Учебный план
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на 2020/21 учебный год
Часть 1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ
Нормативная база для создания учебного плана:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.
- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 "Об утверждении СанПИН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013г. №461-83 «Об образовании в Санкт- Петербурге».
- Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию от 21.05.2015 г. №03-20-2057/15-о-о «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт- Петербурга».
- Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию от 21.03.2018 №03-28-1820/18-0-0 «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018/2019 учебный год».
- Распоряжение Комитета по образованию от 21.03.2018 № 811-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт- Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018/2019 учебный год».
Реализуемые основные общеобразовательные программы
Академический лицей «Физико-техническая школа» (далее - Лицей) осуществляет образовательный процесс по основным общеобразовательным программам на двух уровнях (ступенях) образования:
- основное общее образование (нормативный срок освоения — 5 лет);
- среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения — 2 года).
В лицее реализуются следующие основные образовательные программы:
- по образовательной программе основного общего образования, обеспечивающей углублённое изучение предметных областей «Математика, Информатика» и предмета «Физика» (8-9 классы);
- по образовательной программе среднего общего образования, обеспечивающей углублённое изучение предметных областей «Математика, Информатика» и предмета «Физика» (10-1 1 классы).
Режим функционирования лицея:
Организация образовательного процесса регламентируется годовым календарным учебным графиком, расписаниями занятий, которые разрабатываются и утверждаются Лицеем самостоятельно.
Режим функционирования устанавливается в соответствии с СанПИН 2.4.2.2821-10, п.10 пп. 3, 4, 6, 9, 11-12, 17, 28, 29-31, Уставом лицея, правилами внутреннего распорядка, санитарно-техническими требованиями к общеобразовательному процессу.
- Лицей функционирует ежедневно с 8-00 до 21-00, кроме выходных и праздничных дней.
- Начало уроков — в 9:00.
- Учебный процесс производится в течение учебного года. Учебный год начинается 1 сентября 2018 и заканчивается 31 мая 2019.
- Продолжительность учебного года составляет
в 9, 11 классы - 34 учебные недели (не включая летний экзаменационный период); в 8, 10 классы - 35 учебных недель (не включая летний экзаменационный период).
- Продолжительность каникул составляет:
не менее 30 календарных дней в течение учебного года; не менее 8 календарных недель летом.
- Учебный год делится в 5-9 классах на четверти, а в 10-11 классах — на полугодия, являющимися периодами, по итогам которых выставляется итоговые отметки.
- На ступени основного общего образования выставление итоговых отметок по предметам, недельная нагрузка по которым в учебном плане составляет 1 час, может производиться по полугодиям.
- Продолжительность учебной недели — 6 дней.
- Обучение осуществляется в 1 смену.
- Проведение нулевых уроков запрещено.
- Продолжительность уроков во всех классах составляет 40 мин
- Режим уроков и перемен
- урок - 09:00 — 09:40 Перемена 10 минут
- урок - 09:50 — 10:30 Перемена 15 минут
- урок - 10:45— 11:25 Перемена 10 минут
- урок -11:35 — 12:15 Перемена 35 минут
- урок - 12:50 —13:30 Перемена 10 минут
- урок - 13:40 — 14:20 Перемена 20 минут
Занятия курсов по выбору и спортивных секций начинаются в 14:50 и проходят в режиме сдвоенных уроков:
- пара - 14:50 - 16:20;
- пара - 16:30 - 18:00.
При проведении учебных занятий по предметам «Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык», «Информатика», «Физика», «Экспериментальная физика», «Русский язык», «Физическая культура» может осуществляться деление классов на две группы.
К основным видам промежуточной аттестации в Лицее относятся: экзамен, зачет, контрольная работа, диктант, сочинение, разработка проекта с его последующей защитой, практика.
Промежуточная аттестация по итогам года распределяется по параллелям следующим образом:
8 класс —
- письменный экзамен по алгебре;
- устный экзамен по геометрии;
- письменный экзамен по физике.
9 класс —
- устный экзамен по геометрии;
- письменный экзамен по физике.
