Новости

Используйте ссылки ниже для перехода к интересующим подразделам.

ВАЛЕРИЙ РЫЖИК: "В МАТЕМАТИКЕ ЕСТЬ КРАСИВЫЕ МЫСЛИ"

25 августа 2022, 13:48

ЭТОТ НАРОДНЫЙ УЧИТЕЛЬ РОССИИ, ОТМЕЧАЮЩИЙ СВОЕ 85-ЛЕТИЕ, ЗА ВЕСЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПУТЬ НЕ ПОВТОРИЛ НИ ОДНОГО СВОЕГО УРОКА

На персональную строчку в "Книге рекордов Гиннесса" вполне мог бы претендовать народный учитель России Валерий Рыжик. В пять лет он вместо букваря учился читать по роману "Анна Каренина" (в военную пору других книг под рукой не оказалось). Об этом эпизоде из своего детства Валерий Адольфович вспомнил во время нашей встречи накануне его 85-летия.
Предполагалось, что в интервью, посвящённом этой дате, учитель математики расскажет об особенностях своей работы, которая продолжается почти шестьдесят пять лет. Но всё вышло совершенно непредсказуемо, потому что мой собеседник словно забыл - какой предмет он ведёт.


РОМАН ТОЛСТОГО - ВМЕСТО БУКВАРЯ

А всё началось, казалось бы, с очень уместного вопроса.

- ВАЛЕРИЙ АДОЛЬФОВИЧ, ВЫ ДИТЯ ВОЙНЫ. БЫЛА ЛИ У ВАС ТОГДА МЕЧТА, КЕМ БЫ ВЫ ХОТЕЛИ СТАТЬ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ?

- Во время войны мне было от четырех до восьми лет. О чём думает мальчишка в таком возрасте? Как и многие мои сверстники, я хотел стать милиционером, пожарным, моряком – видимо, впечатляла амуниция… Я с мамой и бабушкой был в эвакуации в Башкирии. Мы втроём жили в шестиметровой комнатушке. Я спал на сундуке. Бабушка была инвалидом, она плохо говорила, почти не слышала, не могла читать. Поэтому я толком не знаю ни одной детской сказки. Потом волею случая мы втроём оказались в Архангельске, где я закончил первый класс. И первая книга, которую я прочитал, была "Анна Каренина".


- ВЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРОЧИТАЛИ ЭТОТ РОМАН?

- Я на нём учился читать, по буковке разбирал текст, осилил довольно много. И вышло так, что роман этот прошёл через всю мою жизнь. Я смотрел все фильмы, спектакли, которые сделаны по этому роману. В этой женщине - потрясающая загадка. Почему так часто к роману обращаются художники? Что в ней так привлекает? Дальше вы можете выкинуть то, что я буду говорить, потому что у каждого - свой образ этой женщины. Я понимаю, что Анна Каренина - это понятие. Живого такого человека нет и не было. Обычно мы смотрим на что-то реальное и под это реальное готовим словесную модель, то есть текст. Когда мы читаем книгу, наше воображение идёт, будто в обратную сторону. А тут всё произошло наоборот. Перед нами - модель, то, что написано у Толстого, а наше воображение на основании этой модели создаёт реального человека. И его судьбу, его жизнь мы переживаем. В этом смысле литература и математика противоположны. Потому что математика берёт что-то реальное (Земля крутится вокруг Солнца, стоит египетская пирамида) и строит модель, как, к примеру, это сделали Птолемей, Кеплер. А Толстой (да и все писатели) делают наоборот - они текстом задают модель человека, а мы эту модель оживляем и переживаем судьбы героев книги, ждём, чем всё с ними закончится.
У меня своё толкование Анны Карениной. В жизни она ничего не делает, только существует. Не смогла принести счастья ни первому мужу, ни второму, ни своим детям. И мне всегда было интересно - что покажут нам режиссёры и актрисы, которые её играют. И никто не показал женщину-стерву. Анна не создана приносить близким людям счастье, в этом смысле она стерва. И она ведь прошла рядом со смертью, когда рожала. Но даже это потрясение ничего в ней не изменило. А роман великолепный. И есть один эпизод в "Анне Карениной" - сцена на катке. Это что-то потрясающее! Три раза читал я этот роман - и каждый раз чтение было для меня событием...
В школе я прочитал почти всего Льва Толстого, кроме "Войны и мира". Терпеть не мог этот роман, потому что надо было в школе отвечать: "Образ Пьера Безухова", "Образ Кутузова". Да на фиг мне были нужны эти образы! Школьная литература отбила охоту читать те книги, в которых из чуда текста оставались только все эти образы.

РЕНЕССАНС РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



- А КАКОЙ СЕГОДНЯ У ВАС КРУГ ЧТЕНИЯ?

- Ну, к примеру, сегодня я пойду в библиотеку и знаете какую возьму книгу? Роман "Обломов". Я понял, что его надо прочитать во взрослом состоянии. У меня сейчас ренессанс русской литературы. Я прочитал Герцена - "Былое и думы", Фонвизина, Грибоедова, Аверченко, прочитал почти всего Гоголя... Гоголь это вообще чудо. Какие потрясающие у него "Петербургские повести"! Я вам очень советую, если хотите избавиться от плохого настроения, почитайте "Ночь перед Рождеством" или "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". Такой язык! Как он такое сочинил!

- ГОГОЛЬ - САМЫЙ ЛЮБИМЫЙ ВАШ ПИСАТЕЛЬ?

