ЛЕОНИД ФИЛИППОВ: "МЫ СОБИРАЕМ БЕЛЫХ ВОРОН"

Искать и воспитывать резерв лицеистов среди школьников младших классов - любимое дело преподавателя физики, русского языка и литературы Леонида Филиппова. За свою педагогическую деятельность он удостоен звания лауреата Премии Правительства Санкт-Петербурга в области образования. Мы встретились с лауреатом, чтобы поговорить об умных детях и о том, как им живется в современном мире.


- ЛЕОНИД ИОСИФОВИЧ, УЖЕ, КАЖЕТСЯ, СТАЛО АКСИОНОЙ, ЧТО ОТ РОЖДЕНИЯ ВСЕ ДЕТИ ГЕНИАЛЬНЫ. ОНИ НЕ СКОВАНЫ УСЛОВНОСТЯМИ, ПОЭТОМУ ИХ ФАНТАЗИЯ СПОСОБНА ТВОРИТЬ ЧУДЕСА, ИЗУМЛЯЯ ВЗРОСЛЫХ МАСТЕРОВ...

- Это приводит к тому, что некоторые уходят в учителя. Потому что постоянно общаться с одаренными детьми - такое удовольствие, что наука как сфера деятельности уже оказывается для них не настолько интересной.

- ВЫ ОРГАНИЗОВАЛИ КРУЖОК "УМНЫЕ ДЕТИ". ЭТО ЧТО - СОЗДАНИЕ ДЛЯ НИХ КАКОЙ-ТО ОСОБОЙ СРЕДЫ?

- Вы попали в самое яблочко. Главное в нашей системе - даже не то, чему мы их учим (хотя мы и льстим иногда себе, думая, что они ради нас сюда приходят), а то, что они хотят общаться друг с другом. Потому что для них это - попытка "выдернуться" из среды, где твой интеллект никто особенно не ценит. Увы, обычная школьная среда сейчас именно такова.

- ОНИ В ШКОЛЕ ВЫГЛЯДЯТ БЕЛЫМИ ВОРОНАМИ?..

- Именно белых ворон мы и собираем. И когда они приходят сюда, здесь совершенно не важно, ни кто твой папа и сколько он зарабатывает, ни насколько у тебя крутой айфон, а важно то, что ты решил задачу, которую никто не мог решить. Некоторые из ребят именно у нас вдруг понимают, что они - умные и что именно за это их ценят. Другой вопрос, что мы охватываем пока лишь жалкие проценты таких одаренных детей...


- И ВЫ РАССМАТРИВАЕТЕ ИХ КАК ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ЛИЦЕИСТОВ?

- Именно с этого все и началось. Мы в Лицей принимаем с 8-го класса. А наши старшеклассники - это все-таки уже не дети, хотя мы их так и называем. На самом деле некоторые из них вполне готовы иметь своих детей, просто им никто не разрешает. И они уже во многом закоснелые, хотя и очень умные.


А без дробей о чем можно вообще разговаривать?


А вот когда встречаешь десятилетних с горящими глазами и среди них еще двух-трех по-настоящему умных, такое наслаждение с ними общаться! Они гораздо быстрее нас решают задачи, которые мы долго выискиваем. Вот, к примеру, сейчас учится у нас в Лицее Стасик Крымский. Я с ним некоторое время занимался - с восьмилетнего возраста - и с самого начала преклонялся перед его возможностями. Берешь задачу, думаешь над ней три часа, а он - раз - и говорит ответ. Если человек рожден, чтобы мыслить, - так важно создать ему среду, чтобы он максимально раскрыл свои возможности.

- КАК ВЫ ИХ НАХОДИТЕ, ЕСТЬ ЛИ КАКАЯ-ТО СИСТЕМА ОТБОРА?

