Новости

Используйте ссылки ниже для перехода к интересующим подразделам.

ХОББИ-Т - ОТ ШВАРЦА ДО ПРИСТЛИ

23 мая 2022, 09:27

В ГОД СВОЕГО 20-ЛЕТИЯ ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР АЛФЕРОВСКОГО ЛИЦЕЯ ПОКАЗАЛ СПЕКТАКЛЬ, В КОТОРОМ ДЕТИ СЫГРАЛИ ВОЗРАСТНЫЕ РОЛИ

   Экзамен, который не входит в учебные планы Алферовского лицея, каждую весну сдают своим ровесникам самодеятельные артисты школьного театра Хобби-Т. В нем приобщаются к сценическому искусству те же лицеисты, избравшие своим хобби - театр. И наградой за творческую отвагу служат для них аплодисменты зрителей.


Под занавес нынешнего учебного года они сыграли на собственной театральной сцене премьеру спектакля "Время и семья Конвей" по пьесе английского писателя Джона Бойнтона Пристли. Зал на премьере был набит битком, даже ступеньки на два часа стали сидениями. И под занавес артисты услышали не аплодисменты, а настоящую овацию, к которой присоединились и мы.


   Поставила спектакль руководитель школьного театра режиссер Анастасия Тилина, рискнувшая предложить ученикам 9-11-х классов сложный драматургический материал. Исполнители проживают в спектакле два этапа жизни своих героев: в юности и двадцать лет спустя.


- АНАСТАСИЯ ОЛЕГОВНА, НЕ БЫЛО ЛИ У ВАС ОПАСЕНИЯ, ЧТО ШКОЛЬНИКИ НЕ СМОГУТ СПРАВИТЬСЯ С ВОЗРАСТНЫМИ РОЛЯМИ ДА ЕЩЕ В АНГЛИЙСКОЙ ПЬЕСЕ?

   - Опасения, конечно, были. Но я никогда не навязываю ребятам то, что им не нравится. Мы с ними всегда обговариваем с чем будем работать. Я им предлагала взять на выбор легкий разминочный материал или попробовать вот это. Когда я им об'яснила отправную суть этого спектакля с точки зрения актерского проживания ролей, они очень захотели взять именно эту пьесу. Им стало интересно все это прожить...

И, как мне кажется, мы с этим справились. Есть в пьесе еще и третье действие, которое является продолжением первого. В принципе это свойственно писателю - все время предлагать зрителю вариант ответа: а могло ли бы все случиться как-то по-другому, если бы... И получилось так, что самые легкие и самые яркие моменты играть им было сложнее всего, а вот драму, надрыв, ссоры у ребят шли идеально. Не знаю с чем это связано, но факт остается фактом. Взрослых, умудренных жизнью и проблемами, им, как ни странно, играть оказалось легче. Может, в этом есть некий элемент терапии. Причем самая младшая девочка в студии, девятиклассница Анна Красовская, играет в спектакле самую старшую женщину.
- НАСКОЛЬКО УДАЧНЫМ ОКАЗАЛОСЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО РОЛЯМ?

   - Думаю, что удачным, потому что мы подготовили к премьере два состава. И на какой-то одной роли могут стоять два исполнителя. А какие-то ребята освоили свои роли настолько, что готовы были пробовать другие. Например, прекрасный наш выпускник Митя Ляпин в пятницу сыграл Алана, старшего брата, а во втором вышел в роли Эрнеста Биверса, того самого антагониста, на роль которого поначалу не было охотников. Тот юноша, на которого я рассчитывала, твердо сказал: любая роль, кроме этой.


Персонаж этот действительно сложный, не вызывающий симпатий. Но я ребятам все время говорю, что нужно быть адвокатом своей роли и понимать изначально мотивы поведения героев, поступков человека. Если вам кажется, что он ведет себя не должным образом, нужно, в первую очередь, ответить себе на вопрос - почему? Это и в жизни пригождается, и на сцене, безусловно, тоже. Ну вот Митя все это проанализировал довольно точно. А еще моя бесконечная ему благодарность - за декорации. Он принес свой инструмент, выпилил нам из дерева совершенно замечательное окно на всю стену. Просто чудо какое-то! Он на сегодняшний день самый старый хоббитовец., начинавший еще в "Обыкновенном чуде" - спектакле, который был у нас отрепетирован, но, к сожалению, не вышел из-за пандемии. А он был там замечательным королем.

