Новости

Используйте ссылки ниже для перехода к интересующим подразделам.

РЕКТОРСКИЙ ЧАС

03 июня 2019, 15:14

Под этой рубрикой временно исполняющий обязанности ректора Академического университета Платон Александрович Карасев будет высказываться по наиболее важным вопросам жизни вуза и готов ответить на любой адресованный ему вопрос. "Я очень надеюсь на ваш отклик, на обратную связь. Мы открыты. Спрашивайте, предлагайте, критикуйте. Только, пожалуйста, не надо заниматься критиканством. Потому что критика помогает улучшить то, что мы делаем, а критиканство не стремится что-то улучшить. Критикан имеет цель просто показать себя. Помните, что мы все с вами - в одной лодке", - такое пожелание высказал руководитель Академического университета, который на новой должности очень надеется найти в коллегах своих сотоварищей по общему делу.

"Мы с небольшой командой, которая есть в учебном отделе и на кафедрах, постараемся сделать все что мы можем, даже больше чем можем. Но ваше участие, ваша энергия очень необходимы, как движущая сила", - обратился к студентам Платон Карасев.

 

НАША ЗАДАЧА - СТАБИЛЬНОСТЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

- ПЛАТОН АЛЕКСАНДРОВИЧ, СРЕДИ СТУДЕНТОВ ДАЖЕ ОПТИМИСТЫ С ТРЕВОГОЙ ВОСПРИНЯЛИ ВАШИ СЛОВА, СКАЗАННЫЕ НА ПЕРВОЙ ВСТРЕЧЕ, исполняющий обязанности ректора Академического университета Платон Александрович КарасевЧТО ГРЯДЕТ СОКРАЩЕНИЕ ШТАТА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ. КАКАЯ-ТО ТРЕВОЖНАЯ НОТА ПОВИСЛА В ВОЗДУХЕ. НЕ ПРИВЕДЕТ ЛИ ЭТА МЕРА К ПОНИЖЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ, КОТОРОЕ ЗДЕСЬ ВСЕГДА БЫЛО СТАБИЛЬНО ВЫСОКИМ?
- Студентов волнует, останутся ли преподаватели, которые с ними работали? На этот вопрос ответ, - безусловно, да. Останутся. Вопрос в другом. Я посмотрел штатное расписание, нагрузку преподавателей и выяснилась странная картина. У нас есть люди, которые оформлены на полную ставку, а читают в течение целого семестра одну лекцию в неделю. Мне представляется, что это маловато для полной ставки. Вот что я имел в виду, когда говорил о пересмотре и оптимизации учебных процессов. Решением ученого совета была сформирована комиссия в очень уважаемом составе - это Алексей Евгеньевич Жуков, Абгар Леонович Орбели, Михаил Георгиевич Иванов и еще ряд научных сотрудников и преподавателей. Комиссия работала полтора месяца, проанализировала создавшуюся ситуацию и выработала целый ряд предложений. То, что я озвучил, это одно из предложений, которое они выработали - то есть, некоторый пересмотр нагрузки для штатных преподавателей.
У нас есть еще одна большая проблема - это слабая связь между высшим образованием и центром нанотехнологий. К сожалению, не очень многие сотрудники из ЦНТ работают преподавателями и ведут занятия, хотя они являются прекрасными специалистами. Я считаю, что для любого человека очень полезно почитать лекции по тому направлению, которым он занимается или по близкому направлению, потому что это заставляет сесть и все переосмыслить. К сожалению, это положение не всеми там поддерживается, а такая работа на первый взгляд кажется лишней. Убежден, что это правильное, нужное и полезное дело и для них, и для университета и, самое главное, оно будет чрезвычайно полезно для студентов. Мы тем самым привлечем прекрасных, знающих, новых людей, которые смогут научить много чему. 