- Гоголь и Чехов. Антон Павлович - это отдельное чудо. Прочитал все его собрание сочинений. Буквально из ничего он делает человеческие судьбы. Самой главной пьесой для меня был "Вишневый сад". Такие интеллигенты замечательные, такие благородные люди. И, представляете, они уходят из заколоченного дома, в котором остался Фирс. Они его забыли.



- А ПОЧЕМУ, КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ КОМЕДИЕЙ?

- Комедия - это всегда несоответствие. Когда одно соответствует другому, никакой комедии нет. Ну, а когда интеллигенция, гордость России, заколотила в доме живого человека - это комедия. Не в том смысле, чтобы похохотать, а в том, что возникло такое вот несоответствие. Это моя интерпретация, я ни на чём не настаиваю. В чеховских пьесах используется один и тот же ход - собрались люди, поговорили, разошлись. Казалось бы, что происходит в "Чайке", в "Дяде Ване"? Да ничего особенного. Но почему-то во всём мире ставят пьесы чужеземного автора. Что-то к Чехову притягивает. В то же время мы толком не поймём иную американскую пьесу, потому что там другой менталитет, им другое нравится. У меня дома лежит сборник американских анекдотов, их штук сто. Читая их, я ни разу не улыбнулся. Им смешно совершенно не то, что нам. И им никогда не понять гениальной миниатюры Жванецкого про раков. А мы - хохочем, потому что все узнают себя в этой ситуации. Впрочем, у меня был период увлечения американской литературой, там много не просто замечательных, но и великих книг. Твен, Фолкнер, Хемингуэй, Лондон, О'Генри, Хеллер…
Хотя, конечно, литература - это язык, и с родной литературой живёшь как с чем-то родным. В десятом классе я написал сочинение на тему "Поэт и поэзия в творчестве Пушкина, Некрасова и Маяковского". И учительница литературы Мария Николаевна Байкова отозвала меня куда-то наверх и сказала: "Сочинение очень интересное, но надо писать то, что полагается, а не то, что ты думаешь". Потом кто-то из моих знакомых сказал, что это вообще тема докторской диссертации.

АЖИОТАЖ С ПОДПИСКОЙ



- КАКАЯ БЫЛА БИБЛИОТЕКА У ВАС ДОМА?

- Книги у меня в доме появились только потому, что я их стал покупать. Я учился в девятом классе, это был 53-й год. В те годы начался ажиотаж с подпиской. Выстраивались громадные очереди, были списки, были переклички. Я с однокашниками однажды ночью отправился в Стрельну, потому что прошёл слух, что там очередь маленькая и можно подписаться, по-моему, на Джека Лондона. Мы пешком пошли туда, да зря. Самое большое мое везение - подписка на Библиотеку всемирной литературы (БВЛ) в 200-х томах. Моя жена прочитала всё это собрание, включая киргизский и азербайджанский эпос. У меня так не получилось. И когда я понял, что двести томов мне не осилить, хватило около половины, я передал эту библиотеку нашей ФТШ. Она занимает целый шкаф.



- ЕСТЬ ЛИ У ВАС ПРЕДПОЧТЕНИЯ В КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ?

- Со студенческих лет я начал собирать афоризмы. У меня сейчас около ста сборников мудрых изречений. Я смотрю на афоризмы, как на литературный жанр. Мало иметь мысль в голове, можно её передать так, чтобы... Приведу один пример, из Ларошфуко: "У нас у всех достанет сил, чтобы перенести несчастье ближнего". Это же действительно литература, только очень специфическая.

- А ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЧТО ВЫ ВЫДЕЛЯЕТЕ ДЛЯ СЕБЯ?

- По моим понятиям, лучшая книга - это роман "Красное и черное" Стендаля. В ней каждая новая глава - это как теорема. Сначала идёт эпиграф, а потом - раскрытие этого эпиграфа. Ещё есть "Иосиф и его братья" Томаса Манна, "Уловка 22" Хеллера, "Тайна Санта-Виттории" Роберта Крайтона, "Сирано де Бержерак" Ростана, "Три товарища" Ремарка.

- КТО ВАС ПРИСТРАСТИЛ К ЧТЕНИЮ?

- У меня были замечательные учителя литературы. В средних классах я помню Зинаиду Васильевну Назарову. Она понимала, что я прочитал всё, что требуется по программе. А что делать с семиклассником, который всё прочитал за десятый класс и не хочет слушать про образы? И она - светлая память Зинаиде Васильевне - принесла мне однажды том Мольера. На урок! Показала мне на "Мещанина во дворянстве" - прочитай это вот. Весь урок я молча хохотал. Помните, как господина Журдена учили танцевать? Как он удивлялся, что говорит прозой! Я поднял голову - Зинаида Васильевна смотрит на меня и улыбается.

НЕ ТОТ ПРЕДМЕТ...

- ВОТ Я СЛУШАЮ ВАС, ВАЛЕРИЙ АДОЛЬФОВИЧ, И У МЕНЯ ТАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО Я БЕСЕДУЮ С УЧИТЕЛЕМ ЛИТЕРАТУРЫ...


- Почему с учителем литературы?

- ПРОСТО УДИВИТЕЛЬНО, ПОЧЕМУ ВЫ ВСЮ ЖИЗНЬ ПРЕПОДАЕТЕ НЕ ЛИТЕРАТУРУ, А СОВСЕМ ДРУГОЙ ПРЕДМЕТ!

