Новости

Используйте ссылки ниже для перехода к интересующим подразделам.

НАУКА НА ЯЗЫКЕ ПРАКТИКИ

26 августа 2021, 09:14

ЛЕТНЮЮ ПРАКТИКУ ПРОШЛИ В АКАДЕМИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ СОРОК БАКАЛАВРОВ, ЗАКОНЧИВШИХСЯ УЧЕБУ НА ПЕРВОМ КУРСЕ
 


"Суха, мой друг, теория везде..." - эти слова классика взяли на вооружение организаторы летней практики студентов Алферовского университета, в ходе которой им предоставилась возможность открыть мир науки с практической стороны и провести лично или в команде реальную научную работу. Такой интересный и поучительный опыт приобрели сорок бакалавров, перешедших на второй курс.

 

О задачах летней практики и особенностях ее проведения нашему корреспонденту рассказал куратор этого проекта, младший научный сотрудник университета, секретарь Совета обучающихся Константин Котляр.

 

- КОНСТАНТИН, ДАВНО ЛИ СУЩЕСТВУЕТ В УНИВЕРСИТЕТЕ ЛЕТНЯЯ ПРАКТИКА?

- Она возникла в последние годы и ее цель -  введение молодых ребят на этапе первого-второго  курсов в научную среду, чтобы они могли активно попробовать себя в науке. Когда молодой человек приходит в Алферовский университет, он нацелен на науку, но еще не имеет представления о научной среде. И летняя практика для них - это такая "проба пера". Они выполняют маленькие научные исследования и получают более точное представление о том, что такое наука с практической точки зрения.

 

- И УЖЕ МОЖНО СОСТАВИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЧТО ИХ БОЛЬШЕ ПРИВЛЕКАЕТ?

- Да, да, именно так. У ребят были на выбор разные направления, и они вольны были выбирать то, что им нравится. Они делились на команды по четыре-пять человек, и  группы вместе с научными сотрудниками выполняли проекты. Это могло быть полноценное научное исследование, либо же руководитель мог им предложить выполнить какую-то часть лабораторной работы, чтобы они ощутили какую-то область физики и увидели, как это реализуется в науку. По завершении практики студенты представляли свои научные проекты. Мы собрались все вместе, и они делали небольшие научные доклады, где каждый узнал, что делал другой. Так что сейчас они имеют небольшое представление о том, какая научная работа ведется в Алферовском университете и немножко в Санкт-Петербургском государственном университете, с которым мы сотрудничали.

- ХОТЯ  БОЛЕЕ ОПРЕДЕЛЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В ВЫБОРЕ  НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРУЕТСЯ ПОСЛЕ ТРЕТЬЕГО КУРСА?

- После третьего курса у них по программе обучения идет специализация. Они выбирают направление, чем хотят заниматься, ищут научного руководителя. Но, как показывает опыт, после второго курса, если не подпитывать ребят энтузиазмом, общением с учеными, у них нередко интерес немножко падает. Вот почему очень полезно заразить их наукой  на первом-втором курсах, несмотря на то, что это тяжелый для них  период - там теоретическая механика, курсы математики, базовые вещи. И все же, если уже на этом этапе они начнут прикасаться к науке, то очень вероятно, что на третьем курсе они уже будут гореть и тратить на науку значительную часть свободного времени. Это такой продуманный план: очень важно первое впечатление. Ну а дальше они будут углубляться и учиться делать профессиональные научные доклады, участвовать в конференциях и уже по-настоящему входить в науку.

 - КТО ИЗ ПЕДАГОГОВ БЫЛ ПРИВЛЕЧЕН К ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКЕ?


- Началось с того, что профессор Сергей Анатольевич Тарасенко прочитал  вводную лекцию про основы физики и технологии наноструктур. Это было очень классно! Были экскурсии по лабораториям Академического университета. Здесь хочется  выразить благодарность Анатолию Ойзеровичу Монастыренко из лаборатории возобновляемых источников энергии. Он водил нас на крышу университета и рассказал об установленном там  солнечной трекере - системе слежения за солнцем. Очень активным и полезным было участие в практике химиков Тамары Нарциссовны Березовской и Дмитрия Мохова, которые участвуют почти во всех операциях по исследованию и синтезу наноструктур,  если в них присутствует химическая обработка. Алексей Большаков рассказал про нанотехнологии в Алферовском университете. В практике участвовала его сильная молодая команда - Светлана Кадинская, Валерий Кондратьев. Передавали свою энергию студентам сотрудники лаборатории наноэлектроники – Ксения Шубина и Александра Лазаренко, лаборатории возобновляемых источников энергии – Александр Воробьев. Физики-теоретики Михаил  Алексеевич Калитиевский и его аспиранты Константин Морозов и Алексей Белоновский рассказывали ребятам, которые увлечены математикой, как рассчитывать различные физические явления в полупроводниках, как там распространяется электромагнитное излучение. Ребята очень воодушевились, и двое уже знают, к кому они пойдут в научную группу. Так что все отделения университета в той или иной степени были задействованы в практике.

 

- ВЫ, КОНСТАНТИН, ТОЖЕ ВЕЛИ ГРУППУ ПРАКТИКАНТОВ?

- Я взял пятерых человек и избрал тему "однофотонные излучатели на нитевидных нанокристаллах". Это весьма сложная тема, потому что это и синтез нитевидных кристаллов, и исследование их свойств, чтобы создавать источники одиночных фотонов. Мы взяли часть большой темы исследований нашей лаборатории эпитаксиальных нанотехнологий. И для примера я повез ребят в СПбГУ, чтобы они увидели, как проводятся оптические изменения таких объектов. Но мы успели не все, как это бывает в реальной научной работе. В сентябре будем кое-что доделывать, и я им буду ставить зачеты по этой работе. Мы будем делать контакты к этим объектам в гермозоне АУ. Ребята  работали командой, и каждому нужно было поручать какую-то часть работы, чтобы у них было взаимодействие и они видели результат. Поэтому на мне лежит большая ответственность, как это все сложится. Также в конце августа - начале сентября мы организуем хакатон для биоинформатиков, но это уже другой подход, не такой как к физикам сейчас.

- ВЫ ЭТОЙ ТЕМОЙ В АСПИРАНТУРЕ ЗАНИМАЛИСЬ?

-  В аспирантуре я занимался излучателями на основе одномерных нанообъектов - наноколонн. Надеюсь, что в ближайшее время  буду защищать кандидатскую диссертацию по этой теме.

- ЕСТЬ ЛИ В ПРАКТИКЕ ЭТОГО ГОДА КАКИЕ-ТО ОСОБЕННОСТИ В СРАВНЕНИИ С ПРЕДЫДУЩИМИ?

- Главное - нам удалось ее очно организовать, потому что предыдущая практика проходила в разгар пандемии, мы не могли делать все вживую, писали какие-то рефераты. Это было скучно. Сейчас смешанный формат. В основу этой практики мы положили опыт зимней и летней Алферовской школы, которая прошла под руководством Михаила Мухина и Алексея Большакова. Этот формат отлично нам подходит, и мы решили провести практику именно в таком ключе, хотя и в укороченном виде. Думаю, и в будущем так будет. Очень надеюсь, что зимой вновь удастся провести Алферовскую школу. Это отличный способ привлекать сильных магистров и бакалавров последних курсов.
Вот я сейчас смотрю на итоги приема этого года и судя по географии заявок, присланных из разных городов России, я понимаю, какую важную роль в этом сыграла Алферовская школа, получившая широкий резонанс.

Беседовал Олег Сердобольский
Фото Юрия Белинского и Константина Котляра--0--