Новости

Используйте ссылки ниже для перехода к интересующим подразделам.

ПОБЕДА НА РОДИНЕ ЖОРЕСА АЛФЕРОВА

13 декабря 2019, 12:08

ДВОЙНОЙ УСПЕХ ЛИЦЕИСТОВ НА ОЛИМПИАДЕ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ФИЗИКЕ

Гран при в виде стеклянной башенки, похожей на маяк, привезли с Седьмой международной олимпиады по экспериментальной физике, проходившей в Белоруссии, старшеклассники Лицея «Физико-техническая школа» имени Жореса Алферова. Они вышли победителями традиционного состязания школьников, делающих первые шаги в науку. На этот символический «маяк» нацеливались юные физики из многих российских городов и их зарубежные ровесники, но удача улыбнулась нашим лицеистам, подтвердившим высокий авторитет ФТШ. В числе первых оказалась и наша команда из младших классов, члены которой завоевали одну золотую и три серебряные медали.
Об этом успехе мы говорим с нашими олимпийцами в учительской Лицея, где на полочках вдоль стены теснятся кубки и статуэтки – трофеи национальных и международных турниров последних лет. Наши собеседники – учитель физики Никита Богословский, входивший в жюри этого соревнования, ученик 11-го класса Федор Оксаниченко и член младшей лиги 9-классник Леонид Данилевич, награжденный золотой медалью.   

НИКИТА АЛЕКСАНДРОВИЧ, ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ЭТОГО УСПЕХА – ТО, ЧТО УЧЕНИКИ БЫЛИ ИНТЕНСИВНО «НАКАЧЕНЫ» ПЕРЕД ОЛИМПИАДОЙ ИЛИ ЖЕ ЭТО РЕЗУЛЬТАТ ПЛАНОМЕРНОЙ РАБОТЫ?
Н.Б.: Скорее это результат планомерной работы, накопление опыта. Федор уже был на такой олимпиаде два года назад, что, конечно, сказалось на результате. У нас есть уроки экспериментальной физики, и они там занимаются, тренируются, ставят опыты. Но олимпиада предлагает какие-то особые условия. Если на уроке стараются дать оборудование, на котором максимально удобно работать, то на олимпиаде дают что-то совсем простое, чего не жалко сломать, но, как правило, просят получить какие-то интересные результаты. Мы к этому были готовы. У нас в сентябре-октябре работал кружок по экспериментальной физике, который проходит в школе с 2013 года. В этом году было восемь занятий, где ребята тренировались, писали эксперименты разных олимпиад прошлых лет. Кроме того сильные ребята ездят  в летние лагеря. Есть факультативы, спецкурсы, где они в основном решают задачи. Эксперименты и задачи как-то связаны между собой.  Чтобы что-то хорошо сделать, нужно представлять что получится: решить задачу и потом проверить ее экспериментально. 

- ФЕДОР, ВЫ ПОЕХАЛИ НА ОЛИМПИАДУ УЖЕ ОПЫТНЫМ БОЙЦОМ. МОЖЕТЕ СРАВНИТЬ СВОИ РЕЗУЛЬТАТЫ ДВА ГОДА НАЗАД И СЕЙЧАС?
Ф.О.: В позапрошлом году я тоже выступал в составе команды ФТШ, но был в группе младших. К сожалению, в призеры мы тогда не попали. Для меня это была чуть ли не первая в жизни экспериментальная олимпиада. Недостаток опыта в решении экспериментальных задач, безусловно, помог мне сосредоточиться именно на этом. И когда я вскоре поехал на главную олимпиаду нашей страны в Тюмень, я там себя уже гораздо уверенней чувствовал и вошел в десятку лучших участников.

- КАКОВА ЦЕЛЬ ОЛИМПИАДЫ ИМЕННО ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ФИЗИКЕ?

Н.Б.:  Ее изначально придумали, чтобы поднять  уровень эксперимента в изучении физики. Могу сослаться на свой опыт выступлений на олимпиадах, когда я сам еще учился в Лицее. По теории я шел хорошо, а вот на экспериментах проваливался. Сейчас ребят более тщательно стали готовить к эксперименту, и они лучше понимают, что надо делать. Правда, в отличие от олимпиады всероссийской, олимпиада по экспериментальной физике не дает победителям право на поступление в университеты без экзаменов. Зато по сложности экспериментов то, что предлагалось в Белоруссии, иногда превышало уровень всероссийской олимпиады. И самые подготовленные ребята имели здесь возможность хорошо потренироваться. 

