ЧЕРЕДА СЧАСТЛИВЫХ СЛУЧАЙНОСТЕЙ СЕРГЕЯ ТАРАСЕНКО

Доктор физико-математических наук, профессор РАН, член-корреспондент РАН Сергей Анатольевич Тарасенко возглавляет Кафедру теоретической физики в Академическом университете им. Ж.И. Алферова и является заведующим Сектором теории квантовых когерентных явлений в твердом теле ФТИ им. А.Ф. Иоффе.
Бывший выпускник Лицея ФТШ готовит будущих теоретиков-физиков, специалистов высокой квалификации в области физики твердого тела и физики полупроводников, читая в стенах Алфёровского университета лекции по Квантовой механике.

СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ, ЧТО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ПОМОГЛО ВАМ СТАТЬ СЕРЬЕЗНЫМ УЧЕНЫМ? 

Сложный вопрос. Во-первых, я занимаюсь физикой профессионально, и, наверное, у меня есть научные результаты, но называть себя серьезным учёным как-то странно. Я думаю, что все-таки интерес к занятию наукой, интерес к физике. Не помню, чтобы у меня было когда-то сильное желание или рвение вообще что-то делать. Но вот интерес к занятию наукой есть, мне кажется, это стоящее дело. Когда удается решить научную задачу, узнать что-то новое, испытываешь положительные эмоции. Я в последнее время, к сожалению, не так много, как хотел бы, занимаюсь наукой, много административных дел, лекций, и когда удается выделить целый день на занятие наукой – это счастье. В последнее время даже стал получать удовольствие, когда работаю над какой-то проблемой, а решение не находится. Решаешь какую-то задачу и не понимаешь, как ее решать, и вот это заводит, появляется азарт, и начинаешь испытывать позитивные эмоции. 

ПОЧЕМУ ВЫ НАЧАЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ФИЗИКОЙ? КАКИМ БЫЛ ВАШ ПЕРВЫЙ НАУЧНЫЙ ИНТЕРЕС?

В целом, когда я учился в школе, мне нравилась физика и математика, потом я поступил в школу ФТШ. Думаю, что преподаватели ФТШ в значительной степени сформировали мой интерес к физике. С благодарностью хочу вспомнить своего учителя физики Николая Михайловича Химина, он продолжает работать в ФТШ. Мне кажется, мы у него были первыми студентами, которых он учил, и отношение было очень неравнодушным. А дальше все как-то шло само: Физико-технический факультет в Политехе, потом аспирантура и работа в Физтехе. Мне кажется, что была череда случайных событий, которые определили путь, хотя, может быть, они только казались случайными. В детстве я точно не думал, что буду заниматься физикой полупроводников в ФТИ им. А.Ф. Иоффе, да и про существование такого института не знал. Окружение людей и какие-то случайные события помогли определиться. В Физтехе я работаю в Секторе теории квантовых когерентных явлений в твердом теле и в сектор тоже попал благодаря случаю. Мы с приятелем сдавали теоретический минимум, когда были студентами. Оба сдали. По договоренности с руководителями шли проходить практику в разные сектора, и кто в какой – мы просто кинули монетку. И она определила!

ЧТО ДЛЯ ВАС БЫЛО САМЫМ СЛОЖНЫМ, КОГДА ВЫ НАЧИНАЛИ ПРЕПОДАВАНИЕ?

Я преподаю уже больше 10 лет, но, признаюсь, до сих пор лекции  –  это большой стресс. Наверное, сложным было запомнить всё, что хочешь рассказать на лекции. Я составлял планы и конспекты лекций и старался держать их в голове. Сложным было не упустить какие-то моменты, последовательно рассказать все, что планировал. Сейчас, по прошествии лет, отношусь ко всему спокойнее. 

КАКОЙ САМЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ ВОПРОС ВАМ ЗАДАВАЛИ СТУДЕНТЫ?

Я думаю, интересных вопросов было много, сейчас с ходу и не вспомню. Очень здорово, когда задают вопросы, на которые не знаешь ответа или с ходу не сообразишь. Такие случаи у меня были. Тогда думаю, размышляю в течение недели и уже на следующей лекции отвечаю на заданный вопрос. Очень интересно, когда читаешь курс уже несколько лет, и вроде там уже все ясно и понятно, и вдруг возникают какие-то места, которые ты неправильно или неточно понимал или просто не задумывался над ними.

ЧТО ВЫ ЦЕНИЛИ В ПРЕПОДАВАТЕЛЯХ, КОГДА БЫЛИ СТУДЕНТОМ? ВЫ ПРИМЕНЯЕТЕ ЧТО-ТО ИЗ ЭТОГО НА СВОИХ ЛЕКЦИЯХ?

