УРОК, ГДЕ "ГОРЕ ОТ УМА" ЧИТАЛИ ПО РОЛЯМ

Уроки литературы для пап и мам включены с нового учебного года в неофициальную программу Лицея "ФТШ", где запущен эксперимент "Классика. Феномен возвращения". Взрослые люди по своей воле решили словно бы вернуться в школьные годы и с помощью приглашенных преподавателей перечитать произведения писателей, чьи портреты обычно украшают классы общеобразовательных школ.
Кто не помнит, как часто отбивали у нас в юные годы всякую охоту читать классику сочинения типа "Печорин - лишний человек" или "Образ темного царства в пьесе А.Н.Островского "Гроза". Но проходят годы, и что-то меняется в нашем отношении к тому, что включено в хрестоматию по русской литературе. И вот такое "возвращение" случилось. Насколько это интересно, мы убедились, побывав на одном из таких уроков для взрослых. Он был посвящен гражданской лирике Михаила Юрьевича Лермонтова. Занятие, продолжавшееся около трех часов, было посвящено анализу всего лишь одного стихотворения - "Родина", которое читали и сами участники урока, и - в записи - президент Владимир Путин. И малейшие нюансы в этом чтении определяли смысловые приоритеты каждого, кто обращался к этому тексту. Еще более рельефно это стихотворение высветилось на фоне фрагментов из пушкинской поэмы "Медный всадник", как два мироощущения темы Родины, присущие индивидуальностям наших классиков.


Пора прочитать произведения заново


Так захватывающе построил свой урок проникновения в классический текст учитель литературы 56-й гимназии Илья Эммануилович Цейтлин.

Об этом эксперименте мы беседуем с одной из его участниц - учителем лицея ФТШ Ириной Завьяловой.

 - Конечно! Я перечитываю "Войну и мир" через год. Ну, понятно, что не целиком весь роман, но каждый раз обнаруживаю какие-то удивительные фрагменты, главы, которые не замечала раньше, которые прежде не казались мне очень важными, а теперь я их выношу на урок, и мне хочется о них говорить. "Анну Каренину" мы с Валерием Адольфовичем Рыжиком (народный учитель России, преподаватель математики ФТШ) обсуждали. Он раз в несколько лет перечитывает "Анну Каренину". И мы сошлись на том, что это каждый раз совершенно новый роман в нашем восприятии. Вот почему я считаю замечательной идею с нашей вечерней школой!

- ЕЕ ПОСЕЩАЮТ РОДИТЕЛИ ЛИЦЕИСТОВ?

- Не только... Оказалось, что рядом с нами живет много людей, которым не хватает общения. Им хочется говорить о книгах, о литературе и войти в круг людей, которым это тоже интересно. И когда они узнали, что у нас возникла такая среда общения, они вышли на нас. И мы им не отказали.

- КАК ВЫ СФОРМУЛИРОВАЛИ ЭТУ ИДЕЮ - ЗАЧЕМ НУЖНА ТАКАЯ ШКОЛА?

- То, что стало школьной программой по литературе, когда-то было создано взрослыми, зрелыми авторами для взрослого читателя. Пора прочитать произведения заново, переосмыслить их, опираясь на свой опыт, почувствовать себя режиссерами, представить свою собственную концепцию, поделиться своим мнением с другими слушателями.

- ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ДЕЛАЕТСЯ ВЫБОР ПРОИЗВЕДЕНИЙ?

- Мы, преподаватели, исходим в том числе из того, что нам самим интересно и о чем хочется со взрослыми людьми поговорить. Задумка была перечитать классику 9-го класса.


К идее вечерней школы для родителей


Вот Владимир Натанович (Шацев) провел два занятия по "Горю от ума". И это было так интересно, что трех часов не хватило. Но в школе же раньше были уроки внеклассного чтения, в том числе и посвященные современной литературе. И мы решили тоже так сделать. Я прошлое занятие провела на тему "Навигаторы в океане современной литературы". И встреча, запланированная на полтора часа, тоже растянулась на три...

