Новости

Используйте ссылки ниже для перехода к интересующим подразделам.

ПАМЯТНИК ВСТРЕТИЛСЯ С СОЛНЦЕМ

01 июля 2021, 19:22

НА КОМАРОВСКОМ КЛАДБИЩЕ ЗАВЕРШЕН МОНТАЖ ПАМЯТНИКА НА МОГИЛЕ ЖОРЕСА АЛФЕРОВА



Осталось только высадить цветы на площадке памятника, сооруженного на могиле нашего великого современника Жореса Ивановича Алферова. Этой работой займется вдова ученого Тамара Георгиевна, которая попросила автора монумента насыпать среди камней небольшой холмик земли для цветочной композиции. Под конец работы бригады монтажников Тамара Алферова первой приехала на площадку и осталась довольна результатом.

- По-моему, это очень талантливое, просто великолепное произведение настоящего мастера, - сказала Тамара Георгиевна нашему корреспонденту. - И оно так хорошо освещено и так подошло к месту, где захоронен Жорес Иванович! Над памятником - открытое небо, и камень прекрасно играет на солнце. Я когда ездила и подписывала приемку памятника, мне Дмитрий Давидович, показывая макет, сказал, что на том месте, где установят памятник, он будет совершенно иначе выглядеть. И действительно, так оно и случилось. Мне нравится, что он выглядит очень благородно, без тени вычурности... Спасибо мастеру!

После завершения всех работ мы пообщались со скульптором Дмитрием Каминкером. Мастер рассказал о работе над памятником на пути от макета до монтажа монумента в натуральную величину.

- ДМИТРИЙ, НАСКОЛЬКО ВАШ ЗАМЫСЕЛ СОВПАЛ С РЕЗУЛЬТАТОМ?

- Конечно, совпало не все. В макете ведь была намечена основная канва, а дальше камень уже подсказывает. И какие-то откалываются куски, какие-то красивые получаются формы, которые дальше обыгрываешь. У меня работа была не по чертежу, где все надо детально воспроизвести. Здесь же придумываешь основной ход, а дальше все происходит в диалоге с материалом.

А потом уже этот диалог точно так же продолжается между памятником и окружающей ситуацией, когда ты в нее начинаешь вписывать это все по размерам, по фактурам, по пространственным каким-то решениям. Поэтому там очень много импровизации, а макет - это только начальная стадия. Ну, это как в футболе. Одно дело -продумать план на игру, но ты не знаешь, что будут делать соперники, и по ходу игры надо как-то перестраиваться и подлаживаться к тому, что происходит.

Так же и в моей ситуации. Нельзя все предугадать: как свет будет падать, как это будет по высоте, что там с окружающим - с другими памятниками, с деревьями. Поэтому в этом есть большой кусок импровизации. Но в данном случае, мне кажется, все получилось более-менее прилично.

- ПО-МОЕМУ, ВАМ ОЧЕНЬ ПОВЕЗЛО. С МЕСТОМ. ОНО ПРОСТОРНОЕ, И КАКОЙ-ТО ОТКРЫВАЕТСЯ ВИД НА ПАМЯТНИК ДИСТАНЦИОННЫЙ... ТУТ ТВОРЕЦ ИГРАЕТ С ПРИРОДОЙ, А ПРИРОДА С ТВОРЦОМ.

- Да, есть такой момент. Мне хотелось, чтобы это была вещь, условно говоря, рукотворная. То есть, архитектурно как-то сделанная и в то же время, чтобы это была еще и дикая красота камня в каких-то моментах, будто его нашли где-то в горах или достали из воды, из какой-то реки, скажем, горной. Должны быть еще какие-то моменты, будто они получились сами по себе, хотя там все сделано руками. Задняя, не обработанная сторона камня - такая красивая. Когда в карьере выкалывали этот камень, то верхняя его часть, располагавшаяся над землей, была ржавчиной такой покрыта, красивой рыжей патиной. И я ее пытался сохранить, как-то слегка окультурив, чтобы по цвету с задней стороны тоже был красивый, привлекательный камень.

Такие моменты нерукотворности тоже должны были присутствовать. И частично это получилось.

- Я УЖЕ ГОВОРИЛ ВАМ, ЧТО И УЖЕ НА СТАДИИ МАКЕТА В ОБЛИКЕ ПАМЯТНИКА НЕ УСМАТРИВАЛОСЬ КАКОГО-ТО ТРАДИЦИОННОГО КЛАДБИЩЕНСКОГО МОТИВА. ЭТО, ПО-МОЕМУ, ЕЩЕ ЯРЧЕ ВЫГЛЯДИТ В ВОПЛОЩЕННОМ ПРОЕКТЕ.

- Ну, смешно говорить об оптимистичности какой-то, но мне хотелось, чтобы в облике памятника основой мотив был связан с творческим началом. Ведь Жорес Иванович был человеком созидающим и по-настоящему творческим.

- КТО ПОМОГАЛ ВАМ В ЭТОЙ РАБОТЕ?

- Я работаю с мастерской Андрея Руднева. Его помощник - Михаил Кирик. Это мастера своего дела, которые почти половину памятников на Литераторских мостках делали. Они делают не только надгробья, но и памятники, и всякие архитектурные сооружения. Самые известные в городе, да к тому же еще и потомственные мастера по таким видам работ.

- КОГДА ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ОТКРЫТЬ ПАМЯТНИК?

- Скорей всего, ближе к сентябрю. К тому времени он, думаю, немножко покроется патиной времени, утратит облик новодела.

 

- ТАК ЧТО САМА ПРИРОДА ЕЩЕ ДОЛЖНА С НИМ НЕМНОГО ПОРАБОТАТЬ?

- Да, это очень важный момент. Либо он становится частью природы, либо отторгается, обнаруживая свою нелепость, что тоже бывает на самом деле. Я участвую в защите дипломов в Мухинском училище. И, когда какие-то напутственные слова надо сказать, хочется напомнить молодым, что главная заповедь скульптора, как и хирурга, - не навреди.

Потому что зачастую такие ставятся уродливые штуки, которыми можно испоганить и улицу, и сквер, и целый квартал. Поэтому надо все время смотреть на себя со стороны с точки зрения "не навреди".

...Памятник готов, а какие цветы будут соседствовать с камнем, это решит Тамара Георгиевна Алферова, у которой в Комарово перед домом - цветущий сад.



Олег Сердобольский
Фото Юрия Белинского--0--