Новости

Используйте ссылки ниже для перехода к интересующим подразделам.

УЧИТЕЛЬ - ЭТО ЗВУЧИТ АКТУАЛЬНО

04 октября 2022, 13:21

          ТРИ ВЗГЛЯДА НА УЧИТЕЛЬСКУЮ ПРОФЕССИЮ - ИЗНУТРИ

   День учителя - Пятое октября - не такое уж громкое число в отечественном календаре, хотя каждый из нас - чей-то ученик. И многие с благодарностью вспоминают своего наставника, который помог им определить свой жизненный путь. По случаю этого негромкого праздника наши корреспонденты встретились с тремя учителями Алферовского лицея, чтобы выяснить их отношение к этой дате и к cамой профессии, в которой они трудятся много лет, воспитывая новую генерацию людей науки завтрашнего дня.

НИКИТА БОГОСЛОВСКИЙ,
учитель физики,
кандидат физико-математических наук


         УЧУСЬ ВСЕ ОБЪЯСНЯТЬ ДЕТЯМ ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ

- НИКИТА АЛЕКСАНДРОВИЧ, ВОСПРИНИМАЕТЕ ЛИ ВЫ ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ КАК ОСОБЫЙ ДЛЯ ВАС ДЕНЬ В ГОДУ?
- Мне кажется, это не то, что особый день и как-то специально его отмечать вряд ли стоит. Просто, может быть, провести хорошие уроки, чтобы и ребятам было интересно и чтобы самому получить удовлетворение.

- ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО В ЭТОТ ДЕНЬ УРОКИ ПРОХОДЯТ В ПРИПОДНЯТОМ НАСТРОЕНИИ?
- Ну, может быть.

- КАКИЕ СЛОЖНОСТИ ПРИХОДИТСЯ ПРЕОДОЛЕВАТЬ УЧИТЕЛЮ НА УРОКЕ?
- В каждом классе есть умные ребята, которые быстро все схватывают, а есть обычные, хорошие дети, которым трудно все воспринимать в таком темпе. И надо так вести урок, чтобы не заскучали первые, но чтобы и вторые тоже не выпали из процесса.

- ДЛЯ УЧИТЕЛЯ, КРОМЕ ЗНАНИЯ ПРЕДМЕТА, КАКИЕ ЕЩЕ КАЧЕСТВА НЕОБХОДИМЫ, ЧТОБЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ?
- Нужна коммуникабельность, умение общаться и понятно все объяснять. И часто важно уметь объяснить несколькими разными способами.

- ДОЛЖЕН ЛИ УЧИТЕЛЬ БЫТЬ ПСИХОЛОГОМ В ПРЕЛОМЛЕНИИ КОНКРЕТНОМ?
- Немножко да.

- А ВОСПИТАТЕЛЕМ?
- Тоже да.

- В ВАШЕЙ ПЕДАГОГИКЕ ЭТИ КОМПОНЕНТЫ ПРИСУТСТВУЮТ?
- Мне сложно себя оценивать. Я же не профессиональный учитель, а скорей профессиональный физик. Работаю параллельно в Физтехе в лаборатории фотоэлектрических явлений в полупроводниках. Занимаюсь неупорядочными системами в полупроводниках.

- А КАК ПОПАЛИ В УЧИТЕЛЯ?
- Еще студентом, учась на втором курсе, попросился вести здесь кружки. Это продолжалось много лет. А потом пригласил меня директор ФТШ Михаил Георгиевич Иванов, спрашивает: "Никита, а ты в Физтехе чем-то связанным с экспериментом занимаешься?" - "Нет, - говорю, - я теоретик". Он подумал и предложил: "Приходи к нам вести экспериментальную физику". Я тоже подумал и согласился. Ну а потом мне уже предложили вести обычные уроки физики.



- ВЫ, НАВЕРНОЕ, МОЖЕТЕ СВОИХ ЮНЫХ ПОДОПЕЧНЫХ ПРИВЛЕКАТЬ В ФИЗТЕХЕ К КАКИМ-ТО ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ?
- У них в старших классах есть практика. Они приходят в Физтех и постепенно во все вникают. Тут важно сказать, что нас, учителей физики, довольно много работает в Физтехе. Тот же Михаил Георгиевич там работал раньше. Учитель Михаил Евгеньевич Компан, доктор наук, он в Физтехе работает, и Алексей Сергеевич Павлюченко, и Юрий Михайлович Серов... В общем, чуть ли не половина, а может, и больше половины наших учителей параллельно занимаются физикой как наукой.