- То, что я не стал гуманитарием, это, наверное, генетика не сработала в эту сторону. Дело в том, что то наше время - это время становления атомной физики. И вообще физика начала мне нравиться... Я перестал списывать домашние задания по математике в восьмом классе. Мне некогда было решать эти дурацкие задачки, я читал книги. В седьмом классе я прочитал за год 150 книг. А интерес к учёбе у меня появился только из-за физики, в восьмом классе. Я быстро понял, что какие-то задачки по физике у меня не получались потому, что мне не хватало математики. И тогда я сам начал делать домашнюю математику. И заодно прочитал полный набор книг по занимательной математике Перельмана, "Что такое математика" Куранта и Роббинса, "Числа и фигуры" Радемахера и Теплица, "Волшебный двурог" Боброва.
В те годы вышли замечательные книги по физике. Во-первых, занимательные книги Перельмана (и по астрономии тоже). Затем "Атомное ядро" Корсунского. И ещё я прочитал поразительную книгу одного из столпов квантовой механики Шредингера "Жизнь с точки зрения физики". Книга вышла в 1948 году, когда была сессия ВАСХНИЛ, на которой заклеймили генетику как таковую. И в это время вышла книга Шредингера, в которой он объясняет, что происходит в генетике и как это выглядит с точки зрения физики. Я имел глупость прийти к нашему биологу и похвастаться тем, что прочитал эту книгу, спросив, не может ли он мне ответить на пару непонятных мест. А тогда был предмет "Основы дарвинизма", в котором клеймили менделизм-вейсманизм-морганизм, то бишь столпов генетики. Вёл этот предмет Иван Петрович Смирнов. Что он ответил, не помню, зато помню его замечательный тост на выпускном вечере. Застолье было с вином. И когда наши учителя-мужчины немного набрались, а все они были участниками Великой Отечественной войны, Иван Петрович сказал: "Я предлагаю тост за повышенный обмен веществ".

- КАК ЖЕ ТАК ВЫШЛО, ЧТО У НАС ВЫПУСТИЛИ ШРЕДИНГЕРА?

- К тому моменту книга уже была набрана, и, видимо, не захотели рассыпать набор. Выпустили небольшим тиражом. Ну а ко мне она попала потому, что моя мама работала в ЛИИЖТе, институте путейском. Там была роскошная библиотека, куда я ходил школьником и читал в основном популярную литературу. Я брал всякие книги по науке, Осилил в десять лет серьёзную книгу историка Мишулина о восстании Спартака и сделал по ней сообщение в кружке по истории при Дворце пионеров. Читал книги Ферсмана по геологии, "Враг под микроскопом" Кузнецовой о Пастере. И, в частности, почему-то взял книгу Шредингера. Конечно, я ничего не понял в квантовой механике, но понял, что всё на самом деле определяет генетика. Так что, видимо, и генетика так сработала, что мне начала нравиться физика. А почему - не знаю. Мне до сих пор много чего интересно в природе. В нашей лаборантской обсуждал сегодня с коллегами проблемы, связанные с биологией. Я говорю, ребята, вот курица снесла яйцо. Откуда она взяла строительный материал? Откуда курица знает, какой формы должно быть яйцо? Как это всё запрограммировано? Всё, что происходит в науке, очень интересно.

ВСЁ БЫЛО ДЕЛОМ СЛУЧАЯ

- ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОГОВОРИТЬ О ВАШЕЙ СУДЬБЕ В ПЕДАГОГИКЕ. КАК ВСЕ ТАК СЛУЧИЛОСЬ?

- Я не собирался быть учителем. Всё получилось случайно. Поступал в Ленинградский университет на физический факультет. Не хватило баллов. Удалось с этими баллами устроиться на вечернее отделение пединститута имени Герцена. И это было очень кстати, потому что в тот год серьёзно заболел отец, стал лежачим больным. Утром уходила мама на работу, а я оставался с отцом. Вечером приходила с работы мама, а я уходил учиться. После кончины отца перешёл на дневное отделение математического факультета. До сих пор вспоминаю с удовольствием эти годы. Прихожу на второй курс на первое занятие, вхожу в аудиторию - мама моя! Аудитория - 60 человек, и 50 девушек. Я их в таком количестве до этого видел только в пионерском лагере (школа-то была сугубо мужская). И понятно как преподаватели к нам относились. Берегли, как могли, чтобы мы, никуда не ушли.

- ЧТО ОСОБЕННО ПАМЯТНО ВАМ ИЗ ТЕХ СТУДЕНЧЕСКИХ ЛЕТ?

- Поле для общественной деятельности было громадное. Я был членом редколлегии, председателем спортсовета, начальником студенческой стройки математического факультета. До сих пор помню колхоз имени Ленина в Ленинградской области, в деревне Черничное. Мы приезжали в колхоз, они нам давали жильё, давали работу, ну и кормили. Еда была бесплатной. Проводили мы там три недели, выполняли работу, нужную колхозу, и уезжали домой без копейки денег. Но было здорово! По вечерам пели песни, всем нравилось.

- А НА КАКИЕ РАБОТЫ ВАС ПОСЫЛАЛИ?

- Мы лес валили... Девчонки пилили. Мы осучковывали поваленное дерево, а потом трелевали его на дорогу. У нас была лошадь по кличке Иордан. На передок мы загружали бревно и потом погоняли Иордана, чтобы он вывез его на дорогу. Там загружали его в штабель. Ну а затем грузовик этот штабель увозил. И всё это продолжалось четыре года подряд. До сих пор вспоминаем, как было здорово, хотя у сучкорубов от беспрерывной работы топором к вечеру не шевелились пальцы. Причём не всех даже брали на стройку, надо было конкурс пройти. Это было совершенно замечательное дело.

