Новости

Используйте ссылки ниже для перехода к интересующим подразделам.

ПРОСТРАНСТВО АЛФЕРОВА

02 марта 2020, 07:26

 

В АКАДЕМИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ОТКРОЕТСЯ МЕМОРИАЛЬНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ОСНОВАТЕЛЮ ВУЗА

 

Когда уходит известный человек, материальный мир, окружавший его, обретает налет мемориальности. Но вот применительно к Жоресу Ивановичу Алферову эта очевидность звучит как-то неубедительно. Когда попадаешь в его пространство, кажется, что он только на минутку его покинул и скоро вернется. Неизменно живым и деятельным до последних дней жизни оставался основатель нашего вуза, человек созидательной фантазии и больших планов на многие годы.

 

15 марта в Академическом университете откроется постоянно действующая экспозиция, подготовленная к 90-летию со дня рождения нашего выдающегося современника — ученого, педагога, государственного и общественного деятеля Жореса Ивановича Алферова. В канун знаменательной даты мы поговорили с его переводчицей Александрой Федоровой и помощницей ректора Натальей Ланцовой. Они много лет работали с Жоресом Ивановичем, а сейчас занимаются созданием выставки в рабочем кабинете Жореса Ивановича — в знакомой многим комнате № 426 на четвертом этаже «карандаша».

- САША, ЧТО ПОСЛУЖИЛО ДЛЯ ВАС ОТПРАВНОЙ ТОЧКОЙ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭКСПОЗИЦИИ?

 

- На праздновании 85-летия Алферова в Большом зале Филармонии его друг нобелевский лауреат Роджер Корнберг в своем поздравлении сказал: «У Жореса в жизни три страсти — это Россия, Наука и Тамара» (речь идет о супруге Жореса Ивановича Тамаре Георгиевне – О.С.). Эта формулировка, на мой взгляд, удивительно точна, и она в каком-то смысле помогла сформировать концепцию всей выставки. Посредством этой экспозиции мне хотелось бы рассказать цельную, настоящую историю. Я работала с Жоресом Ивановичем с 2011 года, не так много по сравнению с теми, кто знал его и дружил или работал с ним на протяжении десятилетий — а таких людей очень много. И это связано не только с его активной деятельностью на протяжении всей жизни. Когда читаешь воспоминания Жореса Ивановича, поражаешься, насколько в его рассказах много людей и много о людях: он с удовольствием рассказывает о своих школьных учителях, одноклассниках, друзьях, коллегах. Особое место, конечно, для него всегда занимала семья. В 1972 году Жорес Алферов получил Ленинскую премию, был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, но главным событием этого счастливого года он называет рождение сына. А сколько трепета в истории знакомства с Тамарой Георгиевной в Крыму! Еще одно интересное совпадение: Жорес Иванович и Тамара Георгиевна поженились в 1967 году, в том же году была найдена уникальная, фактически идеальная, гетероструктура AlGaAs — таким образом был сделан один из самых важных шагов к Нобелевской премии. История этого открытия и в целом исследований, которые велись в «детском саду папы Иоффе», подхлестываемых соревнованием между Физтехом и американскими лабораториями, в котором счет шел буквально на дни, будет оформлена в отдельную экскурсию-историю.

Если вернуться к словам Роджера Корнберга, то любовь к России, как мне кажется, можно понимать как заботу о воспитании молодого поколения. Именно это и было воплощено в любимом детище Жореса Ивановича — Академическом университете. Здесь он реализовал идею интеграции различных ступеней обучения, стремясь создать среду, где бы ничего не мешало развиваться и работать над своими научными идеями. И те идеи в образовании, которые сейчас становятся модными, которые заставляют университеты переориентироваться, интегрировать образование и науку, открываться промышленным партнерам, уже тогда были заложены в структуру Академического университета. Экспозиция, посвященная университету, также будет расширена: мы планируем знакомить гостей с последними разработками наших лабораторий. Такая выставка будет в ближайшее время организована в кабинете № 244а, где обычно работает приемная комиссия. И что очень важно, можно будет увидеть сами лаборатории, где происходят эти исследования — так называемые чистые комнаты. Такие экскурсии уже проводит аспирант лаборатории эпитаксиальных нанотехнологий Константин Котляр. Таким образом, будет сформировано законченное экспозиционное пространство, уникальное по своей сути.

В целом, идея создания музейного пространства давно существовала в АУ, многие ее поддерживали. Если честно, рвением к ней заразила меня Наталья Борисовна. Она работала с Жоресом Ивановичем каждый день и может рассказать о любой его медали и награде, она всем сердцем горит за это дело. Мы будем основываться на том, что уже было наработано, и очень приятно, что есть поддержка этого начинания. Хотелось бы, чтобы в нем участвовало как можно больше людей, чтобы возникали новые идеи, но при этом нужно будет приложить немало усилий к тому, чтобы превратить эту первую экспозицию в то пространство, куда захотят приходить.

 

- ЧТО В КАБИНЕТЕ СОХРАНИЛОСЬ ИЗ ПОДЛИННЫХ ВЕЩЕЙ?

 

- По существу вся обстановка здесь подлинная — именно так все выглядело, когда за этим столом работал Жорес Иванович. И мы сознательно ничего здесь не меняли, скорее наоборот, стремились подчеркнуть это в экспозиции. Справа от рабочего стола стояло (пылало!) алое знамя Физико-технического института, которое он забрал с собой при переходе в Академический университет. Сохранились его мантии почетного доктора из университетов всего мира — они занимают целый шкаф.

- А КНИГИ?

