среды, воспитание ценностного отношения к достижениям человеческой культуры.
  4. Создание условий для овладения учащимися современными информационными технологиями и средствами межкультурного взаимодействия, формирование коммуникативных навыков.

Особенности лицея:

Лицей осуществляет образовательный процесс только на II и III ступенях общего образования по образовательной программе, обеспечивающей углубленное изучение предметных областей «Математика, Информатика» и предмета «Физика».

 

Принципы построения учебного плана:

Учебный план Академического лицея «Физико-техническая школа» отражает стратегию организации образовательного и воспитательного процесса в Санкт- Петербургской школе и строится на следующих принципах:

  • реализация права каждого ребенка на качественное образование, исходя из его способностей, уровня развития, трудолюбия, моральных и поведенческих установок;
  • преемственность образования на его разных ступенях, создание дифференцированных условий для максимально полного раскрытия потенциала учителя и ученика;
  • воспитание исследователя;
  • ориентация школьного образования на достижение выпускниками социальной

зрелости.

Часть 2

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебный план разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 с учетом примерной образовательной программы основного общего образования (№5 в Реестре примерных образовательных программ), утвержденной протоколом заседания Федерального УМО по общему образованию (протокол №1/ 15 от 08.04.2015 г.)

Особенностью учебного плана является наличие в Лицее классов, обучающихся на II ступени два года (8-9 классы) и один год (9 класс).

С 8 класса в Лицее реализуется основная образовательная программа основного общего образования, обеспечивающая дополнительную (углубленную) подготовку учащихся по математике (алгебре и геометрии), физике, повышенный уровень подготовки учащихся — по информатике.

Особенность индивидуального учебного плана Лицея 8-9 классов состоит в том, что значительно увеличено количество часов на изучение профильных предметов алгебра, геометрия, физика. При этом в 8 и 9 классах уменьшено число часов на изучение

предмета «География» (на 1 час в неделю), а в 8 классе — на образовательную область «Искусство» (на 1 час в неделю). Качественное изучение материала достигается за счет межпредметного взаимодействия с предметами «История», «Химия», «Физика» и уплотнения изучения соответствующих курсов. Высвобожденные часы в 8 и 9 классах направлены на предметы «Физика», «Алгебра», «Геометрия».

В рамках обязательной технологической подготовки обучающихся для обучения графической грамоте и элементам графической культуры раздел «Черчение» (техническая графика) изучается в курсе «Геометрия». Это способствует формированию приемов графической деятельности по выполнению чертежей, эскизов, технических рисунков и других изображений, овладению приемами чтения графической информации, встречающейся в разнообразных сферах деятельности человека.

Часы учебного предмета «Технология» в 9 классе передаются в компонент общеобразовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся. В связи с тем, что в лицее профильное обучение ведется, начиная с 8 класса, часы, переданные на предпрофильную подготовку, в 9 классе распределяются между профильными предметами: математикой (алгебра) и физикой.

Изучение учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» 8-9 классах проводится в рамках модулей различных учебных предметов (литература, история).

Основными результатами реализации общеобразовательной программы основного общего образования являются достижение учащимися уровня функциональной грамотности, соответствующего стандарту основной школы, и переход к обучению, обеспечивающему дополнительную (углубленную) подготовку учащихся по математике, физике, информатике, начиная с 8-го класса.

Недельный учебный план основного общего образования

Учебные предметы

Классы

Количество часов в неделю

8

96

Алгебра

5

5

5

Г еометрия

3

3

3

Физика

4

4

5

Экспериментальная

физика

-

2/0

0/1

Литература

2

2/3

2/3

Рус. язык

2

2

2

Биология

2

2

2

Химия

2

2

3/2

Информатика

2

2

2

История

3

2

2

Английский

4

4

4

Нем./франц. яз.

2

2

-

Г еография

1/2

1

2/1

Физкультура

4

4

4

ИТОГО

36/37

37

36

 

 

Ожидаемый результат освоения содержания образования второй ступени (основное общее образование) состоит в следующем:

  • достижение учащимися повышенной образованности в области математики, физики, информатики;
  • сформированность познавательного интереса в области физики, математики и информатики;
  • овладение учащимися учебными умениями не только практического, но и интеллектуального характера (анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация);
  • формирование у учащихся аналитического мышления как основы их будущей исследовательской и иной общественно-полезной деятельности;
  • сформированность коммуникативных навыков;
  • готовность ученика к адаптации в современном обществе, то есть к решению стандартных и нестандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
  • готовность к осознанному выбору учащимися профиля дальнейшего обучения в 10-11 классе.

Часть 3.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Индивидуальный учебный план Х-Х1 классов разработан в соответствии с федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 в целях реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Учебный план реализует модель дополнительного (углубленного) изучения предметов физико-технического профиля. Это позволяет сохранить преемственность со II ступенью обучения образовательной программы с дополнительным (углубленным) изучением предметов технического профиля.

Особенность учебного плана 10-11 классов состоит в том, что значительно увеличено количество часов на изучение профильных предметов алгебра, геометрия, физика, информатика при реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» за счет регионального компонента и компонента образовательной организации.

Недельный учебный план основного общего образования

Учебные предметы

Классы

Количество часов в неделю

10А

10Б

10В

НА

11Б

11В

Алгебра

5

5

5

4/6

5

5

Геометрия

3/2

3

3

3

3/2

3/2

Физика

5

5

6

5

6

6

Экспериментальная

физика

2

2

0/2

2/1

2

2

Литература

3/2

3

3

2

2

2

Рус. язык

1

1

1

1/2

1/2

1/2

Биология

2

2

2

1/2

2/1

2/1

Химия

2/3

2/3

3

3/0

2/0

2/0

Информатика

2

2

2

2

2

2

История

3/2

3/2

3/2

2

2

2

 
 

 

Английский

4

4

4

4

4

4

Нем./франц. яз.

2

-

-

2

-

-

Астрономия

-

-

1

1/0

1/0

1

Физкультура

2

2

2

2/0

2/0

2/0

Практика

0/2

-

-

2/0

2

2

ИТОГО

36

34

36

36/31

36/30

36/31

Предмет по выбору

4

4

4

6

6

6

Секция по выбору

4

4

4

4

4

4

Факультативы

2

2

2

2

2

2

Консультации

12

12

12

12

12

12