НАЧАЛО УЧИТЕЛЬСТВА

- ВЫ ЗАКОНЧИЛИ ИНСТИТУТ И?..

- В школу сразу. А до этого у нас на четвёртом и пятом курсах практика была. Я и на четвёртом уже давал уроки, причём в родной школе, а на пятом вообще полгода замещал учителя. Работу начал с пятых классов. До сих пор помню: четыре пятых класса во вторую смену.

- И ВАМ СРАЗУ ЭТО ПОНРАВИЛОСЬ?

- Боюсь слова "понравилось"... Я бы сказал, что просто стало получаться.

- ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОНЯТЬ, ПОЧЕМУ ВЫ УТВЕРДИЛИСЬ В ЭТОМ ВЫБОРЕ?

- У меня выбора не было. Дело в том, что моя семья была такая: мама работала лаборантом, бабушка-инвалид, ни разу никакой пенсии от государства не получившая, и младший брат, с которым у меня было 12 лет разницы. Он учился в школе. Простите, а кто будет деньги в семью приносить? Так что я начал сразу учительствовать и ещё брать репетиторство.
Работа нравилась. Один год я был воспитателем аж в двух классах, пятом и седьмом, причём в седьмом даже не учил математике, эти классы были в разные смены. Я приходил к окончанию первой смены, и дежурные мне докладывали что-то вроде: "Класс, смирно! Валерий Адольфович, сегодня ничего не случилось".

- ВЫБОРА У ВАС НЕ БЫЛО, НО НЕ ДУМАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО ВСЕ СЛОЖИЛОСЬ ОЧЕНЬ СЧАСТЛИВО И ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ ТЕМ, ДЛЯ ЧЕГО БЫЛИ ПРИЗВАНЫ СУДЬБОЙ?

- Не знаю... Не буду это категорически утверждать. Если бы начать жизнь сначала, может быть, я бы подумал о профессии кинооператора или кинорежиссёра, но не в художественном, а в документальном кино. Это так интересно - ездить по миру, смотреть, как живут люди, снимать их быт, самому что-то узнавать. Я сейчас завидую тому мужику, которого по телевизору показывают в передаче "Моя планета". Он ездит по всему миру и ест местную еду. И очень интересно смотреть передачу "Рейтинг Баженова". Видели? У меня не руки, а чёрт те что, а он всё умеет.

ПРЕМЬЕР НА МОЕМ УРОКЕ

- НО ВЫ ОЧЕНЬ СТАРАТЕЛЬНО УХОДИТЕ ОТ ТОГО, ЧТО СТАЛО ВАШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУДЬБОЙ. КАК ВЫ РАЗВИВАЛИСЬ НА ПУТИ ОТ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ДО НАРОДНОГО УЧИТЕЛЯ РОССИИ, ПОЛУЧИВШЕГО ДИПЛОМ О ЗВАНИИ ИЗ РУК ПРЕЗИДЕНТА?

- Я очень спокойно к этому отношусь. Настолько спокойно, что сам себе удивляюсь. Честно говоря, меня это тяготит, потому что налагает какую-то дополнительную ответственность. Так придёшь на урок, что-то сымпровизируешь, но если кто-то посетит урок народного учителя, тут уже что-то надо выдавать, иначе разведут руками… Хотя импровизации бывают совершенно уникальные. Вот когда у меня на уроке был премьер Дмитрий Анатольевич Медведев, там до чёрта разного народа понабежало. И я очень сомневаюсь, что этим людям было понятно, что я делаю. Если я начну рассказывать математику - они же ничего не поймут. И я решил поразмышлять о том, как можно через математику формировать логическую культуру, чтобы человек не ляпал, что ни попадя. Иногда даже математики ляпают. Вот пример. В учебнике геометрии академика геометра Погорелова есть определение геометрии - "это наука о геометрических фигурах". Такое определение понятия через себя же называется в логике "круг в определении". Нельзя определять понятие через его самоё. Он мог бы сказать: геометрия это наука о каких-то фигурах, но нельзя говорить "о геометрических". Когда читаешь всякие книги или слушаешь радио, или смотришь телепередачи, иногда за голову хватаешься - такое впечатление, что у людей нет никакого понятия о логике. Ну, возьмём лозунг социалистический: "Кто не работает, тот не ест". Все знают. Теперь я скажу такую фразу: "Кто ест, тот работает". Как вы к этой фразе относитесь? Глупость какая-то? Так вот не глупость, а с точки зрения логики ровно тоже самое. И это надо объяснять.


- ТАК ВЫ НАЧАЛИ РАССКАЗЫВАТЬ О СВОЕМ УРОКЕ В ПРИСУТСТВИИ МЕДВЕДЕВА... КАК ТАМ ВСЕ БЫЛО?

