Новости

Используйте ссылки ниже для перехода к интересующим подразделам.

АЛЕКСЕЙ ФИЛИМОНОВ: "ГЛАВНОЕ - СОХРАНИТЬ АЛФЕРОВСКУЮ ШКОЛУ"

20 апреля 2020, 17:22

 

ПЕРВОЕ ИНТЕРВЬЮ НОВОГО И.О. РЕКТОРА АКАДЕМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

  Прошел первый месяц с того момента, когда на должность исполняющего обязанности ректора Академического университета имени Жореса Алферова заступил доктор физико-математических наук Алексей Филимонов. Приказом Минобрнауки он сменил на этом посту Платона Карасева, руководившего университетом с весны минувшего года.

  Экстремальные обстоятельства, в которых новый руководитель приступил к исполнению своих обязанностей, не позволяли нашему корреспонденту раньше этого момента обратиться к Алексею Владимировичу с просьбой об интервью. И вот теперь, спустя месяц, ситуация для такого диалога оказалась более благоприятной. Наше общение проходило дистанционно, но вполне комфортно по тональности.

 

  - АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, ПОСКОЛЬКУ ВЫ ПО ПОНЯТНЫМ ПРИЧИНАМ ЕЩЕ ЛИЧНО НЕ ПОЗНАКОМИЛИСЬ С КОЛЛЕКТИВОМ УНИВЕРСИТЕТА, ТО ЛОГИЧНО НАЧАТЬ С ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. РАССКАЖИТЕ НЕМНОГО О СЕБЕ - ЧТО ПРЕДШЕСТВОВАЛО ВАШЕМУ НАЗНАЧЕНИЮ?

 

  - Мне 53 года. Я коренной питерский житель. Хотя, правда, родился в Ленинградской области, но большая часть моей жизни связана с Санкт-Петербургом. В 1992 году закончил Политехнический университет, радиофизический факультет, кафедру физической электроники. В том же году остался в аспирантуре. И все моя научная и не только научная жизнь была связана с этой кафедрой, которая в позапрошлом году отметила свое 75-летие. Там я прошел путь от младшего научного сотрудника до завкафедрой. В 2000 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 2013 году - докторскую. В 2005 году совместно с Физико-техническим институтом имени Иоффе и Петербургским институтом ядерной физики имени Константинова мы создали научно-образовательный центр «Физика нанокомпозитных материалов электронной техники» (НОЦ «ФНК»), который существует до сих пор. До недавнего времени я был его директором. Поэтому, последние 15 лет очень плотно связан не только с вузовской, но и с академической наукой.

 

  - ТАК ЧТО ВЫ И УЧЕНЫЙ, И ПЕДАГОГ?

 

  - Да, и это тоже благодаря кафедре. В 2003 году стал там доцентом, а в 2014-м - профессором. Причем чисто педагогической деятельностью я начал заниматься, когда еще был студентом. У нас кафедра всегда исповедовала новые подходы к педагогике. В 1990 году, учась на пятом курсе, я проводил занятия со студентами младших курсов в лаборатории физики электронных приборов. Позднее мне довелось довольно много поработать в зарубежных университетах, особенно в Германии. Семь раз являлся стипендиатом Немецкого фонда академических обменов (DAAD), поработал в целом ряде научных центров этой страны.

 

  - НАСКОЛЬКО НЕОЖИДАННЫМ ДЛЯ ВАС ОКАЗАЛОСЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ НА ДОЛЖНОСТЬ ИСПОЛНЯЮЩЕГО ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА АКАДЕМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА?

 

  - Это предложение, поступившее в феврале, явилось для меня полной неожиданностью. Тем более что параллельно с этим в Политехническом университете я вместе со своими коллегами создавал школу, которая должна была стать самостоятельной высшей школой в Институте физики, нанотехнологий и телекоммуникаций Политеха. Прошел даже ученый совет, который утвердил ее название - Высшая физико-техническая школа. И я готовился ее возглавить. Поэтому предложение министерства поучаствовать в конкурсе я до последнего момента расценивал как пробу сил.

 

   - ЭТОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ ПРЕДШЕСТВОВАЛ ГОД РАБОТЫ ПЛАТОНА АЛЕКСАНДРОВИЧА КАРАСЕВА В ДОЛЖНОСТИ, КОТОРУЮ ВЫ СЕЙЧАС ЗАНИМАЕТЕ. КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ О ЕГО РАБОТЕ ВОЗНИКЛО У ВАС, КОГДА ВЫ СТАЛИ ПРИНИМАТЬ ДЕЛА И ЗНАКОМИТЬСЯ С СИТУАЦИЕЙ В УНИВЕРСИТЕТЕ?

 

  - Совершенно очевидно, что Платон Александрович проделал действительно грандиозную работу. Это было видно буквально на следующий день, когда он представлял меня Ученому совету. Большинство членов Ученого совета тепло отзывалась о его огромной трудоспособности, о большом количестве проблем, которые под его руководством были сняты. Это накладывало на меня дополнительные обязанности в том смысле, что я никоим образом не должен разрушить то, что было сделано моим предшественником, постараться углубить и направить то, что он в силу разных причин просто не успел сделать.

