Новости

Используйте ссылки ниже для перехода к интересующим подразделам.

НАУКА. ЖЕНЩИНЫ... ВЕСНА!

04 марта 2022, 11:13

ТРИ ВСТРЕЧИ В КАНУН ВОСЬМОГО МАРТА

Женщины, чьим призванием стала наука, считают приход ВЕСНЫ лучшим временем года в своих профессиональных делах. Такое впечатление осталось у нашего корреспондента от встреч с сотрудницами Алферовского университета в канун Восьмого марта. Все эти беседы были очень эмоциональными, жизнерадостными и открыли три женских судьбы, в каждой из которых путь в науку носил яркий индивидуальный отпечаток.

ВСТРЕЧА ТРЕТЬЯ

Вера Лендяшова,
студентка 4 курса Академического университета

          МНЕ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ СЛОВО "ЭПИТАКСИЯ"


- ВЕРА, ХОТЕЛОСЬ БЫ ПРЕДСТАВИТЬ НА ВАШЕМ ПРИМЕРЕ, КАК ЛЮДИ ЕЩЕ В РАННЕЙ ЮНОСТИ РЕШАЮТ СВЯЗАТЬ СВОЕ БУДУЩЕЕ С НАУКОЙ. У ВАС КАК ЭТО ПОЛУЧИЛОСЬ?

- Детской мечты пойти в науку у меня не было, но мама шутила, что я очень похожа на будущего научного сотрудника. В детстве могла очень долго и кропотливо заниматься чем-нибудь в духе рассматривания головастиков в чашке Петри. И мама думала, что с моей усидчивостью из меня мог бы получиться ученый. Но всерьез мы эту тему поначалу не обсуждали.

- КАК ЖЕ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ ПОЯВИЛСЯ АЛФЕРОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ?

- Когда я выбирала куда поступать, то отнесла документы в пять вузов. А подать документы именно в Алферовский университет мне посоветовала мама. Не знаю, как она его нашла, потому что на тот момент был еще старый сайт и пиар-кампаний никто не проводил. Узнать об этом университете можно было либо случайно, либо, если в принципе уже знаком с академической средой. Мама нашла этот адрес случайно. Кафедра наногетероструктур и имя Жореса Ивановича Алферова маму очень вдохновили. И когда она мне об этом рассказала, то и я вдохновилась. И только когда я уже пришла в этот университет, пропитанный наукой, у меня появилась мысль, что действительно было бы интересно попробовать себя в науке. Правда, на первом курсе это были скорее мечты, далекие от жизни: когда-нибудь, может быть, на четвертом курсе, может, в магистратуре. Но вот после окончания первого курса у нас случилась практика. Две недели к нам приходил младший научный сотрудник лаборатории эпитаксиальных нанотехнологий Костя Котляр с презентациями и весело, безумно искренне и огненно рассказывал о том, как буквально у нас под ногами (потому что на первый этаж университета мы тогда еще не ходили) развивается наука. Две недели Костя рассказывал нам про эпитаксиальные нанотехнологии. Когда он первый раз упомянул это словосочетание, я пошла изучать - а что же это такое? - потому что мне очень понравилось слово "эпитаксия", и мне стало интересно, что же за ним скрывается. Меня настолько все это впечатлило, что когда у нас закончилась практика, я подошла к Косте и попросилась в его лабораторию. До сих пор я там работаю и планирую там же и оставаться. Потому что если есть чему загореться, один вдохновенный человек может зажечь костер.

- ИЗ ВАШЕЙ АННОТАЦИИ Я УЗНАЛ, ЧТО ВЫ НАГРАЖДЕНЫ ДИПЛОМОМ КОРОЛЕВСКОГО ХИМИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА. ЧТО ЭТО ЗА НАГРАДА, И ЗА КАКИЕ ЗАСЛУГИ ВЫ ЕЕ ПОЛУЧИЛИ?

- Это было начало пандемии, и всех с переменным успехом переводили в онлайн формат. В тот год объединили конференцию SPbOPEN с конференцией SPbPOEM, у которой в числе организаторов есть Королевское химическое общество. И так сложились звезды, что работа, которую я подавала на эту сдвоенную конференцию, показалась достойной и Королевскому химическому обществу, и наградному комитету SPbOPEN. К этому диплому прилагалась еще очень специфическая для человека из России награда - ваучер на 100 фунтов стерлингов на покупку книги от издательства этого общества. Но они ничего не доставляют в Россию на адрес физических лиц, а юридического лица у меня, к сожалению, нет. Поэтому я целый год смотрела, как сгорали 100 фунтов.



- НА КАКУЮ ТЕМУ БЫЛ ВАШ ДОКЛАД?