исполняющий обязанности ректора Академического университета Платон Александрович Карасев- БУДУТ ЛИ ПРИВЛЕКАТЬСЯ СПЕЦИАЛИСТЫ ИЗ ДРУГИХ ВУЗОВ?
- Разумеется, будут. Специалисты из Физтеха, из Политехнического, из других организаций привлекаются не за красивые глаза, а за их знания, способность вести уникальные курсы. Но опять-таки рассмотрение расписания показало, что и среди совместителей есть люди, которые за год не прочитали ни одной лекции. Вы же понимаете, что я как ректор, не могу таким людям платить деньги за то, что они здесь числятся. Если они не читают лекции, не ведут практические занятия, то почему они считаются преподавателями? Это неправильно. Если они ведут совместные исследования, тогда следует переходить из центра высшего образования, с кафедры, в лабораторию и работать там.
Возможно, для них неудобно составлено расписание? Это тоже проблема, которую нужно будет решать: вопрос оптимизации с точки зрения составления расписания. Где-то, может быть, можно объединить группы, прочитать лекции потоку или, наоборот, в каких-то случаях необходимо разделить группы, потому что на практических занятиях большие группы - это не очень хорошо, особенно если это, к примеру, английский язык или какая-то специфическая практика, где нужно, чтобы все было проработано индивидуально с каждым. Но профессорских ставок без нагрузки допускать просто нельзя.
Как я и говорил на первой встрече со студентами, лучших преподавателей мы, конечно же, сохраним, и обязательно будем привлекать еще людей, потому что нам нужны специалисты в разных областях. Без них никак не получится развиваться.

исполняющий обязанности ректора Академического университета Платон Александрович Карасев

- БУДУТ ЛИ ПРИВЛЕКАТЬСЯ ЗАРУБЕЖНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ?
- Обязательно. Они нужны и для проведения специальных курсов, так и для участия в программах двойных дипломов. Но для того, чтобы их приезд был полезен студентам,  необходимо решить одну проблему, если она существует. Я слышал, что у наших студентов недостаточное знание английского. Меня это сильно удивило, но я пока не разбирался как следует с этим вопросом. Как вы знаете, я сюда пришел из Политехнического и могу констатировать, что некоторое время назад в Политехе у студентов английский был в основном слабоват. Чтобы ликвидировать этот пробел, в магистратуре был введен целый цикл семинаров по специальности, на которых студенты каждую неделю делали как минимум два доклада на английском языке. Все занятия - только на английском: и со стороны преподавателей, и со стороны студентов. Причем просто прийти, посидеть и уйти - уже не получается. Не задавая вопросов, не работая с места ты не получишь зачет. И применение такого подхода значительно улучшило качество языка. В марте в Политехническом мы проводили международную конференцию на английском языке. И меня приятно удивил хороший уровень языка, то, что студенты прекрасно общались с приглашенными гостями, прочитали устные доклады, замечательно разговаривали возле постеров. Такую интенсивную систему освоения языка я постараюсь как-то внедрять в Академическом университете, потому что единственный способ научиться языку – это активное его использование в условиях, приближенных к боевым. Вы ведь хотите стать учеными. Значит, важнейшая часть будущей работы - это конференция. Значит, нужно тренировать и развивать именно этот навык, как самую важную часть вашего общения. 

- ВЫ УПОМИНАЛИ ОБ ЕЩЕ ОДНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ - О ДВОЙНЫХ ДИПЛОМАХ. НАСКОЛЬКО ДАЛЕКИ ЭТИ ПЛАНЫ?
- Запуск программы двойных дипломов - это планы самого ближайшего времени. У нас есть предварительные договоренности с рядом коллег из Финляндии, из Германии, постараемся договориться с коллегами из Австрии. Сразу много разных программ мы, конечно, не запустим. За месяц подготовить программу двойного диплома просто не успеть. Нужно создать учебные планы, программы курсов, продумать практики, это довольно большая работа. Но задача поставлена, и коллеги ее решают. На этом пути мы с большим удовольствием воспользуемся опытом Политеха, где такие программы мы с коллегами уже запустили. Использовать опыт всегда хорошо, - ряд шишек можно просто не набивать, идя по непроторенный дороге. Такая система образования - совсем не то же самое, что привычное нам расписание на несколько семестров вперед. Это нужно делать по-другому, вводить модульную систему, продумывать возможности удаленного общения с преподавателями и так далее. Но уверен, мы это освоим, а студенты с удовольствием будут учиться. 


Присылайте Ваши вопросы в наше сообщество ВКонтакте

Беседовал Олег Сердобольский
Фото Юрия Белинского