- Система есть, но КПД все равно ужасно низкий. Отбор резерва среди более юных - дело трудное и хлопотное. С одной олимпиады очень сложно что-то определить. Одно дело - натасканный ученик и совсем другое - умный. На первых порах я весь город обвешивал нашими объявлениями. Это было лет семь назад, когда всё начиналось. Образовался один кружок, я его вел. Сейчас у нас в Лицее в 11-м классе учатся мои первые ученики Богдан и Женя, как раз из того кружка. Это был мой самый первый набор 5-классников. Сейчас нам уже разрешают брать даже первоклашек, если они по-настоящему хорошо соображают. Приходят семилетние дети. Если их развивают, они хорошо пишут, читают и считают. И некоторые удерживаются и остаются, а самые лучшие бросают начальную школу и переходят в наши "Умные ясли". Сейчас сложилась совсем другая система отбора. В апреле они приходят сюда по объявлению - человек 250 и столько же мам. Они сидят в Актовом зале. Мы выходим на сцену, даем им задачи, показываем, как они решаются.

- И КАКАЯ ВЫРИСОВЫВАЕТСЯ КАРТИНА?

- Совершенно очевидная: если взять десятилетних и двадцатилетних, то умных среди младших будет в разы больше. И я даже подозреваю, что если взять четырехлетних, то - еще больше, потому что постепенно система давит, давит, давит. И детей, которые уже походили в школу, в первое время очень трудно заставить раскрепоститься. Правда, есть в этом и отрицательная сторона. Позанимавшись в нашем кружке, многие заявляют родителям, что больше не пойдут в школу, а будут ходить к нам, потому что тут дети умные вокруг. У нас им не говорят: "Ты что, дурак, что пятерку получил?" или: "Почему тебе уже десять лет, а ты до сих пор не куришь?". Вы же знаете в какую сторону меняется школа в последние годы. И чем она сильнее "туда" меняется, тем большая отдушина для них - этот кружок. Но это ведь только раз в неделю - полтора часа! Что мы можем сделать?.. Часто приходят мамы и говорят: все, мы переходим на домашнее обучение. И когда попадается очень хороший ребенок, я говорю: есть такое место, где... Но сколько у меня там мест? Всего 14. Больше же я не могу. Один класс!

- И 14 ИЗБРАННИКОВ УЧАТСЯ ЗДЕСЬ, ПРИ ЛИЦЕЕ?

- Нет, начальная школа не здесь. Есть такой клуб юношеский, где наш класс числится как кружок и мы занимается с ними в утреннее время по необычной школьной программе. Это числится не как школа, а как "кружок". Они уже ушли из обычных школ, состоят как бы на домашнем обучении и сдают экстерном, показывая знания, которые не идут ни в какое сравнение со школьными... Вы знаете в каком классе в школе начинают дроби проходить?

- НАВЕРНОЕ, В 4-М?

- Это было не так давно. Теперь уже в 6-м. В продвинутых школах - в 5-м. В начальной школе понятия дроби нет. А теперь представьте: ребенок приходит в 6-й класс, полшколы он уже проучился. Что такое дроби он не знает. А без дробей о чем можно вообще разговаривать? А ведь математику учат 11 лет. И они в итоге выходят понимаете с какими знаниями. С каждым годом деградация, заложенная в программу, растет. И таких кружков, как у нас, надо не четыре, а хотя бы четыре сотни по городу. Потому что умных детей сколько угодно. В каждом классе два умных ребенка уж точно есть. Что с этим делать, я не знаю. Вы говорите - как мы их находим? Их не надо искать, их много. А вот как всех собрать...

- О ВАШЕМ КРУЖКЕ В РОНО ИЗВЕСТНО?