- На том уроке я привёл такой пример: "Кто не рискует, тот не пьет шампанское". Спрашиваю - вы согласны? Да - отвечают. Тогда я говорю: "Кто пьёт шампанское, тот рискует". Ответ - нет, этого не может быть. А присутствовавший на уроке Омельченко, доктор наук, математик, сказал: с точки зрения гуманитария, сказано разное, а с точки зрения математика это, конечно, одно и то же.
Маленькое лирическое отступление. Я вам расскажу про импровизацию. Я получил награду от президента, а потом, когда я направился к трибуне сказать несколько слов, и я ещё не знал, о чём буду говорить. Ничего заранее не готовил. Я понимал, что передо мной сидят люди, которые очень далеки от школы, от образования и мне надо что-то сказать, чтобы они поняли, чем я занимаюсь. Дело не в том, чтобы я объяснял им нечто, условно говоря, про квадратные уравнения, а в том, что я и что-то другое делаю на уроках. Кажется, получилось.
На уроке с Медведевым я так разошёлся, что вообще забыл о присутствии главы правительства. Там была такая штука: я учил детей строить отрицание. Вы думаете - легко построить отрицание утверждения? Чёрта с два! Приведу название пьесы Островского - "На всякого мудреца довольно простоты". Сформулируйте мне отрицание. А какая необходимость? А вот какая. Если вы с неким утверждением не согласны, то вы должны сформулировать утверждение, которое считаете истинным, и которое будет отрицать то, что вы узнали. Так надо же построить отрицание грамотно. И сделать это непросто. Оказывается, математическая культура помогает этому. И я привёл простейший пример на том уроке, почти из букваря: "Маша любит кашу". Постройте отрицание. Один мальчик, кстати, очень толковый, выдал: «Не Маша не любит не кашу». Я и сейчас смеюсь, но ведь взрослому такое вряд ли в голову пришло бы… А вот школьнику - пришло.

- А МЕДВЕДЕВ КАК РЕАГИРОВАЛ НА СОДЕРЖАНИЕ УРОКА?

- Про реакцию Медведева ничего не могу сказать, а вот про реакцию Аркадия Дворковича - могу. Я Дворковича знал потому, что он шахматист. И с ним была совершенно замечательная история. Он зашёл в нашу лицейскую библиотеку, где у меня собрана громадная шахматная литература, и нашёл там книгу своего отца. Его отец был судьёй международной категории по шахматам... С Дворковичем было общаться просто: он окончил математическую школу, у него специальность - математическая экономика. Поэтому его реакция на мой урок была позитивная. Но моя сверхзадача была не спектакль устроить, а чтобы дети поняли, что у них на уроке какие-то необыкновенные люди. Поэтому я при учениках задавал вопросы и Медведеву, и Алферову. Один вопрос мне запомнился. Я как-то прочитал в дневниках Андрея Платонова такую парадоксальную запись: "Это правильно, но это неверно". Спрашиваю у Медведева: "Вы согласитесь с этим высказыванием?" - "Да", - говорит Медведев, - согласен." - "И у вас были случаи, когда вы действовали правильно, но неверно?" - "Были". - "Вы можете их воспроизвести?" - "Нет". - "А почему?". Реакция у Медведева моментальная: "Меня закидают помидорами". Потом я Алферову задаю тот же вопрос. Он отвечает: "Были. Но только тогда, когда я говорил с начальством".


- КАК БЫ ВЫ ОПРЕДЕЛИЛИ - ЧТО ТАКОЕ МАТЕМАТИКА?

- Определять математику? Она - симбиоз гуманитарной и естественной наук. Логики и физики. Разумеется, сие не есть определение математики, а её место в системе научного познания действительности. Впрочем, не знаю, кто мог бы претендовать на это место ещё.
Математика - красивая наука. Я бы сказал так: красота живописи это красота красок, красота музыки это красота мелодии, красота поэзии это красота образов, красота прозы - это красота языка, а красота математики - это красота мысли. Понимаете, в математике бывают красивые мысли. Вот надо решить задачу. Возможно лобовое решение, можно выкладками исписать страницу. Но бывает красивое решение - в одну строчку. Что это такое? Это красота мысли. И в некоторых математических книгах есть такие эпитеты: элегантная математика, красивая математика. Математики употребляют эти слова запросто, хотя для человека несведущего сиё может звучать дико. Чего там красивого? Подумаешь, формула какая-то, буковки. В математике есть, к примеру, шедевр - формула Эйлера для комплексных чисел. Потрясающая формула! Всего пять или шесть знаков. Но любой математик разве что на колени не встанет перед ней, потому что в ней соединилось нечто невероятное. А Эйлер придумал, как это соединить.

- НЕТ ЛИ У ВАС ЕЩЕ КАКОЙ-НИБУДЬ ИСТОРИИ О КРАСОТЕ В МАТЕМАТИКЕ?

- Расскажу о Жаке Адамаре. Это знаменитый французский математик. Наши российские авторы получили премию за лучшую биографию Адамара. Он жил сто лет назад. А вот история. Идёт математический конгресс. Адамар на нём присутствует, ему уже за 90. Журналист подходит к Адамару с вопросом: вот на доске написано это и это. А вы говорите, что вот это – красиво, а это - так себе. Разница-то какая? Адамар говорит: хорошо, я вам расскажу притчу. В одном восточном государстве эмиру всё надоело. У него всё есть, но ему ничего не хочется. Эмир вызывает главного евнуха и говорит: я даю тебе три дня, ты должен сделать так, чтобы у меня появился интерес к жизни. Вышел евнух в город, встречает приятеля - водоноса.
- Чего ты такой кислый?
- Да вот, мне эмир...
- Ладно, пойдём со мной.
Идут на базар. Водонос идёт, идёт, останавливается и показывает на какую-то девушку - её нужно отвезти в гарем. Хорошо, распорядились. На следующий день эмир счастлив, все дела делаются. Евнуха осыпали благосклонностями. На радостях он находит этого водоноса:
- Слушай, ты меня спас от смерти, но скажи, как ты нашёл то, что поможет эмиру?
- Очень просто, - сказал водонос, надо быть не евнухом.
Надо быть не гуманитарием, чтобы оценить красоту математики. Там, правда, много технической работы. Ну, так это как в любом деле. Я больше сорока лет придумываю задачи по математике. Постоянно решаю, что выкинуть, не жалея, а вот, тут, похоже, что-то есть.

