Новости
Используйте ссылки ниже для перехода к интересующим подразделам.
МАТЕМАТИКА НЕОБХОДИМА ВСЕМ
01 ноября 2022, 11:18С ЛЕКЦИЕЙ В АУ ВЫСТУПИЛ ПОПУЛЯРИЗАТОР МАТЕМАТИКИ, ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ РАН АЛЕКСЕЙ САВВАТЕЕВ
Полный аншлаг собрал 31 октября в Актовом зале Алферовского университета известный российский математик, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН Алексей Савватеев. Он выступил здесь с лекцией "Правильные многогранники", которая более часа если и прерывалась в каких-то местах, то лишь вопросами из зала.
Подтянутый, моложавый ученый стремительно сбежал к сцене по ступеням Актового зала, вытащил из рюкзака термос с чаем, сразу по-особому настроив пришедших на его лекцию коллег. У него был полный контакт с залом, в котором сидели и студенты, и школьники, и ветеран Лицея народный учитель России Валерий Адольфович Рыжик.
Под конец лекции собравшиеся наградили гостя дружными аплодисментами. Многие захотели с ним сфотографироваться на память, а некоторые просили подписать его книгу "Математика для гуманитариев".
После лекции ученый ответил на вопросы нашего корреспондента, касающиеся важной сферы его деятельности - популяризации науки.
- АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, СО ШКОЛЬНЫХ ЛЕТ МЫ ЗНАЕМ, ЧТО КАЖДЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СЧИТАЕТ СВОЙ ПРЕДМЕТ САМЫМ ГЛАВНЫМ. НА СВОЕЙ ЛЕКЦИИ ВЫ ВЫГЛЯДЕЛИ КАК УБЕЖДЕННЫЙ РЫЦАРЬ МАТЕМАТИКИ. ПОЧЕМУ ВЫ ВЫБРАЛИ ИМЕННО ЭТУ СФЕРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?
- Математика - самый главный из предметов, описывающих материальный мир, я бы так сказал, потому что она лежит в основе всех законов физики, химии и т.д. Что касается мира нематериального - мира мечтаний, вожделений нашего сознания, то это во многом - сфера гуманитарных наук, которые я уважаю. Ну а математика - королева технической части мироздания.
- ВЫ СЕЙЧАС ПОДПИСЫВАЛИ КНИГУ "МАТЕМАТИКА ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ". КАКОЙ ПОСЫЛ БЫЛ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ТАКУЮ КНИГУ
- Посыл был в том, чтобы прочитать лекции для этого круга слушателей. Они легли на бумагу, долго вычитывались и вышли в виде книги. Есть такой Университет Дмитрия Пожарского, который раньше функционировал как учебное заведение. И основатель университета Михаил Викторович Поваляев предложил мне прочитать курс лекций "Математика для гуманитариев".
Я усомнился - надо ли? Но он твердо стоял на том, что математику нужно знать всем, потому что это часть культурного наследия земли, всех цивилизаций. И, несмотря на мои сомнения, ко мне записалось 200 человек. До конца курса дошло, правда, человек 25-30 человек. Это был огромный интерес. Ну а потом эти лекции были собраны в книгу.
- КАК ВЫШЛО, ЧТО ВЫ, НЕСМОТРЯ НА БОЛЬШУЮ ЗАНЯТОСТЬ НАУКОЙ, СТАЛИ ПОПУЛЯРИЗАТОРОМ МАТЕМАТИКИ В МАСШТАБАХ ВСЕЙ РОССИИ?
- Это постепенно произошло. То, что мы делаем, оказалось интересно многим - это видно и по количеству просмотров, и по числу приходов на мои лекции. Я убедился в том, что людям нужен этот контент, этот материал, этот вид подачи. Меня часто спрашивают - в чем секрет, что так много народу ходит на мои лекции? Я этого сам не знаю. Я просто еду и читаю лекции, и там, как правило, много народу.
- В ЭТОМ ГОДУ КАКИЕ ГОРОДА ВЫ ПОСЕТИЛИ?
- За последние два месяца побывал в Майкопе, в лагере "Орленок" на Черном море, в Нижнем Новгороде, в Волгограде, дважды в Новосибирске, в Севастополе, опять в Майкопе, в Набережных Челнах. А еще я провел урок в сельской школе в Красноуфимском районе. Я, как минимум, раз в полгода, а иногда по два раза бываю в сельских школах. Провожу там обычный урок, чтобы понимать, что у нас в школах творится. Этим никто не занимается из Министерства просвещения, даже местные чиновники не всегда доезжают до этих мест.
А я - доезжаю, потому что у нас есть наше движение "Родная школа", оно выступает за возвращение нормального образования. Я это движение возглавляю фактически, а мой помощник, который основную работу на себя берет, это Михаил Богданов из Петербурга. Он председатель родительского комитета города.
- НА ЧЕМ СТОИТ "РОДНАЯ ШКОЛА"?
- Мы говорим, что вся линия реформ и направлений изменений взята неправильно от начала и до конца. Стоим на том, что ничего такого плохого в советской школе не было, чтобы ее надо было полностью на корню разрушать, и что, наоборот, путь к хорошему образованию это, в общем-то, путь возвращения к советской школе.
Ну, естественно, с некоторыми коррекциями, которые связаны с современными условиями. Но в целом все равно как сегодня, так и завтра в обычной школе в основе образования будет традиционный урок. И если мы это понимаем, то мы соответственно ставим кол всем реформам, которые делались за эти годы... Я в рабочие дни очень редко нахожусь дома, все время езжу. На выходные всегда возвращаюсь к семье. Пятеро детей у меня.
- НАВЕРНОЕ, С ТАКИМ ПАПОЙ ОНИ БУДУТ МАТЕМАТИКАМИ?
- Не все... Одна моя дочка идет в искусство, она шикарно рисует. Музыкальный слух у всех идеальный. Ну, это на самом деле в меня. Я ведь мог быть музыкантом. Одна моя родственница, профессор Петербургской консерватории, говорила моим родителям, что они зарывают во мне музыкальный талант.
- ВЫ ОХВАТЫВАЕТЕ СВОИМ ДВИЖЕНИЕМ И ШКОЛЫ, И ВУЗЫ?
- В школах - с пятых классов и до вузов, а некоторые лекции читаю для публики общей.
- В РАН ВАС СЛЫШАТ?
- А тут смысл такой. Реформами занимается некоторая группа лиц, которая очень хорошо понимает друг друга, и на самом деле их цель - это не массовое образование, а его ликвидация. Они всегда будут делать не так, как мы говорим, потому что считают, что массовой школы не должно быть, что у нас на такое образование нет денег. Они ратуют за элитное образование. Мы же считаем, что это ошибочный подход для страны.
- ВЫ ВПЕРВЫЕ ВЫСТУПИЛИ В АЛФЕРОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ? ПОНРАВИЛОСЬ ЛИ ВАМ ОБЩЕНИЕ С МОЛОДЕЖЬЮ?
- Очень хорошая аудитория.
В этот день у Алексея Савватеева была еще встреча со студентами ЛЭТИ, где он прочитал лекцию "Эллиптические кривые". А под занавес дня гость представлял в "Буквоеде" новую книгу на очень актуальную тему - "Занимательная экономика о теории экономических механизмов от А до Я".
Беседовал Олег Сердобольский
Фото Юрия Белинского--0--