Новости

Используйте ссылки ниже для перехода к интересующим подразделам.

НАУКА. ЖЕНЩИНЫ... ВЕСНА!

01 марта 2022, 13:20

ТРИ ВСТРЕЧИ В КАНУН ВОСЬМОГО МАРТА

Женщины, чьим призванием стала наука, считают приход ВЕСНЫ лучшим временем года в своих профессиональных делах. Такое впечатление осталось у нашего корреспондента от встреч с сотрудницами Алферовского университета в канун Восьмого марта. Все эти беседы были очень эмоциональными, жизнерадостными и открыли три женских судьбы, в каждой из которых путь в науку носил яркий индивидуальный отпечаток.


ВСТРЕЧА ПЕРВАЯ

Тамара Березовская,
химик.

          У МЕНЯ ПОЧТИ КАЖДЫЙ ДЕНЬ - ВОСЬМОЕ МАРТА

- ТАМАРА НАРЦИССОВНА, КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ТОМУ, ЧТО ВАС НАЗЫВАЮТ КОРОЛЕВОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ?

- Первый раз слышу.

- НО Я УЗНАЛ ЭТО ОТ ВАШИХ КОЛЛЕГ...

- На самом деле я не королева, а мегера химической лаборатории. Потому что меня боятся, и это очень хорошо. Обязательно нужно, чтобы кого-то боялись. Ведь речь идет о строгом соблюдении правил безопасности в химлаборатории, где работают с плавиковой кислотой и другими агрессивными веществами. Поэтому, когда кого-то только-только обучил, а потом приходишь и видишь нарушение инструкции, нарушители прямо вздрагивают при моем появлении. А сейчас я захожу, и они даже не реагируют на мое появление, потому что уже уверенно работают, и им не нужен мой пригляд. Но приходят новенькие, и все повторяется снова... И я теперь ищу, кто будет следующей мегерой, потому что когда-то я уйду на пенсию, и кому-то надо будет обеспечивать обучение, инструктаж новых сотрудников. Я пришла в гермозону из технологии. А в технологии самое важное - это культура производства. И здесь я, можно сказать, насаждаю культуру именно химического производства.

- НАСКОЛЬКО ИНТЕРЕСНА ДЛЯ ВАС РАБОТА В ГЕРМОЗОНЕ?

- Работать здесь очень интересно. Но я начну с предыстории. По профессии я не физик, а химик, закончила еще в прошлом веке, в 1979 году, кафедру молекулярной спектроскопии в ЛГУ имени Жданова. Много где я работала, а в 50 лет, когда у меня был кризис среднего возраста, я целых полтора года не работала, искала себя. В результате этого поиска поняла, что правильно выбрала профессию и пришла работать инженером по качеству в Академический университет в организационно-правовой отдел. Потом меня пригласили в лабораторию наноэлектроники работать инженером по качеству и по специальности химика. И вот с тех пор я занимаюсь травлением полупроводников с целью получения нанообъектов, наноструктур и модифицированной поверхности - сначала А3B5, это твердые растворы на основе арсенидов и нитридов металлов третьей группы, ну а сейчас - кремния. Хотя кремний считается очень изученным материалом, я вижу, что там можно еще много чего изучать. И сейчас я занимаюсь травлением дифракционных решеток, изготовлением этих решеток путем жидкостного химического травления.

- ЭТО КАКОЕ-ТО НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ?

- В мире мало где такие решетки делают. А в России их не было вообще. И вот Леонид Иванович Горай решил, что уже пора и в России их делать. Пришел, говорит: если вы в нашем университете это сделаете, то хорошо, а если нет - ну, я получил грант, буду искать, кто сделает. Я согласилась: давай будем делать. И вот я и Дима Мохов - мы вместе в группе - за девять месяцев научились это делать. В 2020 году у нас получился, наконец, треугольный профиль. А сейчас мы уже изготовили среднечастотные и высокочастотные решетки с практически рекордными значениями дифракционной эффективности. Честно говоря, я даже никогда не предполагала, что когда-нибудь буду изготавливать оптические приборы, используя знания химии.



