АНДРЕЙ МИНАРСКИЙ: "Я НЕ ПЫТАЮСЬ УДЕРЖИВАТЬ СВОЙ СТАТУСНЫЙ ИМИДЖ"

 О том, что физические науки неотделимы от всего многообразия жизни, напоминает кабинет физики, где проводит занятия один из ведущих преподавателей Лицея Андрей Минарский. На этажерке по соседству с научными журналами стоят тома с произведениями Льва Толстого, Достоевского, Блока, книги по истории России, труды по философии. На стенах висят географические карты мира. В углу ожидает своего часа велосипед, на котором хозяин кабинета в погожие дни добирается до работы. И в этом художественном беспорядке есть свой естественно возникший порядок, который располагает к живому общению. Мы ощутили эту свободу, побывав на его уроке в 10-в классе, где речь шла о свойствах поверхностного натяжения в капле воды. Объяснения учителя были так доходчивы и образны, что нам показалось - мы, гуманитарии, тоже кое-что поняли из его рассказа.
Ну а после урока на вопросы журналиста уже отвечал сам учитель, удостоенный за свою педагогическую деятельность звания лауреата Премии Правительства Санкт-Петербурга в области образования.

- АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ, ВАШ КЛАСС БОЛЬШЕ ПОХОЖ НЕ НА КАБИНЕТ ФИЗИКИ, А НА МАСТЕРСКУЮ...

- Одна из сторон - мастерская, другая - клуб общения по интересу.


Хотелось быть хоть чем-то полезным


- ЧТО ЭТО - УМЫШЛЕННОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ КАБИНЕТА В ЧАСТЬ МИРА ОБИХОДНОГО ИЛИ ЖЕ СВОЙСТВО ВАШЕГО ХАРАКТЕРА?

- Думаю, отчасти это свойство характера. А умышленное здесь - только полка, библиотека. Туда я ставлю не только книги по физике и математике, но и какие-то литературные книжки. Можно взять любую, только отметиться, что ты взял. И некоторые этим пользуются.

- ВАШ ВНЕШНИЙ ВИД НЕ ОЧЕНЬ ВЯЖЕТСЯ С ПРИВЫЧНЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ ОБ ОБЛИКЕ УЧИТЕЛЯ. ЭТА ФУТБОЛКА, ЭТИ ДЖИНСЫ, ПРОТЕРТЫЕ НА КОЛЕНЯХ... НАВЕРНОЕ, ЭТО ДЕЛАЕТ ВАС ПРОСТО СТАРШИМ СРЕДИ СОДРУЖЕСТВА?

- Существует один из способов повышения внимания преподавателя - поддержание некоторого статуса, в том числе и в униформе. Но этот статус поддерживается не обязательно формой одежды. Лично мне это достаточно тяжело соблюдать, и те усилия, которые на это тратятся, не настолько эффективны и скорее мне мешают чувствовать себя свободным в общении с учениками. Может, это мое не вполне адекватное восприятие, но я считаю, что такая простая одежда удобна тем, что о ней совсем не надо думать и она не мешает границам действия.

- О ВАС ГОВОРЯТ, КАК О ФИЗИКЕ С БОЛЬШИМ НАУЧНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ. ВЫ ДАЖЕ КОНСУЛЬТИРУЕТЕ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ. ПОЧЕМУ ЖЕ ВЫ ВСЕ-ТАКИ ВЫБРАЛИ ПЕДАГОГИКУ?

- Это выбор не совсем замкнутый, в том смысле, что немного исследованиями я занимаюсь. Иногда какие-то статьи пишутся в сотрудничестве с людьми из Физтеха. Иногда что-то делается и по математике. Но сама ситуация с педагогикой отчасти произошла случайно. Я закончил Московский физико-технический институт в пик перестройки, когда Советский Союз развалился. И я встал перед вопросом: либо надо уезжать из страны, потому что только там можно было бы продолжить научную работу сколько-то успешно, либо оставаться здесь, и тогда надо искать какую-то разумную деятельность. От первого варианта я отказался, потому что получалось: в стране стало плохо - и я уехал. Нехорошо: на тебя потратились, в тебя вложили столько сил и знаний, ты , возможно, имеешь одно из лучших на тот момент не только в стране, но, отчасти, и в мире, образование - и не желаешь этого возместить. Хотелось быть хоть чем-то полезным. К тому же и моральная (а не только экономическая) катастрофа 90-х вполне мной чувствовалась, и бросать людей, в том числе близких, ощущалось малодушием. Вернулся домой, в Петербург. Ну а дальше всё решила встреча с нынешним директором ФТШ Михаилом Георгиевичем Ивановым, который был моим учителем физики в 239-й школе. Мы поговорили - и я пришел преподавать в Лицей.

- КАКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ВЫ ПРИДЕРЖИВАЕТЕСЬ?

- Строго говоря, никаких. Скорее это просто навыки общечеловеческого общения и коммуникации. В годы учебы в Московской физтехе я нередко объяснял своим товарищам физику, математику. Мне казалось, что я всегда достаточно ясно что-то понимаю, и старался эту ясность донести до других. С одной стороны ты должен говорить честно, не теряя ничего существенного, а с другой - доходчиво, стремясь сказать такими словами и дать такие образы, которые будут наиболее восприняты собеседником. Собственно, общение со школьниками именно так и строится. Когда я иду на урок, у меня есть только минимальный набросок, какие темы я должен затронуть.


Самое лучшее - это сохранить традиции содержательного, предметного и при этом неформального общения


Дальше я строю урок от ситуации. Очень важный момент - ощущение восприятия людей, потому что, когда стоишь у доски и что-то говоришь, всегда чувствуешь, насколько люди понимают происходящее. В зависимости от этого предпринимаешь разную степень усилий, чтобы акцентировать внимание. Есть еще один психологический момент: я не пытаюсь никак удерживать свой статус. Я считаю, что единственно, что дает мне право на их внимание, это содержание того, что я говорю. Если им это интересно, я их внимание удерживаю. Если неинтересно, мне надо напрячься, найти какую-то более понятную реплику или какой-то более яркий образ, чтобы увлечь их. Либо я, по крайней мере в данной локальной ситуации, проиграл - и значит, мое выступление сегодня неудачно. Тогда я отрабатываю тот минимум, который могу отработать "в ситуации поражения".

- МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ, ПОЛАГАЯСЬ НА СВОЙ БОЛЕЕ ЧЕМ ДВАДЦАТИЛЕТНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ В ЛИЦЕЕ, ПРОГНОЗИРОВАТЬ ПЕРСПЕКТИВУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ВАШИХ УЧЕНИКОВ?

- В процессе обучения я вижу, сколько учеников хорошо воспринимают материал и, видимо, сами вполне смогут работать в какой-то научной сфере. Таких ребят из класса в действительности - пять-шесть. Существенно больше - человек двенадцать - это люди, которые смогут заниматься наукой, если захотят и основательно научатся. Очень важно, чтобы они попали в хорошую атмосферу. Когда учишь детей, есть две разные задачи. Одна - профессиональное обучение с таким хотя бы потенциальным расчетом, что они станут заниматься этой областью деятельности; а вторая - просто вложить в людей сумму знаний.


В довольно трудные для страны годы Жорес Иванович Алферов пытался сохранить научное сообщество


Думаю, даже те, кто не пойдут в науку, сохранят в памяти что-то важное для себя. Как говорил, по-моему, Федор Михайлович Достоевский, человек может быть счастливым, пока у него остается по крайней мере одно хорошее воспоминание детства. У этих ребят действительно остается хорошее воспоминание детства и юности. Да еще и хороший навык. Они усваивают, что интеллектуальное общение - это интересно. Для них это сейчас передовой край понимания. Даже те, кто не будет работать в науке, сознают, что это что-то такое очень значимое, предметное, интересное и что это может составлять хорошую сторону жизни.

- МНОГО ЛИ СРЕДИ ВАШИХ УЧЕНИКОВ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ОЛИМПИАД, УЧАСТНИКОВ САХАРОВСКИХ ЧТЕНИЙ?

- С очень многими... Понятно, что обстоятельства нас разводят, но если пересечешься, то с интересом общаешься с ними. Надеюсь, им со мной - тоже.

- ЕСТЬ ЛИ СРЕДИ ВАШИХ БЫВШИХ УЧЕНИКОВ КАНДИДАТЫ, ДОКТОРА НАУК?

- Есть... Вот недавно в Физтехе защитил докторскую диссертацию мой ученик Саша Поддубный, стал доктором физико-математических наук. Конечно, приятно, когда люди поднимаются на высокий профессиональный уровень. И какая-то роль школы в этом есть. Обычно, когда об этом заходит разговор, они с благодарностью вспоминают о своих годах в Лицее и считают, что многое получили для дальнейшего развития.

- В ЭТОМ ГОДУ ЛИЦЕЙ ОТМЕЧАЕТ СВОЕ 30-ЛЕТИЕ. ИЗВЕСТНО, ЧТО ВАШЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ИМЕЕТ СЕРЬЕЗНЫЙ СТАТУС В ГОРОДЕ, ИМЕННО ПО ФИЗИКЕ. ЧТО ЕЩЕ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, НАДО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ЭТОТ СТАТУС ПОДДЕРЖАТЬ И РАЗВИТЬ?