- ПОСКОЛЬКУ ВЫ УЧЕНЫЙ, ТО, КАЗАЛОСЬ БЫ, МОГЛИ БЫ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ ОСТАВИТЬ УЧИТЕЛЬСТВО, НО, ВИДИМО, ОТКРЫЛИ В ЭТОЙ НОВОЙ ДЛЯ СЕБЯ СФЕРЕ КАКОЕ-ТО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО?
- Это действительно важное качество - умение ясно все объяснять. Иногда даже говорят: если ты не можешь что-то объяснить понятно условному первокласснику, значит, ты до конца еще не понял свой предмет. Так что учусь все объяснить школьникам простыми словами.

- МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ С ВАШИМ ОПЫТОМ ПРОГНОЗИРОВАТЬ, ЧТО КТО-ТО ИЗ ШКОЛЬНИКОВ МОЖЕТ СЕБЯ ЗАМЕТНО ПРОЯВИТЬ В НАУКЕ?
- Это вопрос очень сложный. Резерв науки у нас есть всегда. Но дальше нужно уже смотреть, как у кого пойдет, как кому повезет.

- А ВЫ ВЕДЬ И САМИ В ФТШ УЧИЛИСЬ?
- Да.

- У КОГО?
- У Химина Николая Михайловича. Он преподает до сих пор. Вспоминаю о его уроках с благодарностью.

- ПРОШЕЛ УРОК... МОЖНО ЛИ СКАЗАТЬ, ЧТО ВЫ САМОМУ СЕБЕ МОЖЕТЕ ОЦЕНКУ ПОСТАВИТЬ?
- Оценку самому себе я, наверное, могу поставить иногда. Проанализировать чем я доволен и чем не доволен, что можно сделать по-другому в следующий раз.

- ЕСТЬ ЛИ У ВАС КАКОЙ-ТО АРГУМЕНТ, КОТОРЫЙ ВАС ДЕРЖИТ В ПРОФЕССИИ КАК ОСНОВА ТОГО ЧЕМ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ?
- Ну, наверно, то, что те же самые ребята от меня что-то важное и интересное узнают на уроке. И если они что-то новое для себя открыли, если им зашло, понравилось, то это, наверное, и есть главный аргумент.

ГАЛИНА НОВИКОВА,
учитель английского языка


                   АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ЭТО МАТЕМАТИКА

- ГАЛИНА АРКАДЬЕВНА, КАК, ПО-ВАШЕМУ ОЩУЩЕНИЮ: ВЫБИВАЕТСЯ ЛИ ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ ИЗ ЧЕРЕДЫ ОБЫЧНЫХ СОБЫТИЙ?
- Ну, наверное, выбивается. Я, как правило, не помню про него, заранее не готовлюсь. А вот дети напоминают, к счастью. Некоторые выражают особое тепло и благодарность. Но на самом деле дети такой народ, которые делают это независимо от праздника. И тогда испытываешь большое удовлетворение от того, что ты что-то нужное для них сделал.

- ТЕМ БОЛЕЕ, ЧТО ВЫ ПРЕПОДАЕТЕ ИМ ЯЗЫК МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЩЕНИЯ. БЕЗ НЕГО СЕЙЧАС НИКУДА. ВСЕ ЛИ УЧЕНИКИ ЭТО ОСОЗНАЮТ?
- К сожалению, не абсолютно все, не сто процентов. Поэтому я вообще-то смотрю на свой предмет не только как на прикладную часть, но и как на очень важный инструмент их будущей профессиональной жизни. Очень многие ведь потом сдают и международные экзамены, чтобы где-то дальше учиться. Закладывается база. Язык дает еще и возможность общаться, обсуждать, говорить о том, что тебя волнует в настоящем, что тебя беспокоит, что тебя касается.

- ВЫ УМЕЕТЕ ДУМАТЬ ПО-АНГЛИЙСКИ?
- Не знаю... Я удивлялась в свое время, когда училась в университете и начала видеть сны на английском языке. А сейчас не придаю этому значения. Но очень часто, когда я говорю на английском, то ощущаю, что как будто бы выворачивается что-то другое из тебя. Язык очень сильно влияет на мышление, я убеждена в этом. Сами конструкции, сам строй языка. Очень часто меня может раздражать перевод какого-то стихотворения, которое я очень люблю, и которое по-другому звучит в оригинале.

- ГДЕ ВЫ УЧИЛИСЬ?
- Я закончила историко-английский факультет Барнаульсктго университета и оттуда 18 лет назад приехала в Петербург. Какое-то время я вообще преподавала историю. Английский начала преподавать несколько лет спустя, когда поняла, что в истории я не нахожу предмета.

- КАК ВЫ УВЛЕКАЕТЕ УЧЕНИКОВ СВОИМ ПРЕДМЕТОМ?
- Мне кажется, что самое важное, когда я учу предмету, это научить их учиться этому правильно. Я убеждена, что иностранный язык доступен всем абсолютно. Правда, очень важно понимать, как его осваивать. Для этого есть инструменты, способы, которыми я стараюсь оснастить учеников.

