Новости

Используйте ссылки ниже для перехода к интересующим подразделам.

ЭНГЕЛЬ. МИНУТА ПАМЯТИ.

10 июля 2020, 17:12

Сорок дней назад закончил свой земной путь один из самых ярких художников Санкт-Петербурга Энгель Насибулин, чей трудовой путь многие годы был связан с Академическим университетом. По приглашению Жореса Ивановича Алферова он работал в этих стенах в должности художника-оформителя. В числе его созданий - галерея портретов выдающихся российских ученых, мемориальные доски мужам науки, связанным с нашим вузом, а также Пушкинская комната, украшенная его работами. Он является и автором мемориальной доски Жоресу Алферову, открытой 15 марта этого года на Петровской набережной, где жил ученый.

Художник-пушкинист Энгель Насибулин завещал похоронить его на Псковщине, в селе Петровском, где он жил и работал многие месяцы года по соседству с Музеем-заповедником "Михайловское".

В память о нашем товарище предлагаем интервью с ним, опубликованное на сайте АУ три с половиной года назад.

КЛЮЧИ ОТ ПУШКИНСКОЙ КОМНАТЫ

Свою новую работу - рисунок "Всадник Пушкин" - подарил Жоресу Ивановичу Алферову в канун наступившего года художник Энгель Насибулин. Подарок, как видно, был со смыслом - пожеланием этому замечательному человеку весь год быть "в седле", как и подобает людям с таким творческим и общественным темпераментом.

Авторскую копию рисунка Энгель показал нам в своей мастерской, откуда вышли сотни листов его графической лирики. Выслушав мою разгадку смысла подарка, художник заметил:

- А я помню Жореса Ивановича на коне…

- НЕУЖЕЛИ?

- Да, это было много лет назад, в первый день осени. Начинался новый учебный год. Во дворе Физико-технического института собралось много народу. И вдруг из-за угла появился всадник!.. Это был Жорес Иванович. Он сделал кружочек, как бы пожелав всем своим коллегам - и молодым, и не очень - крепко сидеть в седле.

- ЭНГЕЛЬ, А СКОЛЬКО ЛЕТ ТЫ ЗНАКОМ С АЛФЕРОВЫМ?

- Да уж больше пятидесяти лет я в этой компании с Жоресом Ивановичем. Не очень и по годам от него отстаю. Он был тогда в Физтехе заведующим лабораторией. Помню его крепкого, широкоплечего, высокого. Потом он стал директором института, лауреатом Ленинской премии. А я тогда много делал в институте мемориальных досок выдающимся ученым. Наверное, я ему за эти годы примелькался. А потом случилась у нас одна нечаянная встреча на Московском вокзале.

Я работал тогда в издательстве "Радуга" в Москве и каждый две-три недели отправлял туда работы. Подходил к проводникам, платил какие-то копейки, и они брали пакет. И вдруг проводникам брать что-то от незнакомых людей запретили. И вот бегаю я с пакетом по платформе, думаю - с кем бы его передать. Смотрю - Жорес Иванович стоит у вагона, курит (он тогда курил). Я - к нему: "Жорес Иванович, не могли бы вы взять этот пакет? Там вас встретят". И он, не говоря ни слова, взял. Представляться ему кто я такой было не нужно.

- С ПЕРВЫХ ЛЕТ СУЩЕСТВОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ТЫ УЧАСТВУЕШЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ ЕГО ИНТЕРЬЕРОВ. РАССКАЖИ, ПОЖАЛУЙСТА, КАК ВОЗНИКЛА ПУШКИНСКАЯ КОМНАТА?

- Когда здание построили, все комнаты, естественно, были пустые. Пахло краской... И одну из комнат решили оформить моими работами. Я подобрал лучшие и подходящие для такого объема картины, чтобы фигуры были побольше.

- ЭТО, МОЖНО СКАЗАТЬ, ТВОЯ МАЛЕНЬКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ?

- Не знаю... Поскромнее надо говорить. Но мне, конечно, приятно, что там происходит много разных событий и встреч. Время от времени я кое-что в экспозиции меняю, что-то добавляю.

- ЭТО В ОСНОВНОМ, ВИДИМО, ИЛЛЮСТРАЦИИ К КНИГАМ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ПУШКИНА?

- Я рисую жизнь Пушкина, а не иллюстрации.

- У ТЕБЯ ЕСТЬ КЛЮЧИ ОТ ЭТОЙ КОМНАТЫ?

- Они хранятся на вахте. Просто прихожу и прошу ключи от Пушкинской комнаты.

- НА ОДНОЙ ИЗ КАРТИН Я ВИДЕЛ ЗАПОМНИВШУЮСЯ МНЕ СЦЕНУ: АЛФЕРОВ БЕСЕДУЕТ С ПУШКИНЫМ...

- Это такая аллегория. Но если бы они действительно встретились, им было бы что сказать друг другу.

- А БЫЛИ ЛИ У ТЕБЯ ВСТРЕЧИ С АЛФЕРОВЫМ В ПУШКИНСКИХ ГОРАХ?

- Однажды летом он со своей женой Тамарой Георгиевной гостил у меня в Петровском. Дом еще не был обставлен, я мог предложить только раскладушки. Жорес Иванович решил спать на полу. Я ему положил два матраса. А чтобы он не озяб ночью, хорошенько натопил печку. Да, видимо, малость перестарался: слишком рано задвинул заглушку и чуть-чуть угару напустил. И мой дорогой гость утром как-то тихо, мягко сказал мне: "Что-то голова у меня какая-то тяжелая"... Хочется мне на том месте на полу надпись сделать: "Здесь спал Жорес Иванович Алферов".