-Да, конечно, это совершенно официальный "кружок для одаренных детей", со своей программой. Мы подчиняемся РОНО. Нас там - четверо учителей. От РОНО мы получаем зарплату. Смешную, но получаем. Родители платят какие-то деньги за это обучение, причем совсем небольшие, потому что это - кружок. И четыре дня в неделю по 5 часов - это детям для учебы более чем достаточно. Ну а здесь, в кружке <Умные дети>, параллельно со мной ведут занятия преподаватель Академического университета Александр Виноградов, студент Университета Евгений Михайлов, который учился в нашем Лицее, и моя давняя коллега Ирина Оловянная. Сейчас она передает мне четверых своих учеников, потому что они стали постарше, а сама возьмет новых малышей, с которыми ей очень интересно заниматься.

- КАКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ДЕТИ У ВАС ПРОХОДЯТ?

- Математику, физику, русский язык, литературу, мифологию, историю, биологию, географию... Еще у нас есть спортзал. А еще они - поют, у нас есть хор.

- А ПО ВОЗРАСТУ ОНИ КАКИЕ?

- Самой младшей девочке - семь с половиной, а старшему мальчику будет тринадцать. Все вместе учатся. Один класс. Мой предыдущий экстернат был ровным по возрасту. Все эти восемь ребят вместе поступали в Лицей и сейчас учатся здесь в 10-м классе. А потом меня попросили одного способного взять помладше, другого... Потом пришла Ярослава, абсолютнейший вундеркинд. Ей было шесть лет, когда я с ней познакомился. Девчушка совершенно ангельского вида. Поначалу она сидела и просто смотрела, а однажды показала на доску и сказала: а вот те числа - "взаимно простые". Это хорошо, что я сидел, а то бы я свалился. А что такое "взаимно простые?" Она мне объяснила. Такая вот умница!

- КОГДА ДЕТИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ УЧАТСЯ ВМЕСТЕ - ТАК ВЕДЬ КОГДА-ТО В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ БЫЛО...

- Правильно вы говорите. Русская сельская школа, большая скамья: тут - кто помладше, тут - постарше. Старшие помогают младшим. Младшим спешить некуда, они потихонечку будут догонять.

- ДАВАЙТЕ НЕМНОГО ПОМЕЧТАЕМ. ВОТ ВЫ ЗАТЕЯЛИ ТАКОЕ ПОТРЯСАЮЩЕЕ ДЕЛО И КАК БЫ ВАМ ХОТЕЛОСЬ, ЧТОБЫ ОНО РАЗВИЛОСЬ?

- Хотелось бы, чтобы таких кружков было много. А людей, которые хотят и любят работать с детьми, мы найдем. Учителя косяком разбегаются из школ не столько потому что там мало платят, сколько потому, что им не дают работать. Если бы меня сейчас стали направлять в обычную школу, я бы лучше в дворники ушел. Потому что в школе столько надо заполнить всяких бумажек и столько соблюдать формальностей, что учить не дадут. Совсем другое дело - та свободная атмосфера, которой мы так дорожим в кружке. И если бы мне сказали: пожалуйста, сделай сорок таких кружков, думаю, это было бы вполне реальным делом. Можно было бы позвать людей - они бы пришли.

- ТО ЕСТЬ, У ВАС ЕСТЬ ЕДИНОМЫШЛЕННИКИ?

- Конечно. Я сам единомышленник людей, которые давно об этом говорили. Были же новаторы в свое время.

- А В ДРУГИХ ГОРОДАХ ЕСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЫ, БЛИЗКИЕ ВАМ ПО ДУХУ?

- Я знаю, что в Москве с образованием намного лучше, чем у нас. Таких школ, как наш Лицей, в Петербурге на одной руке хватит пальцев, а в Москве их - десятки. Там намного выше уровень спецобразования.

- ЧТО Ж, БУДЕМ НАДЕЯТЬСЯ, ЧТО МЫ В НАЧАЛЕ КАКОГО-ТО ВАЖНОГО ПРОЦЕССА...

- Вашими бы устами да мед пить. Дай бог.

КНИГА НА САЙТЕ, АУ: ПЕРЕДНИЙ КРАЙ НАУКИ