ИЗВОДИШЬ ЕДИНОЙ ЗАДАЧИ РАДИ...

- ВЫ ВЕДЬ УЧАСТВУЕТЕ В СОЗДАНИИ УЧЕБНИКОВ ПО ГЕОМЕТРИИ?

- Да, с 1980 года. Больше сорока лет я принимаю участие в учебнике геометрии, который создал Александр Данилович Александров. Потрясающий человек, потрясающий ученый, геометр "от бога". Почему от бога? У него было необыкновенное пространственное мышление. Готовые рисунки фигур он создавал, ничего не рисуя. По задумке Александрова, в школьные годы именно геометрия работает на развитие пространственного мышления. Потом все формулы могут быть забыты абсолютно. Что остаётся в голове? Остаётся хоть в какой-то степени развитое пространственное мышление. Меня ученики иногда спрашивали - а на кой нам всё это надо? Между прочим, они в полном праве недоумевать. К примеру, в США школьников, по сути, вообще не обучают стереометрии, оставляют только формулы для запоминания. Сейчас я могу легко им ответить.
- Автомобиль хочешь иметь?
- Хочу.
- Что такое парковка - знаешь?
- Знаю.
- А скажи, как ты будешь делать параллельную парковку между двумя автомобилями, если у тебя нет пространственного мышления? Будешь бить машину, которая спереди, потом которая сзади. Заплатишь за их ремонт кучу денег. И все потому, что у тебя в голове не прокрутилось, как это должно быть сделано. А на это и есть пространственное мышление. И где оно развивается?
Александров не просто учёный, а классик геометрии. В геометрии три главных теоремы. И одну из них доказал Александров. Делая учебник, он сначала обратился к профессору Алексею Леонидовичу Вернеру, заведующему кафедрой геометрии пединститута имени Герцена. А Вернер меня знал, потому что мы учились там с разницей в два года, играли в одной шахматной команде. И поскольку для учебника нужно было задачки придумывать, он вытащил на это дело меня. Так я и вышел на сотрудничество с Александровым. Но я и до этого был с ним знаком лично, только по линии альпинизма.


- ТАК АЛЕКСАНДРОВ БЫЛ ЕЩЕ И АЛЬПИНИСТОМ?

- Он был мастером спорта по альпинизму. Очень любил горы. Однажды я повёл группу школьников в поход на Кавказ, стоял лагерем на Домбайской поляне, в одном из красивейших мест России. Я со своей группой - тридцать человек - жил неделю прямо на этой поляне. Сейчас и за деньги такое не получится, там отели, подъемники. А тогда там вообще ничего такого не было. Ходили в лес за дровами для костра. Жили в палатках. А выше в горах располагался альплагерь Алибек, где отдыхал в тот момент Александров. Я привёл туда ребят, мы вечеряли у костра… Южная ночь, теплынь, роскошная поляна, вокруг могучий лес, звёзды, горы, ледники, снега. Сидит академик и рассказывает нам о своих восхождениях. Он сказал, что свою лучшую теорему придумал как раз в горах, на рассвете.
Поэтому, когда мы по делу встретились, я напомнил про встречу в альплагере. И с тех пор до его кончины в 1998 году мы общались.
Это был удивительный человек. Будучи ректором Ленинградского университета, он имел мужество не выполнить указание Хрущёва. Никита Сергеевич как-то распорядился принять на работу завкафедрой в ЛГУ последователя Лысенко. Александров сказал: я его не возьму, это не ученый. Когда Хрущёв узнал, что его ставленника не взяли на эту должность, он публично начал орать: "А кто такой Александров? Выгнать его из партии!" А вот когда начались перестроечные дела, Александров партийный билет не сдавал, продолжал оставаться в КПСС. Сказал, что не меняет убеждений по случаю. Он свободно цитировал Маркса и Ленина. Когда читал лекции по философии, то мог открыть Маркса и Библию и сказать: вот, посмотрите, это одно и то же. Можете представить, чтобы в те годы человек пришел с Библией к студентам и цитировал её? Сочинял стихи, басни, иногда на английском. Такой замечательный был человек. И мне повезло с ним сотрудничать, беседовать,

- УЧЕБНИК, ВИДИМО, С ГОДАМИ НЕ МЕНЯЛСЯ В СВОЕЙ ОСНОВЕ?

- Конечно. И это был новый взгляд на геометрию. Просто новый. Я убеждён, что его идеи - это лучшее, что реализовано в школьной геометрии в советской, а потом в российской школе. Тенденциозные люди могут сказать: это я потому так утверждаю, что задачи для учебника составлял. Не поэтому! Я знаю всё, что было написано для школы по элементарной геометрии. Равного тому, что написал Александров, нет. Он столько внёс своего, оригинального... Понимаете, вот говорят, что учились по Киселеву и ничего... Но учебник Киселева по существу повторение французских учебников по геометрии. Хороших учебников. Ну, Киселев что-то из этого сделал. Неплохо сделал, хотя не без ошибок и странностей. Но подобного тому, что сделал Александров, нет во всём мире. Вообще, в принципе.

