Новости

Используйте ссылки ниже для перехода к интересующим подразделам.

МАТЕМАТИКА - В ЖАНРЕ "ДЕКАМЕРОНА"

30 ноября 2020, 17:50

Необычную историю из своей педагогической практики рассказал коллегам на семинаре учителей математики Санкт-Петербурга и Москвы преподаватель ФТШ имени Жореса Алферова Константин Столбов. Он вспомнил случай, когда на уроке в десятом классе поставил "отлично" ученику, допустившему ошибку в решении задачи. Так педагог отблагодарил своего подопечного за неожиданно найденный убедительный контрдовод - почему так делать нельзя.

Вот как сам Константин Михайлович рассказывает об этом.

- В прошлом году я одному десятикласснику был обязан очень красивым, хорошим, интересным контрпримером, который он нечаянно сделал. В своем домашнем задании школьник привел неправильное решение, которое между тем было завуалированным. И оно дало мне контрпример, который я до этого искал несколько лет. Я все время говорил ребятам, что так делать нельзя, но не приводил примеров, почему такие действия могут привести к неправильному результату. А здесь ученик фактически подарил мне такую возможность, и я настолько был этому рад, что за этот подарок поставил ему оценку "отлично". Мы эту историю потом часто вспоминали в классе. И, как выяснилось на экзамене в конце учебного года, этот эпизод оказался удачным. После того случая почти никто из ребят не сделал ошибку в аналогичном примере.

- ТО ЕСТЬ, ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОКАЗАЛСЯ ДВИЖУЩЕЙ СИЛОЙ К ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ РЕШЕНИЮ?

- Не могу сказать, что это было педагогическое решение, которое я бы обдумывал или над которым заранее размышлял. Это скорей была спонтанная реакция.

- ЧТО ПОБУДИЛО ВАС РАССКАЗАТЬ ЭТУ ИСТОРИЮ СВОИМ КОЛЛЕГАМ?

- Поводом стал очередной семинар учителей математики, который мы уже десять лет каждую третью среду месяца проводим в Санкт-Петербургском отделении Математического института на Фонтанке. А на этот раз в онлайн формате к нам присоединились и наши московские коллеги, у которых тоже вот уже лет пять проходят аналогичные семинары. Мы выступаем у них, они - у нас. Летом одному из питерских учителей - председателю комиссии ЕГЭ Георгию Игоревичу Вольфсону пришла в голову такая мысль. Он предложил коллегам, известным преподавателям математики, рассказать свои истории, связанные с их предметом: что интересного произошло у них в прошлом году. С его легкой руки родилась идея семинара, на котором учителя выступили бы со своими зарисовками из школьной жизни. В итоге мы пригласили семь преподавателей, каждый из которых рассказал свою историю. Этот семинар по числу преподавателей получил название «Педагогический септамерон». Такая возникла аллюзия на книжку известного учителя Евгения Александровича Ямбурга, который собрал свои истории в книге "Педагогический декамерон". Коллеги поделились интересными историями из школьной жизни, как они решали те или иные педагогические и математические проблемы. Получилось разнообразно и интересно, потому что каждый говорил про нестандартные ситуации и решения, которые возникают в процессе урока. Подводя итог этой встречи, известный московский популяризатор математики Николай Николаевич Андреев, собравший много замечательных сюжетов и этюдов про математику на сайте etudes.ru, сказал, что очень хотел бы услышать от участников "септамерона" ответ на два вопроса: как получилось, что они стали учителями математиками, и жалели ли они когда-нибудь об этом? Один из следующих семинаров будет посвящен ответам на эти вопросы.

А декабрьский семинар мы посвятим памяти нашего коллеги Олега Александровича Иванова, который ушел от нас год назад. Наверное, это был самый известный питерский учитель-методист, профессор, доктор педагогических наук, сопредседатель питерского семинара учителей.

- НА ЧЕМ ОСНОВЫВАЕТСЯ ВАШ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕТОД?

- Я уже более двадцати лет преподаю в Лицее, где когда-то учился сам, и стараюсь придерживаться такого принципа: для того, чтобы образование было качественным, оно должно быть интересным. Необходима эмоциональная включенность ученика (и, конечно, учителя) в процесс. Это очень важно. За четыре года, которые я преподаю предмет в одном классе, я стараюсь сделать так, чтобы ученикам было интересно со мной, а мне с ними. В частности, какие-то новые формы работы, новые методы, приемы я стараюсь оставлять и на одиннадцатый класс.

- ЕСТЬ ЛИ У ВАС ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ?

Отличия есть, но это не очень важно. Единственная по-настоящему важная награда для меня — лауреат Корчаковской премии — премии, которую ежегодно вручают ученики ФТШ на Дне рождения Лицея. 

- НЕ СОБИРАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ СО ВРЕМЕНЕМ ВЫПУСТИТЬ КНИГУ? НА ОСНОВЕ ЛИЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА?

- Не исключено. Некоторые истории я даже записываю. Хотелось бы написать что-то наподобие книги директора ФТШ Михаила Георгиевича Иванова "Физика как способ размышлять". Мне кажется, было бы очень правильно, если бы каждый учитель в какой-то момент издал книгу, брошюру, статью про свою работу. И Михаил Георгиевич в этом смысле подал нам блестящий пример.

Кстати, кто-то обратил внимание, что у нас в школе самое распространенное отчество среди учителей это - Михайлович (Михайловна). И популярна в Лицее такая шутка: у нас много Михайловичей и отец их - Михаил.

Беседу вел Олег Сердобольский

Фото Юрия Белинского--0--