- Доклад был про отделение с помощью химического травления новых наноструктур, которые вырастили в нашей лаборатории - это сросшиеся нитевидные нанокристаллы. Их действительно очень сложно отделить привычными методами. Разрозненные нанокристаллы отделяют, нанося на них полимер и механически отделяя получившуюся мембрану. В сросшиеся нанокристаллы полимер не проникает, их таким методом не оторвать. И я под руководством Кости искала способ их отделить от изначальной подложки, чтобы можно было их исследовать и для чего-нибудь применять. Простое химическое травление позволило их отделить и даже разделить, как ни удивительно.

- СЕЙЧАС ВЫ НА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ЧЕТВЕРТОГО КУРСА. ПЕРСПЕКТИВА ВАМ ПОНЯТНА?

- Да, понятна. Пятый курс, потом аспирантура.

- КАК МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ВЫБРАННОЕ ВАМИ НАПРАВЛЕНИЕ?

- Сейчас у меня новый научный руководитель - кандидат наук и младший научный сотрудник Игорь Владимирович Илькив, тоже из лаборатории эпитаксиальных нанотехнологий. Мы с ним занимаемся квантовыми точками, которые излучают на телекоммуникационной длине волны. Я планирую в магистратуре продолжать заниматься этой темой, предстоит еще много исследовательской работы. Однако это перспективно для применения в жизни. Мое отделение нитевидных нанокристаллов было интересным, но сложно представить, какую пользу оно может принести вне научной сферы. А лазер, излучающий на длине волны, позволяющей связывать континенты по оптическому волноводу, это уже то, что может принести пользу людям.

- КАК ПРИ ТАКОЙ НАУЧНОЙ РАБОТЕ ВЫ ВЫДЕРЖИВАЕТЕ УЧЕБНЫЕ НАГРУЗКИ?

- Иногда с трудом. У меня был, наверное, самый тяжелый период за три года во время летней сессии в прошлом году. Одновременно с сессией я писала проект для Комитета по науке и высшей школе на грант, который мне присудили осенью. В этот же месяц были две конференции, одна из которых выездная - в Черноголовке. Чтобы на нее поехать, пришлось прогулять экзамен, чему преподаватель был не рад. Нам было тяжело договориться, как я буду сдавать экзамен. В конце месяца больше всего хотелось в отпуск и спать.

- ЧТО ЭТО БЫЛА ЗА ЗАЯВКА?

- Я объединила в проект то, чем занималась два года до этого - то есть, отделение и травление сросшихся нитевидных наноструктур, дополнив это новыми экспериментами. Начала я его писать ещё во время зимней сессии на 3-м курсе, но, к сожалению, тогда не успела поставить все эксперименты. Проект был частично написан, но его нужно было дорабатывать. К летней сессии были закончены эксперименты. Оставалось написать и оформить всю бюрократическую составляющую. А это даже чуть сложнее, чем написать проект. Но это было своего рода подведение итогов того, о чем я писала и с чем работала два года.

- НАСКОЛЬКО КОМФОРТНО ВАМ УЧИТЬСЯ В АЛФЕРОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ? КАК ЗДЕСЬ ЖИЗНЬ ПОСТРОЕНА?

- Перед тем, как отвечать на этот вопрос, расскажу небольшую предысторию. Я уехала из родного города - Подпорожья Ленинградской области - после 8-го класса. Заканчивала школу в гимназии при СПбГУ, когда она находилась еще на Васильевском острове, и три года жила в интернате при гимназии. Когда я поступила в Академический университет, я не почувствовала разницы между университетом и гимназией по атмосфере. Она как была очень уютной, камерной и семейной, так и осталась такой же. Разве что в общежитие не ходят воспитатели, которые в десять вечера начинают говорить, что пора спать. И еще один очень важный момент. Здесь преподаватели открыты для студентов. Я не знаю преподавателя, к которому не могла бы подойти и задать вопрос, даже если он у меня не ведет или еще только будет вести через какое-то время. Не представляю, как они находят силы и время отвечать на все вопросы.

- ПОСКОЛЬКУ ВСТРЕЧА У НАС ПРОХОДИТ НА ВЕСЕННЕЙ ВОЛНЕ, Я ВСЕМ СВОИМ СОБЕСЕДНИЦАМ ЗАДАЮ ВОПРОС - ЧТО ЭТО ЗА ВРЕМЯ ГОДА ДЛЯ ВАС И КАК ВЫ ЕГО ОЩУЩАЕТЕ?

- Я раньше не задумывалась над тем, какую роль в моей жизни играет именно весна. Наверное, отчасти для меня весна начинается в феврале, когда заканчивается зимняя сессия и обычно вот такая погода, как сейчас за окном. Тает снег, поют птицы. И появляется желание - ой, скорей бы на улицу! Скорей бы подышать воздухом, послушать птиц, не сидеть в четырех стенах и в трех свитерах. Начинает хотеться тепла. Я безумно теплолюбивый человек. И я жду конца весны, когда становится тепло и начинает припекать солнышко.

Беседовал Олег Сердобольский
Фото Юрия Белинского--0--