- НАСКОЛЬКО ВОСТРЕБОВАНО ТО, ЧТО ВЫ СДЕЛАЛИ?

- Мы написали учебники для обычной школы и для математической. Книги для матшколы как-то в деле, а в массовую школу наш учебник не прошёл. Дело в том, что мы опоздали. Уже к этому времени было две конкурирующие фирмы - одна от Министерства просвещения СССР, вторая от Министерства просвещения РСФСР. И нам уже на рынок было не пробиться, хотя наш учебник на конкурсе Национального фонда подготовки кадров занял первое место. Да и в математических школах с ним непросто. Учителя стали охать: вы понимаете, нам тогда надо переписывать все планы уроков.

- ПЛАНЫ УРОКОВ В ШКОЛЕ - ЭТО ВЕДЬ ЧТО-ТО НА УРОВНЕ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЯ?

- Я вспомнил по этому поводу одну забавную историю. Мы с женой однажды поехали на турбазу. И нам во Пскове надо было переночевать. А я знаю, что в каждом областном центре всегда было место, куда собирали учителей со всей области. Это называлось "Дом учителя" или институт повышения квалификации, что-то в этом духе. Я пошёл туда, нашёл начальника. Говорю: "Нам бы переночевать" - А кто вы такой? - "Я учитель из Ленинграда". - "А как вы докажете, что вы учитель?"
У меня же в паспорте не написано, какой я профессии. И тут я этому мужику говорю: "А хотите я напишу план урока по любой теме школьной математики?" Он говорит: "Ладно, оставайтесь".

ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШОЙ БУКВЫ

- ВЫ МНОГО ЛЕТ РАБОТАЛИ ПО СОСЕДСТВУ С ЖОРЕСОМ ИВАНОВИЧЕМ АЛФЕРОВЫМ. КАКУЮ РОЛЬ ОН СЫГРАЛ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ?

- Огромную!.. Тридцать с лишним лет я работаю в школе, которую создал Жорес Иванович. Ну, конечно, не один, но главный мотор был он. И пока он был жив, мы чувствовали себя, как у Христа за пазухой. Я вам расскажу историю, которая совершенно нетипична для крупных учёных. Большая перемена. Стоит девчушка, Спрашиваю её - ты что такая грустная? Она отвечает: "А что это за наука - физика? Там всё приближённое". Ну, действительно, физика ведь не воспроизводит реальность, она ее моделирует. Идёт Алфёров с какой-то командой. Я говорю: 'Жорес Иванович, вот девушка говорит, что физика это не наука". У Алфёрова - глаза на лоб: "Как это не наука?" Девушка выдаёт академику: "Так у вас же всё приближённое". Тут раздаётся звонок на урок. И Жорес Иванович, поменяв свои планы, идёт в класс и начинает рассказывать, что такое физика.



- АЛФЕРОВ БЫЛ ЧЕЛОВЕКОМ ПОСТУПКА?

- Да, конечно. Правда, у него была крыша. В советские времена это был Ленинградский обком КПСС, да и потом... Он пробивал такие инстанции! Но даже ему не всё удалось. Когда я незадолго до его кончины был у него в больнице, он сказал, что с Академией наук не получилось. Хотя всё же благодаря ему оставили за академией библиотеку и архив. Так что Алфёров это, конечно, человек с большой буквы.

В ШАХМАТАХ ЕСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ

- КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ ШАХМАТЫ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ?

- В моей-то жизни ладно, хотя я могу похвастаться даже какими-то личными достижениями. На турнире ветеранском однажды вошёл в тройку сильнейших, включая мастеров. Правда, это было лет двадцать назад. А на первом кубке Ленинграда, где все (примерно полсотни) были как минимум кандидаты в мастера, вошёл в первую десятку. А я-то вообще без шахматных званий. Сейчас играю хуже. Во-первых, из-за зрения, вижу фигуры не так хорошо. Во-вторых, и голова уже не так быстро работает. Но всё-таки я у нашего Кости Столбова иногда выигрываю, а он был в юношеской сборной Ленинграда, сильный кандидат в мастера.
Почему я с учениками занимаюсь шахматами? Потому что убеждён, что в жизни ребёнка обязательно должна быть игра. Даже старшеклассник должен во что-то играть. Что значит играть? Это значит, совершать поступки, не опасаясь за последствия. Ну, сделал он плохой ход, проиграл партию - ну и что? Эту партию проиграл, а следующую выиграет. Это ведь не контрольная работа, за которую отметку ставят. А тут ты просто играешь. И что самое интересное - в шахматах тоже, как в науке, есть теория и эстетические моменты. Иногда можно такую партию выдать! Года четыре назад я играл блиц со своим коллегой. Пару фигур пожертвовал, потом сделал тихий ход и довёл партию до победы. Он поблагодарил меня за игру и даже прислал мне письмо с текстом этой партии. И это ощущение игры я хочу передать детям. Ну, поиграйте, расслабьтесь на самом деле. С вами ничего не будет, если вы проиграете партию. У меня есть ребята, которые ходят ко мне и в каждом турнире проигрывают все партии. Но все равно ходят.
А ещё шахматы учат думать не только про свои планы и ходы, а и за соперника. Предугадывать его ходы и планы. Бесценное свойство! Его так часто не хватает иным деятелям.

- А ВЫ И ТУРНИРЫ ОРГАНИЗУЕТЕ?