10 класс —
- письменный экзамен по алгебре;
- устный экзамен по геометрии;
- письменный экзамен по физике;
- устный экзамен по предметам, выбор которых определяется и утверждается ежегодно решением Педагогического совета не позднее 15 ноября текущего года.
По решению Педагогического совета Лицея может быть введена промежуточная аттестация по иным предметам, а также изменены формы промежуточной аттестации.
Целью реализации учебного плана является создание условий для:
- обеспечения освоения всеми учащимися содержания государственного образовательного стандарта;
- дополнительной (углубленной) подготовки учащихся по физике, математике, информатике (программированию);
- овладения учащимися методологическими компетентностями в области естественнонаучных и технических дисциплин;
- формирование психолого-педагогических условий для предпрофильной подготовки (профильной ориентации), профессионального самоопределения;
- овладения учащимися навыками научно-исследовательской и проектной деятельности.
Задачи образовательной деятельности:
1. Достижение учащимися глубоких знаний по математике, физике, информатике, развитие умений интегрировать знания профилирующих предметов и смежных с
ними предметов. Овладение учащимися учебными умениями не только практического, но и интеллектуального характера (анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация).
- Формирование у учащихся аналитического мышления как основы их будущей исследовательской и иной общественно-полезной деятельности.
- Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии, формирование готовности ученика к адаптации в современном обществе, то есть к решению стандартных и нестандартных задач в различных сферах жизнедеятельности.
- Создание культурно насыщенной образовательной среды, воспитание ценностного отношения к достижениям человеческой культуры.
- Создание условий для овладения учащимися современными информационными технологиями и средствами межкультурного взаимодействия, формирование коммуникативных навыков.
Особенности лицея:
Лицей осуществляет образовательный процесс только на II и III ступенях общего образования по образовательной программе, обеспечивающей углубленное изучение предметных областей «Математика, Информатика» и предмета «Физика».
Принципы построения учебного плана:
Учебный план Академического лицея «Физико-техническая школа» отражает стратегию организации образовательного и воспитательного процесса в Санкт- Петербургской школе и строится на следующих принципах:
- реализация права каждого ребенка на качественное образование, исходя из его способностей, уровня развития, трудолюбия, моральных и поведенческих установок;
- преемственность образования на его разных ступенях, создание дифференцированных условий для максимально полного раскрытия потенциала учителя и ученика;
- воспитание исследователя;
- ориентация школьного образования на достижение выпускниками социальной
зрелости.
Часть 2
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебный план разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 с учетом примерной образовательной программы основного общего образования (№5 в Реестре примерных образовательных программ), утвержденной протоколом заседания Федерального УМО по общему образованию (протокол №1/ 15 от 08.04.2015 г.)
Особенностью учебного плана является наличие в Лицее классов, обучающихся на II ступени два года (8-9 классы) и один год (9 класс).
С 8 класса в Лицее реализуется основная образовательная программа основного общего образования, обеспечивающая дополнительную (углубленную) подготовку учащихся по математике (алгебре и геометрии), физике, повышенный уровень подготовки учащихся — по информатике.
Особенность индивидуального учебного плана Лицея 8-9 классов состоит в том, что значительно увеличено количество часов на изучение профильных предметов алгебра, геометрия, физика. При этом в 8 и 9 классах уменьшено число часов на изучение
предмета «География» (на 1 час в неделю), а в 8 классе — на образовательную область «Искусство» (на 1 час в неделю). Качественное изучение материала достигается за счет межпредметного взаимодействия с предметами «История», «Химия», «Физика» и уплотнения изучения соответствующих курсов. Высвобожденные часы в 8 и 9 классах направлены на предметы «Физика», «Алгебра», «Геометрия».
В рамках обязательной технологической подготовки обучающихся для обучения графической грамоте и элементам графической культуры раздел «Черчение» (техническая графика) изучается в курсе «Геометрия». Это способствует формированию приемов графической деятельности по выполнению чертежей, эскизов, технических рисунков и других изображений, овладению приемами чтения графической информации, встречающейся в разнообразных сферах деятельности человека.
Часы учебного предмета «Технология» в 9 классе передаются в компонент общеобразовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся. В связи с тем, что в лицее профильное обучение ведется, начиная с 8 класса, часы, переданные на предпрофильную подготовку, в 9 классе распределяются между профильными предметами: математикой (алгебра) и физикой.