- ЛЕОНИД, ЧТО, КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПОМОГЛО ВАМ С ПЕРВОГО РАЗА ТАК УСПЕШНО ВЫСТУПИТЬ НА ОЛИМПИАДЕ?

- В седьмом классе я прошел на всероссийский этап олимпиады Максвелла, и там была в течение месяца подготовка к этому этапу. Было много теории и экспериментов. И я там довольно основательно пополнил свои знания и в теории, и в эксперименте, стал понимать намного больше, как их проводить. А еще был кружок в сентябре-октябре, о чем говорил Никита Александрович. Там я тоже узнал кое-что новое. Например, в 7-м классе мы еще не говорили про погрешности. В этом кружке я узнал, как с ними, с погрешностями, лучше общаться. 

- ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОЛИМПИАДЕ – ЭТО КОМАНДНАЯ РАБОТА ИЛИ КАЖДЫЙ ТАМ – ЗА СЕБЯ? 

Ф.О.: Олимпиады - это скорее личное первенство, чем командное. Мы приходили, оставались один на один с экспериментом на 2,5 часа, писали, получали результаты работы. Так что это во многом была личная победа. Командного духа я не чувствовал.

Н.Б.: Там идет личный зачет. А командный сделан для того, чтобы посмотреть в каких школах умеют хорошо готовить ребят. У нас в Петербурге есть две хорошие школы – наша и 239-я, в которой занимаются физикой и математикой, и они обе успешно выступают. На этот раз мы были чуть-чуть получше. 

Л.Д.: У нас совокупный результат был ниже, чем у старшей команды. У них – Гран при, а у нас – одна золотая и три серебряных медали. Но все равно мы оказались в группе лидеров. 

- ВЫ ЕХАЛИ ПОБЕДИТЬ И ПОКАЗАТЬ, НА ЧТО ВЫ СПОСОБНЫ ИЛИ РУКОВОДСТВОВАЛИСЬ ПРИНЦИПОМ «ГЛАВНОЕ – НЕ ПОБЕДА, А УЧАСТИЕ»?

Ф.О.: Я ехал на олимпиаду даже без заезда в Петербург, прямо из Москвы. У меня были сборы по подготовке к международной олимпиаде. Я был выжат, как лимон. Поэтому ехал, чтобы не победить, а просто чтобы отдохнуть. Рассматривал эту олимпиаду, как тренировку, подготовку к международной олимпиаде, на которую планирую отобраться и поехать. Для этого нужно намного лучше эксперимент писать, чем я умею сейчас. Поэтому для меня сам результат был скорей не так важен, как возможность просто потренироваться, потому что 15 часов эксперимента, которые мы набрали на олимпиаде, это, безусловно, очень много и значительно поднимает уровень владения этим навыком.

Л.Д.: А я, честно говоря, вообще не ожидал, что получу золотую медаль. Когда мы занимались в том кружке в сентябре-октябре, я среди 9-классников, которые прошли, был третьим. И очень удивился, что спустя месяц на олимпиаде внезапно обогнал их обоих. 

- В ЛИЦЕЕ У ВАС МНОГО ЧЕМ МОЖНО ЗАНИМАТЬСЯ. ВЫ НА ЭТОТ РАЗ ОТЛИЧИЛИСЬ КАК ФИЗИКИ. СВЯЗЫВАЕТЕ ЛИ ВЫ С НЕЙ СВОЕ БУДУЩЕЕ?

Ф.О.: Я уже больше трех лет занимаюсь серьезной олимпиадной физикой. Думаю и после школы развиваться в этом же направлении, но еще не знаю, буду ли я совмещать физику с каким-то другим предметом. То есть, например, стану физическим программистом или еще что-то подобное. Но то, что направление я себе уже выбрал, это однозначно. 

Знаменательно, что олимпиада в нынешнем году впервые проходила в детском санатории под Витебском – в тех краях, где родился Жорес Иванович Алферов. И то, что школа Алферова показала на этом соревновании блестящий результат, приятно вдвойне. Как тут не вспомнить, что наш нобелевский лауреат всегда с большим вниманием относился к жизни Лицея, а лучших его воспитанников называл «олимпийцами».


Беседовал Олег Сердобольский
Фото Юрия Белинского