- Да, каждую субботу. И уже много лет, ещё когда в 239-й работал, Значит, этим турнирам уже лет 60.

МНЕ ИНТЕРЕСНЕЙ ТО, ЧТО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ

- КОГДА МЫ ГОВОРИЛИ О ВАШЕМ ПРЕДСТОЯЩЕМ 85-ЛЕТИИ, ВЫ СКАЗАЛИ, ЧТО ВАМ БЫ ХОРОШО В ЭТОТ ДЕНЬ БЫТЬ ГДЕ-НИБУДЬ НА МАРСЕ. ВЫ ДОСТИГЛИ ВОЗРАСТА БОЛЬШОЙ МУДРОСТИ. КАК ВЫ ЕГО ОЩУЩАЕТЕ?

- Да бросьте вы, я просто долго живу. Вот и вся премудрость.

- НУ А ЕСЛИ БЕЗ ЛОЖНОЙ СКРОМНОСТИ?

- Я вам совершенно откровенно скажу: мне до сих пор интереснее думать о том, что у меня не получается. За шестьдесят с лишним лет в школе я ни одного урока не повторил. Чтобы было интересно, не стоит повторяться. Ну, да, что-то получилось. Но интереснее то, что не получилось. Потому что над этим думаешь.
Помогают импровизации. Например, строишь урок на основе вопросов, заданных учениками. Вопросы бывают ещё те. Вот такой, к примеру: "А зачем мы решаем задачи, которые кем-то уже давно решены?" Иногда, единичные случаи, бывало и так, что дети говорили: спасибо за урок. В чём дело, понятно. Я ведь работаю на их будущее, а им-то надо сейчас!
А один раз – всего один - и я этим горжусь, учитель физики в 239-й школе Георгий Петрович Посецельский, долгая ему память, после своего урока подошёл ко мне и сказал спасибо. Я, видимо, так рассказал какую-то математику, нужную физикам, что ему не пришлось ломать голову.

СЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ

- АРТИСТ ВИКТОР СУХОРУКОВ ПРИЕЗЖАЛ В ПЕТЕРБУРГ С АВТОРСКОЙ ПРОГРАММОЙ "СЧАСТЛИВЫЕ ДНИ". И СЧАСТЛИВЫМИ ОН СЧИТАЕТ ДАЖЕ ДНИ ДРАМАТИЧНЫЕ, КОТОРЫЕ ОН ПРЕОДОЛЕЛ. А У ВАС ЕСТЬ НА ПАМЯТИ ДНИ, КОТОРЫЕ ВЫ МОГЛИ БЫ НАЗВАТЬ СЧАСТЛИВЫМИ?

- Могу вспомнить такой. Он произошёл в походе по Кавказу. В этот день надо было взять два хороших перевала. Два перевала за один день с рюкзаком под два пуда - это огромная физическая нагрузка. В этот день вся группа работала 18 часов. Мы встали в два ночи, никакого завтрака. Проснулись, собрались, пошли. Кавказ, ночь, луна, снега кругом и лёд под ногами сверкает. И тишина гробовая. Идёшь в белом безмолвии, думаешь, господи, когда я ещё такое увижу! И вот мы прошли первый перевал, а за ним и второй, и уже пришли на место ночёвки, ног не чуя... Но ещё надо было сходить в лес, собрать дрова, лагерь поставить. И я всё это выдержал. Вот это для меня был счастливый день. Счастливый - потому что я это сделал! 25 лет тогда мне было...
Был ещё день, на целине, где я два года подряд "бился за урожай". Опять же вечер в степи после работы, небо в звёздах. И вдруг – точка в небе светится и летит. Вот это да - спутник наш первый, 1957 года.



 

АФОРИЗМ ИЗ ЛАО ДЗЕ

- НАВЕРНОЕ, ЕСТЬ У ВАС КАКОЙ-ТО ДЕВИЗ, КОТОРОМУ ВЫ СЛЕДУЕТЕ?

- Я с юности собираю афоризмы и с благоговением отношусь к их авторам. Обожаю читать древних римлян. Это Аврелий, Цицерон, Сенека… Господи, какие это были ребята! Древние греки тоже. Солон, Пифагор, Демосфен... Они говорили фундаментальные истины. "Познай самого себя". Они не просто сказали, они поняли, что это проблема. А это было две с половиной тысячи лет назад! Я и сейчас читаю на ночь книжечку всяких высказываний. Недавно прочитал: "Всё приходит к тому, кто умеет ждать".
Есть текст типа притчи, в который я как бы внёс свой вклад. Начало восточное. "Тот, кто знает, уступает тому, кто умеет. Тот, кто умеет, уступает тому, кто любит". А дальше уже я: "Тот, кто любит, уступает тому, кто понимает. Тот, кто понимает, уступает тому, кто получает удовольствие. А тот, кто получает удовольствие, уступает тому, кто наслаждается". И это применимо к чему угодно. К Востоку я отношусь с большим уважением. А из того, что близко мне, вот, пожалуй, афоризм из Лао Дзе: "Ничего не кончилось, пока не кончилось".



Беседу вел Олег Сердобольский
Фото Юрия Белинского

Р.S.
Есть такой эпос - "Фархад и Ширин". Вопрос был со стороны: Что такого Фархад нашёл в этой Ширин? И был ответ: Для того, чтобы оценить красоту Ширин, надо смотреть на неё глазами Фархада.
Сказано про всё – про мир, в котором мы живём, про жизнь, про работу, про людей, про то, что с тобой совсем рядом.--0--