 

- Книги частично перенесли в новый кабинет, но многие остались здесь. Например, довоенное издание собрания сочинений Ленина в тридцати томах. В этих шкафах множество статей, опубликованным им в разные годы, сборников тезисов конференций с подписью «Алфёров», сделанной рукой Жореса Ивановича. А фотографии из альбомов, которые здесь хранятся, хочется выставить буквально все, настолько в них много истории и эпохи. Расскажу про одну: это общее фото участников Сольвеевского конгресса 1927 года, среди них Альберт Эйнштейн, Мария Кюри, Макс Планк, Нильс Бор. Это снимок, по которому Жорес Иванович проверял своих гостей — скольких ученых они смогут узнать на ней. Кстати, эта же фотография стоит в доме-музее Альберта Эйнштейна в Берне, где ученый провел, наверное, самые плодотворные для своих исследований годы. А обратить внимание на этот снимок и такие связи хочется еще по одной причине: одним из рефренов, своего рода крылатой фразой, которую любил повторять Жорес Иванович, была фраза о том, что наука по своей природе интернациональна, что научные связи ни в коем случае не должны обрываться. И мы надеемся, что это музейное пространство, которое только приобретает очертания, будет в том числе работать и на поддержание связей Академического университета с его партнерами, как зарубежными, так и российскими, что оно станет местом, куда можно будет пригласить гостей, приезжающих лекторов, представителей компаний, что им будет комфортно и интересно здесь знакомиться с Академическим университетом.

- ТУТ ЦЕЛЫЙ ШКАФ ПАПОК — ЭТО ЕЩЕ НЕ РАЗОБРАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ?

 

- Кое-что уже удалось разобрать, остальное мы архивируем для дальнейшего тщательного изучения. Материал самый разнообразный – от черновиков научных статей до рабочих записок по разным поводам и до семейных подарков.  Вот папка с фотографиями и дарственная надпись: «Дорогому папе в день 75-летия – здоровья и бодрости, доброго настроения. Жорес. 21 сентября 1969 года». Интересно разбирать многолетнюю переписку Жореса Ивановича с его близким товарищем, американским физиком Ником Холоньяком. В каждом письме этой объемистой папки и дружеский обмен новостями, и теплые поздравления, и мнения по научным вопросам. Конечно, для выставки мы постараемся отобрать яркие документы, которые помогут рассказать запоминающуюся историю.

 

- ЧТО, КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, СТАНЕТ ЦЕНТРОМ ВСЕЙ ЭКСПОЗИЦИИ?

 

- Конечно, это будет Нобелевская медаль, которую Жорес Иванович получил в 2000 году за разработку полупроводниковых гетероструктур и создание быстрых опто- и микроэлектронных компонентов.

- БУДЕТ ЛИ СОБЛЮДЕНА СОХРАННОСТЬ СТОЛЬ ЦЕННОЙ РЕЛИКВИИ?

 

- Если точнее, это копия Нобелевской медали, — уточняет Наталья Ланцова, — Настоящая медаль, из золота, осталась у Жореса Ивановича дома, как бесценная семейная реликвия. Но когда Алферов получал в Стокгольме медаль, ему и всем другим лауреатам было предложено заказать и выкупить дубликат, внешне не отличающийся от оригинала. Эта особая услуга предоставляется лауреатам только в момент вручения награды. И Жорес Иванович заказал эту копию, причем специально для Академического университета, чтобы студенты и школьники могли увидеть эту награду.

 

- КАК ВЫ, НАТАЛЬЯ БОРИСОВНА, ВОСПРИНЯЛИ РЕШЕНИЕ О СОЗДАНИИ МЕМОРИМАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА АЛФЕРОВА?

 

- Мысль о том, что внутри Академического университета в перспективе появится мемориал, была высказана при жизни Жореса Ивановича. И, мне кажется, здорово, что молодежь занялась этим музеем. Недавно в университете был создан студенческий совет, и его возглавил аспирант Константин Котляр, который тоже участвует в создании экспозиции. Возникла даже такая идея на перспективу – организовать тур по музеям трех нобелевских лауреатов. Начать можно было бы с музея-квартиры Ивана Петровича Павлова в Колтушах, продолжить на Литейном в Музее поэта  Бродского, а завершить экскурсию в нашем Академическом университете – в гостях у Жореса Ивановича Алферова .В этом маршруте могли бы соединиться три времени одной эпохи – 30-х, 60-70-х годов прошлого века и начала века нынешнего. Идея хорошая, но пока что отдаленная.

 

Как считает Саша Федорова, 15 марта первый гости юбилейных торжеств увидят только набросок экспозиции, где с годами сложится мемориальная зона с использованием новейших музейных технологий. Здесь за общим столом в жанре «алферовских чаепитий» будут собираться гости разных поколений – от мужей науки до школьников, стоящих перед выбором профессии. И в этих беседах всегда будет царить атмосфера теплого, дружеского общения.

                             

СПРАВКА

 

от начальника хозяйственного отдела – коменданта Академического университета Натальи Пантелеевой, которая работает в этих стенах с первых лет существования АУ.

 

- В этом первом своем кабинете № 426 на четвертом этаже Жорес Иванович Алферов проработал с 1999 по 2008 год и осенью переехал в кабинет в новом здании. Точно помню, что 2009-й год он встречал уже там, - рассказала Наталья Андреевна. - В 425-м кабинете располагалась приемная ректора, а в 432-м – комната отдыха. Вся эта площадь теперь отдана под мемориальную экспозицию.

 

Олег Сердобольский

Фото Юрия Белинского—0--