- В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА?

- Вообще-то это очень свежий проект. И как все сложится - покажет время. Наши занятия для взрослых будут проводить талантливые, харизматичные преподаватели из лучших учебных заведений города, а не только из нашей школы. Их тонкое внимание к произведениям и наш неугасающий интерес помогут нам получить яркий, незабываемый литературный опыт.

- КТО ВЫСТУПИЛ ИНИЦИАТОРОМ ПРОЕКТА?

- Это была инициатива снизу. Есть у нас такой энтузиаст - Лиана Дембо. Она пришла к директору Лицея Михаилу Георгиевичу Иванову с такой идеей и оказалось, что он совершенно независимо пришел к идее вечерней школы для родителей. Лиана очень деликатно с нами работает. Заботится о рекламе и даже о том, чтобы каждая наша встреча проходила в атмосфере непринужденного общения, как урок с чаепитием.

До урока познакомились мы и с Лианой Дембо. Ее старший сын - выпускник Лицея, а ныне студент-второкурсник, так что она здесь - свой человек.

-Конечно, я была в восхищении, понимая, что в свои годы у меня было что-то упущено в школе. Может, я слишком была увлечена другими предметами - математикой, физикой... И вот теперь захотелось наверстать упущенное и дать возможность другим это сделать.

- ПЕРВЫЕ ЗАНЯТИЯ ОПРАВДАЛИ ВАШИ НАДЕЖДЫ?

- Я даже не предполагала, что это может быть так! Тут обоюдный интерес - и педагогов и самих взрослых.

"Зачин. Класс на ФТШ встретил своей уникальной атмосферой и энергетикой. Завязка. Фея и волшебница Вера Федоровна (заведующая библиотекой Лицея Вера Шелгинских) встретила нас так уютно и тепло в чудесной библиотеке, что все пришедшие сразу же почувствовали себя по-домашнему. Развитие действия. Фееричный Владимир Натанович (Шацев) вовлек всех в сюжет действия "Горя от ума", так что равнодушных не осталось ни одного.
Кульминация. Страсти накалились. Хотелось говорить и говорить, рассуждать и рассуждать, но, как часто бывает, время вышло, и осталось самое главное чувство от таких встреч - встретиться еще раз. Обязательно! Ольга Алексеева".

Был на первом уроке священник, многодетный отец из Петергофа. Он написал: "Действительно, феномен. Ничего подобного обычно не происходит. По крайней мере я не слышал, чтобы взрослые добровольно возвращались к школьной программе, пытались найти там нечто пропущенное и нечто недосмотренное, что-то такое, что может еще пригодиться в новых условиях. Вообще говоря подобное возвращение требует и новых методов. Невозможно отнестись к произведению так же, как это было в школьные годы. Именно формированию нового отношения и было, на мой взгляд, посвящено первое занятие. Мы читали по ролям, и Владимир Натанович пытался показать возможную широту восприятия каждого эпизода (кто помнит что-нибудь такое по школе). письмо Пушкина представило собой оригинальный комментарий среди современников автора. Чацкий не является настоящим носителем ума. Времени не хватило, время закончилось, фраза повисла на запятой. Окончательное суждение еще впереди. Но воодушевление, порожденное таким началом, велико!"
После урока о современной литературе: "Спасибо большое за такой замечательный литературный вечер. Даже моя 16-летняя дочь в восторге, а это дорогого стоит. Маша Перова".

И подумалось после такого урока литературы: если бы заглянули на огонек Грибоедов или Лермонтов, им бы в такой компании точно не было бы скучно! И был бы повод убедиться, как проникновенно отозвалось их слово в грядущих веках.
 

КНИГА НА САЙТЕ, АУ: ПЕРЕДНИЙ КРАЙ НАУКИ