- ЧИТАЮТ ЛИ ВАШИ УЧЕНИКИ ЛИТЕРАТУРУ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ?
- Да, конечно. У нас один из самых интересных уроков, который только что был, это урок booktalk - то, что раньше называли домашним чтением. Мы делимся на две группы по кругу, чтобы было удобно, и это их очень раскручивает, потому что каждый раз получается какая-то другая задача.

- ЭТО И КЛАССИКА, И СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА?
- Больше читают классику. Один мальчик прочитал про Гекльберри Финна и очень удивлялся, что это вовсе не детская литература, а взрослая, которая перекликается с проблемами нашего дня. Я люблю, когда они выбирают что-то свое. Очень Кинга любят и О'Генри периодически читают. Даже "Гамлета" один ученик читал. Правда, сказал: "Скучно". Но это ведь тоже мнение.



- А НАУЧНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ ВЫ ИХ ОБУЧАЕТЕ?
- Мой конек - в большей степени грамматика, разговорный язык. Им важно выйти на общение, научиться выражать себя. Иногда мы работаем над такими вещами, как презентации. Это сложный материал. Надо правильно ее подать, правильно себя держать перед экраном. Ну а свой профессиональный язык они доберут. К тому же для этого у нас бывают очень хорошие спецкурсы.

- СЛУЧАЮТСЯ ЛИ МОМЕНТЫ, КОГДА ВЫ ПОНИМАЕТЕ: ДА, ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ?
- Да,... Но бывает, что и нет результата (смеется). Но у меня сложилась очень стройная система преподавания, кстати, очень близкая к специфике ФТШ, где один из основных предметов - математика. А ведь английский язык, аналитический по своей сути, - это та же математика. В английском все ставится в нужный порядок, там есть знаки, такие же, как знаки в математике. А дети, пришедшие в нашу школу, они же математики, и для них эта грамматика не может быть трудной. Потому что грамматика английского языка - это язык формул. И мы должны целиком схватить эту формулу и за ней увидеть смысл. Семь лет я пишу книгу под рабочим названием "Побег из межъязычья". Когда она выйдет, я, наверное, выполню свою миссию, потому что мне сильно хотелось детям помочь. Книга адресована школьникам 10-12 лет, а может, и взрослым людям, желающим выучить английский… Там как раз я пишу про то, что английский это математика.

- ИНОГДА РЕБЯТА ИЗ ФТШ ВЫИГРЫВАЮТ ОЛИМПИАДЫ И ПО НЕМЕЦКОМУ, И ПО ФРАНЦУЗСКОМУ, И ПО АНГЛИЙСКОМУ ТОЖЕ...
- Ну, это, как правило, не наша заслуга. Уж не моя точно. Просто к нам из языковых школ приходят дети, очень уже готовые, с языковой базой хорошей. И такие побеждают в олимпиадах.

- ЗА ЧТО ВЫ ЛЮБИТЕ СВОЙ ПРЕДМЕТ?
- Меня держит в профессии сама педагогика, работа с детьми. Я и диссертацию писала по педагогике. Это была работа, связанная с развивающим обучением. Идея заключается в том, что ты никого не можешь научить, но ты можешь вовлечь ученика в этот процесс, в котором открываются его силы. В этом смысле, меня, наверное, не столько сам предмет держит, сколько держит эта вот великая и важная задача помочь человеку выразить из себя хорошее, светлое, доброе.

- У ВАС БЛАГОДАРНЫЕ УЧЕНИКИ?
- Ой, они великолепные! У меня в этом году два класса - 9-й и 10-й. Я таких учеников называю маленькие взрослые. Они такие предупредительные. Думают, чтобы тебя не обидеть, чтобы тебе помочь. Я очень-очень люблю наших учеников. Ну, тут и учителя такие. Большое везение работать в этой школе.


АЛЕКСЕЙ ЗАРЕМБО,
учитель математики


      НАДО ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ ПОЛУЧАТЬ ЩЕЛЧОК ПО НОСУ

- АЛЕКСЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ, КАК ВЫ СТАЛИ ШКОЛЬНЫМ УЧИТЕЛЕМ? ПОВЛИЯЛИ ЛИ НА ВАШ ВЫБОР ВАШИ УЧИТЕЛЯ?

- У меня была хорошая учительница математики. Но в Герцена я пошел не поэтому. Мне очень повезло, что в Лугу, где я жил в детстве, конце 80-х, приехал Сергей Павлович Павлов, выпускник матмеха ЛГУ и, как потом оказалось, знакомый Сергея Евгеньевича Рукшина, который много делал для кружковского движения. Сергей Павлович организовал там математический кружок. И это был в моей жизни самый главный переломный момент. Без него я бы не учился потом в Герцена.

- ВЫ ПО ПРИЗВАНИЮ ВЫБРАЛИ ДЕЛО, И У ВАС НЕ БЫЛО СЛУЧАЯ, ЧТОБЫ РАЗОЧАРОВАТЬСЯ В СВОЕМ ВЫБОРЕ?
- Когда я учился, мне нравилось просто учиться. Когда я был на педпрактике, мне было легко, хотя писанина доставала. А когда я повел уроки, это у меня получалось действительно хорошо, особенно по молодости, когда залихватски думаешь, что все можешь рассказать, что понимаешь. Оказывается, нет. И тогда было сомнение - зачем это вообще нужно делать. За один урок не успел сделать что хотел. Тогда возникали сомнения. А в целом, я думаю, что у меня не возникает разочарования, потому что я попал в эту школу и довольно рано попал - на третьем курсе аспирантуры, даже чуть раньше. Я замещал человека в кружках, которые были при школе. И через три года после практики в кружках меня пригласили вести математику в восьмом классе. Это был 1999 год.

- ВЫ ОДИН ИЗ ТЕХ ИЗБРАННИКОВ, КОТОРЫЕ ПРИНЯЛИ ПО-ОСОБОМУ ЗНАКОВУЮ НАГРАДУ ОТ ШКОЛЬНИКОВ - КОРЧАКОВСКУЮ ПРЕМИЮ. ЭТО БЫЛО НЕОЖИДАННОСТЬЮ ДЛЯ ВАС?
- Да, это был сюрприз... Хотя есть такое подозрение сильное, что чем больше у тебя классов, тем большее количество людей про тебя знает, и может создаваться как положительное, так, правда, и отрицательное впечатление. В начале учебного года, когда готовится вручение Корчаковской премии, ребята голосуют за своего кандидата. И я подозреваю, что к этому моменту накопилась некоторая масса детей, которые относились ко мне неплохо.
- НАВЕРНОЕ, ВЫ ПЛОХИЕ ОЦЕНКИ НЕ СТАВИТЕ?
- Ставлю... Не люблю, когда списывают.



- ВЫ БЫЛИ В ЭТОМ ГОДУ РУКОВОДИТЕЛЕМ ОСЕННЕГО СЛЕТА. ЧТО ЭТО ЗА СОБЫТИЕ?
- В выходные выехали на Карельский перешеек, установили палатки, организовали лагерь, сами готовили еду. Такой опыт самостоятельной дикой жизни на короткий срок. Детям было хорошо. Главное - перемешиваются классы, и дети активно общаются и между собой, и с учителями.

- В ВАШЕЙ ШКОЛЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ ОЧЕНЬ ДЕМОКРАТИЧНО ОБЩАЮТСЯ МЕЖДУ СОБОЙ, НЕ ВЫСТРАИВАЯ НИКАКИХ БАРЬЕРОВ. ЭТО ТАК?
- Общение нормальное, как у людей. В разговорах допускаются шутки по отношению друг к другу, добродушные подтрунивания. Может быть, это и есть самая хорошая часть воспитания, когда общение людей друг с другом происходит без злобы и без большой насмешки. Это главное что в этой школе меня привлекает.

- ЕСТЬ ЛИ ЭЛЕМЕНТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ТОМ, ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ, КАКИЕ-ТО ИМЕННО ВАШИ ОСОБЕННОСТИ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ?
- Не могу сказать, что я придумал какую-то здравую концепцию, которую могу выдать хотя бы как маленький факт. Но полностью солидарен с Валерием Адольфовичем Рыжиком, который очень правильно декларирует: нельзя закостеневать. Это для меня тоже важно. Более того, надо время от времени получать щелчок по носу. И эти дети вполне хорошо дают щелчки по носу. Не в смысле хамства, какого-то, нет. Я довольно долго считал, что могу научить их решать элементарные задачки, что покажется им волшебством, откровением. Да, так и происходит. Они приучаются к одному методу решения, а потом им показываешь другой - как круто, восхитительно!.. Но есть ученики, для которых это - никакое не волшебство. Они сами придумывают некоторые ходы, которые восхитительны. И ты когда оцениваешь это, понимаешь как это здорово, и тихо упрекаешь себя, что сам до такого не додумался. Правда, на долгие труды им зачастую не хватает терпения, им тяжело, они же все-таки нормальные дети. И вдруг находится человек, который такой копатель! Вот он сел за задачку и не самым прямым путем ее копал, копал и довел до конца. И ты читаешь это решение, и время на прочтение явно превышает то время, которое он писал это решение. Ты должен понимать этот ход, этот ход, этот ход. Это очень здорово, потому что доставляет удовольствие от самого процесса, связанного с педагогической деятельностью. В другом месте я вряд ли такое получил бы.

Беседу вел Олег Сердобольский
Фото Юрия Белинского--0--