- ТАК МОЖНО БЫЛО, НАВЕРНОЕ, СЫГРАТЬ ЭТУ ПЬЕСУ В БОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНОЕ ВРЕМЯ, В ДРУГОМ СОСТАВЕ?..

   - Мне советовали вернуться к этой пьесе, но лично для меня это было невозможно. Я видела во всех персонажах лица тех ребят, которые уже вошли в свои роли. И поменять их на других исполнителей я посчитала неэтичным... У меня ведь в этом театре это было уже второе обращение к Евгению Шварцу. Первым моим спектаклем в этом театре была "Тень".

- ЭТО, ВИДИМО, БЫЛО ОЧЕНЬ СМЕЛО?

   - Поначалу я предложила ребятам легкую прогулку в виде театра представления. Они вежливо прослушали все, что я им прочитала и столь же вежливо спросили - а нет ли чего-то другого? Так возникла "Тень", театр проживания, очень серьезный материал. И вот тут после читки я увидела у ребят совсем другие глаза. Они загорелись, они захотели это играть... Честно говоря, с нашей стороны в этом выборе было большое нахальство.

Но как-то, вглядевшись в эти молодые лица, я вдруг отчетливо увидела: вот этот юноша - ученый, это - Аннунциата, а это - журналист Цезарь Борджиа... И у меня в воображении соединились все пазлы. На этот спектакль сложился замечательный актерский ансамбль. Но началась у меня история с этим театром не с "Тени", а с Владимира Борисовича Воловика, моего коллеги по Театру Дождей ...

...И УЧИТЕЛЯ ХИМИИ В ФТШ?

   - Вот именно... Это он двадцать лет назад был основателем и руководителем театра Хобби-Т и название это придумал. И однажды он предложил мне заняться этим театром вместо него. Об'яснил: «Я подустал, а дети хотят театр. Давай, может быть, ты?». Мне было страшно, скажу честно. Боялась, что не смогу найти общий язык со школьниками, избравшими целью жизни науку. Я отказалась. Но Владимир Борисович продолжал упорствовать и в какой-то момент я сказала: "Ну, давай попробуем". Это был 2016-й год.

И я очень признательна моему коллеге за то, что все эти годы он в курсе наших дел, помогает, советует, иногда и критикует. У нас с ним разный подход к подбору исполнителей. Он находит пьесу и, зная лицеистов как их учитель, ищет среди них исполнителей на все роли. У меня же другой принцип: я в начале года знакомлюсь со всеми кто пришел в театр и именно для них ищу какую-то пьесу, которая бы удачно распределилась по исполнителям.


- У ПАНДЕМИИ ТОЖЕ БЫЛ СВОЙ СЮЖЕТ, СВОЯ ДРАМАТУРГИЯ, ПОЭТОМУ ЧУДА С "ОБЫКНОВЕННЫМ ЧУДОМ" НЕ СЛУЧИЛОСЬ. НО, МОЖЕТ БЫТЬ, ВЗАМЕН ЭТОГО В ЖИЗНИ ТЕАТРА ПРОИЗОШЛИ КАКИЕ-ТО ДРУГИЕ ЧУДЕСА?

   - Таким чудом я считаю спектакль "ART" по пьесе Ясмины Реза. Этой постановки не было бы, не помоги нам ковид. После пика пандемии наступило небольшое послабление, и классы были допущены в Лицей, но при условии автономного там проживания. Между ними контактов не было. И вот в 11-м классе оказались у меня три "театральных юноши" - Илья Янин, Антон Киреев и Михаил Бузаков, готовые работать.

Мы долго искали материал, пока не вышли на "ART" - пьесу, потребовавшую от школьников огромного упорства. Мы ведь репетировали в зуме, и они поначалу вообще не чувствовали, что это комедия, что они могут зацепить зрителей. Только за месяц до премьеры мы вышли на сцену, стали выстраивать действие. И премьера стала сенсацией. Причем в тот же год мы, несмотря на пандемию, выпустили еще один спектакль - по рассказам Аркадия Аверченко.