- МНОГИЕ НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ - ПАРТНЕРЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА УВЕЗЛИ НА РОДИНУ ПОДАРЕННЫЕ ТОБОЙ КАРТИНЫ. А ВЕРНО ЛИ, ЧТО ТЫ ПОДАРИЛ СВОЮ РАБОТУ ДАЖЕ КОРОЛЮ ШВЕЦИИ?

- Был такой случай... Король Швеции Карл XVI Густав в знак уважения к лауреатам Нобелевской премии посещает страны, где живут и работают эти выдающиеся ученые. И вот в октябре 2001 года он прибыл с визитом в Петербург, был гостем Нобелевского лауреата 2000 года Жореса Алферова. Королю готовили подарки. Ну а я сделал его портрет в технике акварели. Причем не торжественный, официальный, а немножечко с улыбкой. Композиция получилась такая: его портрет в овале держат две дамочки в кринолинах XVIII века, в роскошных одеяниях. И там еще изображены голенькие амуры со всеми причиндалами. Наступил день визита. И вот в университетский двор въезжает целая кавалькада машин. По такому случаю вывесили флаги России и Швеции.

Жорес Иванович встретил высокого гостя, провел его по лабораториям. Потом король сделал запись в книге почетных гостей, которую, кстати, тоже я сделал. На вручение картины я не пошел: вдруг, думаю, ему не понравится... Но потом мне рассказали, как все было. Когда дело дошло до подарков, стали преподносить королю альбомы, сувениры. Он все это с вежливой улыбкой передавал своему помощнику. Мой портрет дарили под самый конец. Когда из коробки извлекли эту работу, король сразу оживился и начал искать - кто автор? А я скоромно сзади написал - "Дар Академического университета" и в углу, как обычно, написал простым карандашом: "Н.Энгель". Словом, моя работа королю понравилась…

- ТЫ ВЕДЬ ЕЩЕ И АВТОР УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ПОРТРЕТНОЙ ГАЛЕРЕИ АКАДЕМИКОВ?

- Да, она постоянно пополняется. В ней уже около 80 работ. А в минувшем году здесь появились еще три портрета - вновь избранных академиков РАН, работающих в нашем университете.

- СЛУЧАЕТСЯ ЛИ ТЕБЕ ОБРАЩАТЬСЯ К ЖОРЕСУ ИВАНОВИЧУ С КАКИМИ-ТО ПРОСЬБАМИ?

- Бывают ситуации, когда он приходит на помощь. Недавний случай - реставрация памятника "Рубежный камень" на Невском пятачке. Я сделал его в 1971 году как один из мемориалов "Зеленого пояса Славы". И вот решили памятник реставрировать. Поскольку я знаю эту композицию как автор, мне хотелось помочь реставраторам, чтобы они учли много разных нюансов. Но оказалось, что по какому-то странному положению авторов памятников к реставрации почему-то не допускают. Я никак не мог с этим согласиться, обратился к Жоресу Ивановичу. Он тут же вышел на губернатора Ленинградской области, все объяснил, и вопрос был решен положительно.

- ВЕРНО ЛИ, ЧТО У ЖОРЕСА ИВАНОВИЧА - ЛЕГКАЯ РУКА?

- Тут я могу сказать только о себе. Жорес Иванович много сделал для меня доброго. А главное - он дал мне свободу творчества, возможность творить, не входя ни в какие организации, делать то, что я считаю нужным. И за это я ему очень благодарен.

Общаясь с нашим давним другом Энгелем, мы с Юрием Белинским вспомнили один эпизод, когда мы как корреспонденты ТАСС впервые встретились с академиком Алферовым. В назначенное время пришли к нему в кабинет в Физтехе. Началась беседа - и, чувствуем, разговор идет как-то суховато, без эмоций. И тут Юрий увидел в кабинете знакомый "Пушкинский альбом" и сказал: "О, у вас работы Энгеля!". - "А вы знаете Энгеля?" - оживился Жорес Иванович. "Ну, как же, мы дружим много лет!" И с этого момента разговор наш пошел уже в совсем другой тональности.

ЭНГЕЛЬ НАСИБУЛИН (ДОСЬЕ)

Родился в 1934 году в Башкирии. Учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Круг творческих интересов - от монументальной живописи и скульптуры до книжной графики. Мастер проиллюстрировал и оформил более 600 книг разных авторов, в основном классиков русской литературы. В последние годы Пушкин и пушкинские герои стали главной темой в творчестве художника. Им проиллюстрированы "Евгений Онегин", "Борис Годунов", "Михайловская лирика", "Лицейская лирика", "Болдинская лирика", "Граф Нулин", "История села Горюхина". Художник также написал и проиллюстрировал книгу "Сказы о Сямене Стяпановиче Гейченка", посвященную известному пушкинисту. Энгель Насибулин принимал участие в создании Музея А. С. Пушкина в Нью-Йорке, был главным художником международных пушкинских конференций. Его работы находятся в собраниях пушкинских музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Болдина, Михайловского, в Музее А. А. Ахматовой, в частных собраниях в России и за рубежом.

Художник скончался на 87-м году жизни 3 июня 2020 года.

Беседовал Олег Сердобольский

Фото Юрия Белинского--0—