- РАБОТА ДЛЯ ВАС - ЭТО БУДНИ, ПОХОЖИЕ ДРУГ НА ДРУГА, ИЛИ ЕСТЬ В НЕЙ СВЕТЛЫЕ, РАДОСТНЫЕ МИНУТЫ?

- Есть, конечно, есть. Когда в конце прошлого века я решала свои психологические проблемы, на одном из групповых занятий проводили тестирование. И я много-много баллов набрала из всех тестируемых как потенциальный исследователь. Я тогда особого значения этому не придала. И только спустя пять лет, придя сюда, я действительно стала заниматься исследованиями. И правда, я никогда не была такой счастливой именно в работе. Мне всегда везло, у меня были хорошие взаимоотношения с коллегами, интересная работа, деньги приходили, сколько нужно и когда нужно на любой работе. Ну, конечно, когда была перестройка, тут мы все были без денег, но все же выжили... У меня двое детей. Второй был маленький, я родила его в самое неподходящее время - в 1989 году. Но я хотела... И мы выжили, потому что у нас был мешок сахара и мешок муки. Я сама лапшу делала, пекла блины... И когда я сюда пришла работать, то поняла, что столько лет потеряла. Могла бы уже пять лет исследованиями заниматься! Так что надо верить психологам. Когда ты работаешь, используя все свои склонности и способности, только тогда ты по-настоящему счастлив.

- ЧТО ДЛЯ ВАС ПРИНЦИПИАЛЬНО ВАЖНО В ВАШЕЙ РАБОТЕ?

- Чтобы то, что я делаю, могло бы быть воспроизводимым из процесса в процесс. А если это что-то одноразовое, я даже не буду участвовать в такой публикации. Нет, давайте мы еще на разных объектах, на разных системах, концентрациях это проэкспериментируем, чтобы достичь наилучшего и главное - воспроизводимого результата.

- ВЫ ЗДЕСЬ УЖЕ БОЛЬШЕ ДЕСЯТИ ЛЕТ РАБОТАЕТЕ?

- С декабря 2008-го...

- СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ ПАТРИОТОМ УНИВЕРСИТЕТА?

- Да, я стала патриотом университета. Вот почему мне жалко, что из лаборатории возобновляемых источников энергии, которой когда-то руководил Жорес Иванович, ушли, можно сказать, мои любимчики, которые здесь защищались и хорошо работали. Но, с другой стороны, я понимаю, что у каждого свой путь. И я рада, что в нашем университете уже объявлены выборы ректора. И Алферовский университет продолжит свою деятельность как отдельный вуз.

- ПОСКОЛЬКУ В НАШЕЙ БЕСЕДЕ ЕСТЬ ЕЩЕ ТЕМА ВЕСНЫ, ХОТЕЛОСЬ БЫ УСЛЫШАТЬ, КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ЭТОМУ ВРЕМЕНИ ГОДА И К ВОСЬМОМУ МАРТА. КАК ВЫ ЭТОТ ПРАЗДНИК ПРОВОДИТЕ?

- Ну, начнем с того, что женщины-химики не избалованы вниманием коллег-мужчин и, в общем-то, не очень удачно выбирают мужей. А придя сюда работать, я увидела, какие физики внимательные мужчины и хорошие мужья. И вообще у них другое совсем отношение к женщине. Я только здесь себя в полной мере смогла оценить как женщина. Ну, не то что оценить, а почувствовать, каким должно и может быть отношение настоящего мужчины. Поэтому физик и лирик это точно мужчина-романтик, это настоящий мужчина, правда. Мой день - Восьмое марта проходит здесь просто чудесно. Из разных лабораторий ко мне приходят с цветами, конфетами или просто с поздравлениями. И это очень приятно. Ну, и дома, конечно, меня сыновья тоже поздравляют. И, знаете, когда среди физиков работаешь, они так доброжелательны и тактичны, что у меня здесь почти каждый день - Восьмое марта.

Беседовал Олег Сердобольский
Фото Юрия Белинского--0--