Изучение учебного курса «История и культура Санкт-Петербурга» 8-9 классах проводится в рамках модулей различных учебных предметов (литература, история).
Основными результатами реализации общеобразовательной программы основного общего образования являются достижение учащимися уровня функциональной грамотности, соответствующего стандарту основной школы, и переход к обучению, обеспечивающему дополнительную (углубленную) подготовку учащихся по математике, физике, информатике, начиная с 8-го класса.
Недельный учебный план основного общего образования
Учебные предметы Классы |
Количество часов в неделю |
||
8 |
9а |
96 |
|
Алгебра |
5 |
5 |
5 |
Г еометрия |
3 |
3 |
3 |
Физика |
4 |
4 |
5 |
Экспериментальная физика |
- |
2/0 |
0/1 |
Литература |
2 |
2/3 |
2/3 |
Рус. язык |
2 |
2 |
2 |
Биология |
2 |
2 |
2 |
Химия |
2 |
2 |
3/2 |
Информатика |
2 |
2 |
2 |
История |
3 |
2 |
2 |
Английский |
4 |
4 |
4 |
Нем./франц. яз. |
2 |
2 |
- |
Г еография |
1/2 |
1 |
2/1 |
Физкультура |
4 |
4 |
4 |
ИТОГО |
36/37 |
37 |
36 |
Ожидаемый результат освоения содержания образования второй ступени (основное общее образование) состоит в следующем:
- достижение учащимися повышенной образованности в области математики, физики, информатики;
- сформированность познавательного интереса в области физики, математики и информатики;
- овладение учащимися учебными умениями не только практического, но и интеллектуального характера (анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация);
- формирование у учащихся аналитического мышления как основы их будущей исследовательской и иной общественно-полезной деятельности;
- сформированность коммуникативных навыков;
- готовность ученика к адаптации в современном обществе, то есть к решению стандартных и нестандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
- готовность к осознанному выбору учащимися профиля дальнейшего обучения в 10-11 классе.
Часть 3.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Индивидуальный учебный план Х-Х1 классов разработан в соответствии с федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 в целях реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Учебный план реализует модель дополнительного (углубленного) изучения предметов физико-технического профиля. Это позволяет сохранить преемственность со II ступенью обучения образовательной программы с дополнительным (углубленным) изучением предметов технического профиля.
Особенность учебного плана 10-11 классов состоит в том, что значительно увеличено количество часов на изучение профильных предметов алгебра, геометрия, физика, информатика при реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» за счет регионального компонента и компонента образовательной организации.
Недельный учебный план основного общего образования
Учебные предметы Классы |
Количество часов в неделю |
|||||
10А |
10Б |
10В |
НА |
11Б |
11В |
|
Алгебра |
5 |
5 |
5 |
4/6 |
5 |
5 |
Геометрия |
3/2 |
3 |
3 |
3 |
3/2 |
3/2 |
Физика |
5 |
5 |
6 |
5 |
6 |
6 |
Экспериментальная физика |
2 |
2 |
0/2 |
2/1 |
2 |
2 |
Литература |
3/2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
Рус. язык |
1 |
1 |
1 |
1/2 |
1/2 |
1/2 |
Биология |
2 |
2 |
2 |
1/2 |
2/1 |
2/1 |
Химия |
2/3 |
2/3 |
3 |
3/0 |
2/0 |
2/0 |
Информатика |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
История |
3/2 |
3/2 |
3/2 |
2 |
2 |
2 |
Английский |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Нем./франц. яз. |
2 |
- |
- |
2 |
- |
- |
Астрономия |
- |
- |
1 |
1/0 |
1/0 |
1 |
Физкультура |
2 |
2 |
2 |
2/0 |
2/0 |
2/0 |
Практика |
0/2 |
- |
- |
2/0 |
2 |
2 |
ИТОГО |
36 |
34 |
36 |
36/31 |
36/30 |
36/31 |
Предмет по выбору |
4 |
4 |
4 |
6 |
6 |
6 |
Секция по выбору |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Факультативы |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Консультации |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |