Новости

Используйте ссылки ниже для перехода к интересующим подразделам.

РОМАН ПОЛОЗКОВ: "В ФИЗИКЕ ВАЖНЫ И ГОЛОВА, И РУКИ"

23 июля 2022, 15:05

В АЛФЕРОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ВПЕРВЫЕ ПРОШЛА «ЛЕТНЯЯ ШКОЛА МОЛОДОГО ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА" ПРИ УЧАСТИИ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ БЕЛГОРОДА
 

Серия научных проектов, выполненных десятиклассниками, стала достойным завершением «Летней школы молодого экспериментатора", которая в июле впервые прошла в Академическом университете имени Жореса Алферова. Участниками нового проекта стали юноши и девушки из школ и лицеев Петербурга и Белгорода, проявляющие интерес к физике.
 

 

Причем белгородцы, оказавшиеся в первой смене школы, узнали о ней во время своей зимней поездки в Петербург, когда они впервые побывали в АУ. И самые любознательные из той большой группы еще раз приехали в наш город на неделю, чтобы поучаствовать в экспериментах и расширить свои знания и умения.


 

О «Летней школе молодого экспериментатора", ее задачах и особенностях в беседе с нашим корреспондентом рассказал руководитель проекта, заведующий кафедрой общей физики АУ, доктор физико-математических наук Роман Полозков.

 

 

- РОМАН ГРИГОРЬЕВИЧ, КАК ЭТА ИДЕЯ ВОЗНИКЛА, И КАКИЕ ЗАДАЧИ ВЫ СЧИТАЕТЕ САМЫМИ ВАЖНЫМИ В ЭТОМ НАЧИНАНИИ?

- Летняя школа явилась логическим продолжением проектной деятельности, которую мы, начиная с этого года, ввели для наших первокурсников. Дело в том, что проектной деятельности со всей ее спецификой никогда до этого не было в пределах курса общей физики. Мы это попробовали, и результат получился на пять с плюсом. И студентам, и нам это начинание очень понравилось. Да и отклик был очень мощный. На защиту проектов пришло довольно много народу, включая научных сотрудников университета. И мы задумались о том, чтобы пойти дальше - сделать что-то подобное и для школьников. Правда, абсолютной уверенности поначалу не было - стоит ли игра свеч, потому что организация такого мероприятия требует больших затрат сил и времени, а что будет на выходе - непонятно...

 


- НО ВСЕ-ТАКИ РЕШИЛИ ПОПРОБОВАТЬ?

- Да, решили... Эта школа некоторым образом стала пилотным проектом. И первая часть, в которой участвовали белгородцы, и вторая, с участием петербургских школьников - это два абсолютно разных сценария, которые мы попробовали с тем, чтобы понять, какой лучше в дальнейшем реализовывать. Или, может быть, сделать из них нечто среднее.
- В ЧЕМ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ЭТИМИ СЦЕНАРИЯМИ?

- В первой части белгородцам мы не ставили изначально конкретных задач, а просто обозначили общими словами направления, в рамках которых можно было бы придумать проекты. И ребята придумали сами себе два проекта - "Электричество ради электричества" и "Двигатель Стирлинга". Выбор тем и способ реализации, как это сделать - это все придумали они сами. Так что первая часть была максимально творческой с точки зрения самой постановки задачи. Мы с Максимом Валерьевичем Мишиным их курировали в смысле купирования каких-то заведомо тупиковых решений и вывода на более логичные пути, потому что ребята физику еще не очень хорошо знают. Во второй части мы сделали все прямо противоположно. Заготовили шесть конкретных задач, обрисовали цели в этих проектах и даже подобрали видеоматериалы для максимально правильной реализации этих проектов. В частности, мы показывали ребятам конечный результат проекта – то, что мы хотели бы увидеть как итог данного проекта. То есть, повторю, в первой части мы им просто задали направление, а дальше они сами все придумывали, а во второй мы дали фактически конкретные задачи, и они должны были это дело реализовать максимально хорошо. Такова главная разница между этими подходами. Очевидно, что мы, скорее всего, будем склоняться ко второму варианту в силу ограниченности школы по времени. Потому что, так получается, что ни мы, ни школьники не могут выделить на эту школу времени больше недели. А за неделю не так-то просто сделать даже то, что ограничено конкретными контурами. Даже при показе видео - как это сделать, все равно у них не до конца все получалось.

- ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ДИСЦИПЛИНА ВРЕМЕНИ, ВИДИМО, ОЧЕНЬ ВАЖНА В ЭТОЙ КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЕ, КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ?

- Обязательно. Потому что, если давать неограниченное время и средства, то это, как правило, история с неочевидным исходом – может что-то получится, а может, и нет. А проектная деятельность — это совсем другое. Это всегда техническое задание, это всегда план, и ребята должны понимать, что это особый род деятельности, имеющий четкие особенности и атрибуты: конечное время, конечные ресурсы и обязательно - конечный результат.

 


- С КАКИМИ ПРОБЛЕМАМИ ВЫ СТОЛКНУЛИСЬ В ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА?

- Главной проблемой для ребят оказалось то, что они много буксовали на этапе, когда необходимо было поработать руками. Любой советский ребенок играл в конструктор, собирал что-то из отдельных частей. У современных детей этот навык, к сожалению, разработан гораздо слабее. Зачастую ребята тратили много времени на то, чтобы, например, собрать стойку из деталей с уже просверленными отверстиями. Честно говоря, для меня было полным откровением, что в элементарных ситуациях они не всегда сразу понимали, что куда привернуть, чтобы оно крутилось или не крутилось. У них очень хорошие головы, они хорошо понимают вроде бы, что нужно сделать, но реализовать это на практике для них трудновато.
- ЗНАЧИТ, ОНИ ПОНЯЛИ, НА ЧТО В ДАЛЬНЕЙШЕМ ИМ НАДО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ...

- Я очень надеюсь, что они поняли, как здорово в физике что-то сделать своими руками - из деревяшечек, из железочек, из трубочек, из фольги. Самостоятельно выполнить пусть маленькую, но инженерную задачу. Ребята, на мой взгляд, испытали очень важный для всего этого процесса момент преодоления: когда наконец-то установка была собрана, и у них все заработало, то это был дикий восторг. У них было чувство, что они победили. Кроме того, для нас было важно, чтобы школьники делали свой проект осмысленно с точки зрения физики. Иными словами, чтобы решение инженерной задачи производилось с учетом понимания физических явлений.
- А ЭТИ СТУДЕНТЫ-ПЕРВОКУРСНИКИ, О КОТОРЫХ ВЫ ГОВОРИЛИ, ОНИ, ВИДИМО, КАК НАСТАВНИКИ ЭТИХ ШКОЛЬНИКОВ, ТОЖЕ СЕБЯ КАК-ТО ПРОЯВЛЯЛИ?

- Абсолютно верно. Когда мы провели проектную деятельность среди студентов, там были проекты посильнее и послабее. Несколько проектов были очень сильные. И мы были очень рады, что довольно много ребят вызвалась нам помочь в этой школе. И они очень здорово помогали. Не желая никого обидеть, все-таки выделю Лизу Карасеву и Злату Сосновицкую, которые с горящими глазами работали и в первой части, и во второй, и потратили на работу с этими школьниками очень много времени и сил.


- ВИДИМО, ПО ИТОГАМ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА БУДУТ СДЕЛАНЫ КАКИЕ-ТО ВЫВОДЫ И БУДЕТ ВЫРАБОТАН БОЛЕЕ ЧЕТКИЙ ПЛАН, ЧТОБЫ ШКОЛА РЕГУЛЯРНО РАБОТАЛА КАЖДОЕ ЛЕТО?

- Нам хочется пойти еще дальше. Потому что, мне кажется, вовсе не обязательно ограничивать такие занятия рамками каникул или летней школы. Возможно, все это перерастет в какой-то более регулярный вид по своему формату. Все эти опыты можно проводить и в режиме второй половины дня, когда вечером, после школы, ребята приезжают и работают. Если удастся поставить это дело на поток, то это будет здорово, потому что идеальная ситуация - это когда наши алферовские студенты работают со школьниками над такими проектами. Если это будет регулярно в течение года, то охват и людей, и задач будет гораздо больше. И все, что на выходе будет получаться, найдет применение в учебном процессе. Ведь в конечном итоге эти маленькие такие установочки можно потом здорово использовать для демонстраций в курсе обшей физики. То есть, это еще и материальный, конкретный результат - демонстрационная установка для опытов по физике. Конечно, я понимаю, что это звучит сейчас немного по-наполеоновски, но конечная цель была бы, наверное, такая. Как минимум организовать летнюю школу, а как максимум сделать это регулярной деятельностью со школьниками в режиме второй половины дня, включая нашу замечательную Физико-техническую школу. Мы уже сейчас предварительно договорились о взаимодействии в этом вопросе. Отдельное спасибо хотелось бы сказать Академии талантов, оказавшей информационную поддержку в проведении этой школы.

- А ЕСТЬ ЛИ ЕЩЕ МОМЕНТ, ЧТО ЭТА ШКОЛА ПРИВЛЕКАЕТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА И, МОЖЕТ БЫТЬ, СРЕДИ ТЕХ, КТО СЮДА ПРОХОДИТ, ЕСТЬ И РЕБЯТА, КОТОРЫЕ ПОСТУПЯТ В УНИВЕРСИТЕТ?

-Да, безусловно, это тоже одна из целей нашей школы. Потому что привязка по месту очень важна для абитуриента, который пришел сюда, позанимался здесь творческой деятельностью, работая совместно со студентами, старшими товарищами. Шутка ли, проректор по учебной работе и заведующий кафедрой, будучи сами физиками, сидят с ними и крутят эти болтики и гайки. Это на ребят очень здорово действует. Я не берусь утверждать, что сразу будет высокий процент поступивших по результатам таких школ, но то, что волна пошла, это я точно могу сказать. Школьники и их родители уже начинают интересоваться: а можно ли нам тоже здесь пройти практику? Так что это, безусловно, настоящая и очень актуальная профориентационная работа.

 

 


Беседовал Олег Сердобольский
Фото Юрия Белинского--0--