Наверное, в первую очередь профессионализм. Я думаю, что очень хорошо, когда преподаватель умеет интересно рассказывать, эмоционально, творчески, но, наверное, самое главное – чтобы преподаватель хорошо знал предмет, который рассказывает. Мне в этом смысле повезло – я учился на базовом факультете, и много преподавателей было из Физтеха. Это люди, которые не просто пересказывают учебники, которые когда-то прочли, а сами профессионально занимаются научными исследованиями. Когда человек занимается наукой, это чувствуется и в преподавании.
Лекции у нас читали выдающиеся учёные, например Еугениюс Левович Ивченко (физику твердого тела) и Дмитрий Георгиевич Яковлев (квантовую механику). Я был очень рад, когда их одновременно избрали в Академию наук. 
Здесь, в Алфёровском университете, большая часть преподавателей – действующие учёные мирового уровня, ведущие специалисты в своих областях. Это уникальное место. Замечательное! 
Думаю, чтобы лекции воспринимались лучше, не были монотонными, можно чередовать темп. В классической музыке, например у Рахманинова, идет такое замечательное чередование медленных, спокойных и более быстрых, эмоциональных моментов, и это увлекает и не дает скучать. Видимо, такие приемы смены настроения и темпа можно применять и на лекциях. 

ЕСЛИ ПОФАНТАЗИРОВАТЬ, КАКИМ ОПЕРАТОРОМ ВЫ БЫ БЫЛИ В КВАНТОВОЙ МЕХАНИКЕ И ПОЧЕМУ?

Я бы хотел быть эрмитовым оператором, чтобы быть реальным. У эрмитовых операторов все собственные значения вещественны, реальны.

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ФИЗИКА ЭТО ЛЕГКО?

Я думаю, что это понимаемо. Может быть не очень легко, но познаваемо. В физике накоплен громадный опыт, получено множество результатов. Но все результаты получены людьми, описаны в научных статьях, книгах, учебниках. Думаю, что во всех научных результатах можно разобраться, даже если тема сложная. В области теоретической физики – точно. 

КАКИЕ КНИГИ БЫЛИ НА ВАШЕЙ КНИЖНОЙ ПОЛКЕ В ДЕТСТВЕ?

Пытаюсь вспомнить. Наверное, это были книги не по физике, скорее развлекательные книги, которые читали дети. Потом уже, когда стал постарше, любил читать книги по популярной физике и химии, позже брошюры Библиотечки «Квант». 
На меня большое впечатление произвел роман Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи», который я достаточно поздно прочел. Вот он мне очень понравился. В какой-то момент взахлеб читал Булгакова «Мастер и Маргарита», перечитывал несколько раз. 
Сейчас читаю Гончарова «Обломов». Почему-то я прошел мимо этой книги и вот сейчас решил посмотреть. Конечно, я нахожу какие-то параллели между собой и Ильей Ильичом. 
Еще мне очень нравится Гоголь. Раньше казалось, что это классический школьный автор, не очень современный, но сейчас я читаю и вижу, что Гоголь очень точно пишет и про устройство страны, и про отношения между людьми, и всё понимает. В его книгах можно найти какие-то совершенно неожиданные моменты, которые раньше пропускал. Книги написаны достаточно давно, а как современны! Как это удаётся?! 

ПОМИМО ЧТЕНИЯ, КАК ВЫ ПРОВОДИТЕ СВОЙ ДОСУГ? КАК ВАМ УДАЁТСЯ ОТДЫХАТЬ?

Как в анекдоте: «Как вы отдыхаете? А я стараюсь не напрягаться!». Я очень люблю гулять, кататься на велосипеде, на лыжах. 

ВАША ЗНАЧИМАЯ ТОЧКА УСПЕХА?

Слово успех мне вообще не нравится. В моей жизни было несколько важных событий, которые определили выбор профессии и достижения. Важным событием было поступление в ФТШ, потом решение учиться на Физико-техническом факультете. Затем я пришел на практику в Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе, почти не зная, что это за институт. Ведь есть другие научные центры и университеты. И только попав в Физтех, я понял, как мне повезло. Понял, насколько это мощный и уникальный научный центр. Какие интересные работы в области фундаментальной и прикладной физики там ведутся, какие выдающиеся ученые там работают, и какие замечательные отношения между людьми. И ФТШ, и Алферовский университет созданы Физтехом, и здесь такая же творческая и доброжелательная атмосфера. Её нужно оберегать и поддерживать.