- Сложный вопрос. Самое лучшее - это сохранить традиции содержательного, предметного и при этом неформального общения - в сочетании с традициями отчасти техническими, процедурно-технологическими, например, с подготовкой к олимпиадам, организацией Сахаровских чтений, занятиями в кружках: Ну а что менять - это вопрос непростой. Периодически возникают какие-то идеи, и что-то начинает строиться, организуются какие-то разовые или длительные дела. С одной стороны, наши школьники сейчас чересчур перегружены, но с другой - это скорее даже хорошо для них, что существенная часть их времени занята учебой. Это способствует их развитию. А в будущем приводит к более динамичному и, возможно, более высокому росту, чем если бы они это время потратили как-то, может, для себя более приятно, но менее осмысленно.

- ПОЧЕМУ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, В ФИЗИКЕ НАИБОЛЬШИХ УСПЕХОВ ДОБИВАЮТСЯ ЮНОШИ, А НЕ ДЕВУШКИ?

- Юношам проще работать с предметным миром, а девушкам ближе мир: эмоциональный, скажем так. Это не общий закон, а скорее - тенденция. Это повышает долю мальчиков во всяких математически и физических олимпиадах, где участники имеют дело с четкими, но немножко отстраненными от эмоционального восприятия объектами.

-- КАК, ПО ВАШИМ НАБЛЮДЕНИЯМ, ИЗМЕНИЛСЯ ЗА ДВА ДЕСЯТИЛЕТИЯ ОБЛИК УЧЕНИКА ЛИЦЕЯ?

- Особенность нашей исторической эпохи, и не только в России, состоит в том, что возрастает число возможностей для самореализации людей, в том числе детей, но при этом не возрастает качество этих самореализаций. У детей 90-х годов не было Интернета, а наличие компьютеров у нынешних школьников дает им возможность быстрее обмениваться информацией. Но, сожалению, бОльшая часть информации, которую они выкачивают из Интернета, не особо способствует их развитию. А школьники 90-х, по крайней мере в России, могли больше книжек читать. В среднем получалось, что качество отбираемой информации у них было больше, хотя самой информации было меньше. Нынешние школьники выглядят вроде бы более взрослыми, но они менее оснащены универсальными навыками. Существует же поговорка: можно ничего не знать, но все наГУГЛить.
Таковы реалии нашего времени, никуда не деться. Они имеют ту информационную среду, которой раньше не было, и успешно ею пользуются. Но делают они это как потребители: взял, воспользовался и забыл: никакой глубинной работы по освоению, "перевариванию" информации обычно не ведется. Еще им легче соорганизоваться на какое-то общение. Но эта способность к самоорганизации не повышает никакие их навыки самого общения. Если ты имеешь больше возможностей внешней коммуникации, у тебя само качество этой коммуникации в среднем падает. То же самое и с предметным образованием. Грубо говоря, человек, который имеет один хороший учебник и двух-трех учителей, может научиться большему, чем человек, который имеет доступ к ста средствам информации или источникам, но при этом берет их, нахватывает и овладевает ими поверхностно. В этом смысле проблема качественного отбора информации и выбора из ситуации лучшего - это то, что сейчас стоит, чего раньше не было.

- АКАДЕМИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТОМ РУКОВОДИТ ФИЗИК С МИРОВЫМ ИМЕНЕМ, ВАШ СТАРШИЙ КОЛЛЕГА. ЧТО ИЗ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВАМ ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО САМЫМ ВАЖНЫМ?

- Мне нравится, что в довольно трудные для страны годы Жорес Иванович Алферов пытался сохранить научное сообщество; по крайней мере в рамках Физтеха, школы, Академического университета. Он по-настоящему убежден, что научное сообщество, научная деятельность - это нечто ценное и для нашей страны, и для всего человечества. Он пытается это сохранять и развивать. Настрой на ценность науки, который он транслирует, в том числе и на своих лекциях, - это хороший настрой, это то, что вызывает уважение и: благодарность за те конкретные шаги, которые он делал.
В конце беседы Андрей Михайлович подарил нам свои поэтические сборники. Я открыл книгу на удачу, и мне выпали такие строки:

           Спасибо, Господи. Что правда, - то и правда.
           И что - люблю. И что - не поднял тьму.
           Что сердца луч, из сердца бьющий явно,
           Он не подвластен сердцу самому.

КНИГА НА САЙТЕ, АУ: ПЕРЕДНИЙ КРАЙ НАУКИ