- КАКИХ ПРИНЦИПОВ ВЫ ПРИДЕРЖИВАЕТЕСЬ, СТРОЯ ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР?

   - Главное для школьного театра - доставлять ученикам удовольствие. И я стараюсь ничего не делать против их желания, не потакать в каких-то случаях своим режиссерским амбициям. Но я стараюсь средствами театра раскрыть их творческое начало. Сперва я с ними знакомилась, проводила тренинги, наблюдала, какие они. И оказалось, что в них очень много спрятано, чего сразу не разглядишь. Под искусственным панцирем мрачноватого подростка, полностью зацикленного на каких-то технических вещах, прячется, например, поэт, который пишет хорошие стихи, но пишет их в стол, никому не давая читать.

Раз пишет, значит, есть такая потребность в душе. И с течением времени я поняла, что как раз из-за технической направленности школы, из-за того, что основной вид их деятельности связан с точными науками, их гигантский творческий потенциал имеет риск остаться нереализованным. Театр в данном случае может оказаться для них отдушиной. Они здесь по-новому раскрываются. Казалось бы, можно довольствоваться малым, можно сделать простенько, но им хочется большего. И этим они невероятно радуют меня в своих стремлениях, желаниях.


- МНЕ КАЖЕТСЯ, ВАМ В ЭТОМ НОВОМ ДЕЛЕ ОЧЕНЬ ПОВЕЗЛО С КОМПАНИЕЙ...

   - Да, безусловно. Они нацелены на хороший уровень, на серьезное творческое предложение.

- ХОББИ-Т - ИЗВЕСТНЫЙ В ГОРОДЕ КОЛЛЕКТИВ?

   - Нет, к сожалению. Я на эту тему тоже очень крепко думаю, потому что есть желание выйти во внешний мир, себя показать, на других посмотреть. Но ребята сильно загружены по основной учебе, поэтому я к этому стараюсь относиться деликатно. Я, конечно, им предложу, и они захотят, они очень легко откликаются на все идеи. Но им, в первую очередь, нужно думать об учебе.


- ГОВОРЯТ, ЧТО ТАЛАНТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК ТАЛАНТЛИВ ВО ВСЕМ, ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ ЛИ ЭТО НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ВАШЕГО ТЕАТРА?

   - Я стараюсь не разбрасываться такими словами, как "у тебя талант", "ты очень талантлив". Реализоваться может даже человек, который не наделен особым талантом, вот в чем дело. За счет упорства и желания достичь цели. Благодаря этому он может сделать больше, чем бесконечно одаренный и талантливый человек, который по сути своей - раздолбай и привык на таланте выезжать. Очень большое значение имеет трудолюбие. Все эти ребята колоссальную нагрузку несут, я на них смотрю, и мне остается только восхищаться ими и бесконечно их уважать.


- ТЕАТР СУЩЕСТВУЕТ, УДИВЛЯЕТ И РАДУЕТ СВОИМИ УСПЕХАМИ. А ЧТО ЛИЧНО ВЫ, КАК РУКОВОДИТЕЛЬ, МОГЛИ БЫ НАЗВАТЬ ГЛАВНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ В СВОЕЙ РАБОТЕ?

   - Если кто-то со стороны, например, театральный критик, будет смотреть наш спектакль, то, конечно, найдет к чему придраться. Но люди, которые этих детей знают, видят их совсем иначе. В начале учебного года приходит ко мне какой-то очень-очень деревянный человечек.


Он всего боится, весь зажат. А потом в конце года он выходит в спектакле и - сверкает, сияет, творит какие-то удивительные вещи. На мой взгляд, это вот и есть победа, когда человек находит возможность преодолеть свои страхи и комплексы. Вот это я и называю успех, когда человек совершает большой подвиг над самим собой. И если я к этому хоть немного причастна, то это для меня - самая большая радость.


Беседу вел Олег Сердобольский
Фото Юрия Белинского--0--