 

  - ВАМ ПРИШЛОСЬ НАЧИНАТЬ РАБОТУ НА НОВОМ МЕСТЕ В ОЧЕНЬ СЛОЖНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, СВЯЗАННЫХ С ПАНДЕМИЕЙ КОРОНАВИРУСА. С ЧЕГО ВЫ НАЧАЛИ, И КАК В ЭТОТ МЕСЯЦ ВАМ РАБОТАЛОСЬ В ЭТОЙ ДОЛЖНОСТИ?

 

  - Честно могу сказать, что условия работы были очень тяжелые, и первые две недели я даже не успевал пообедать. Приходил в университет к девяти и раньше восьми вечера первые две недели вообще ни разу не уходил. Близкая к этому ситуация продолжается и сейчас. Не только мне, а всему ректорату приходится каждый день проводить на работе, потому что возникает большое количество задач, которые очень тяжело, а в ряде случаев невозможно решить в дистанционном режиме. Это было очень сильное испытание, которое требует к тому же большого физического здоровья. Раньше в университете за редким исключением не использовалась система дистанционного образования, и нам ее в кратчайший срок пришлось разворачивать с нуля. В том, что это удалось, заслуга проректора по учебной работе Максима Валерьевича Мишина, за что ему честь и хвала. Я считаю, что он великолепно справился с этой задачей в условиях крайне ограниченного бюджета и крайне ограниченного времени.

 

 

  - ВЫ СТАЛИ РУКОВОДИТЕЛЕМ УВАЖАЕМОГО ЗАВЕДЕНИЯ С ОСОБЫМИ ТРАДИЦИЯМИ. КАК БЫ ВЫ СФОРМУЛИРОВАЛИ ГЛАВНЫЕ СВОИ ЗАДАЧИ В НОВОЙ ДОЛЖНОСТИ? ЧТО ВЫ СЧИТАЕТЕ САМЫМ ГЛАВНЫМ?

 

  - Свою миссию я вижу в том, чтобы сохранить то уникальное образование, которое и раньше существовало, и существует сейчас - это Алферовская школа. Я имею в виду научную школу, которую выпестовал Жорес Иванович Алферов. Это его детище, его крупнейшее достижение. Я не уверен, что мне удастся ее развить, но максимально приложу усилия, чтобы ее сохранить.

 

  - БУДЕТ ЛИ МЕНЯТЬСЯ ВАША КОМАНДА? МНОГО ЛИ КАДРОВЫХ ВОПРОСОВ ПРЕДСТОИТ РЕШИТЬ? И КАКАЯ ВАМ ВИДИТСЯ ПЕРСПЕКТИВА?

 

  - Конечно, для решения стратегических вопросов нужна команда единомышленников, которая исповедует ту же цель. Первым моим кадровым решением было переназначение проректора по учебной работе Максима Валерьевича Мишина, который себя зарекомендовал как опытный педагог. С первых дней было очевидно, что он обладает большим уважением в коллективе - и не только среди педагогических сотрудников. Это касается и профессорско-преподавательского состава, и состава преподавателей ФТШ, и сотрудников лабораторий. Вторым кадровым решением стало назначение проректора по научной работе. Для нашего университета это ключевая фигура. Я пообещал согласовывать кандидатуру на занятие этой должности с Ученым советом. Причем Ученый совет проявил инициативу и предложил мне на рассмотрение одну из кандидатур. После обстоятельной беседы с кандидатом я согласился с предложением моих коллег. Таким образом, на должность проректора по научной работе был назначен член-корреспондент РАН Антон Юрьевич Егоров, который некоторое время работал в университете и который разделяет основные цели и задачи, стоящие перед нашей командой.

  Весь наш университет держится на трех китах - это наука, высшее образование и Физико-технической школа. Я совершенно искренне считаю, ее лучшей школой этого профиля в Санкт-Петербурге и поэтому свою роль вижу здесь примерно как врач, произносящий клятву Гиппократа: не навреди. Это школа с очень хорошими традициями с блестящей научно-педагогической и методической базой. Их ничему не надо учить, им просто надо не мешать и по возможности помогать. И в этом случае все будет хорошо.

 

  - НА КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫ ОБРАТИЛИ ВНИМАНИЕ, УВИДЕВ ИХ СВЕЖИМ ВЗГЛЯДОМ?

 

  - Одна из них всплыла как раз после моего знакомства с Лицеем, когда я узнал, что учебу в Академическом университете продолжает весьма скромное количество выпускников ФТШ. В большинстве они выбирают другие вузы, что я считаю тревожным явлением. В дальнейшей своей работе совместно с проректорами я буду пытаться эту ситуацию исправить. Это принципиально важно, если мы говорим о сохранении той научной идеи, которую положил в создание школы Жорес Иванович Алферов - то есть, создать непрерывный конвейер от талантливого школьника до талантливого студента и талантливого аспиранта с последующим закреплением его в науке. К сожалению, в последние годы в силу разных причин - объективных и субъективных эта цепь была разрушена, что, конечно, больно ударило по всему Академическому университета в целом. К сожалению, этот эффект имеет пролонгированный характер. Недостаток наших талантливых выпускников, которые из школы пошли в другие учебные заведения, еще будет некоторое время сказываться на перспективах развития нашего университета. Но мы будем стремиться переменить ситуацию к лучшему. У нас налажено хорошее взаимодействие с руководством Лицея. Проректор по учебной работе регулярно присутствует там на педагогических советах. Думаю, если мы будем работать как группа единомышленников, то сможем продвинуться по этому пути. Мы не ставим задачу, чтобы все 100 процентов выпускников Лицея поступало в Академический университет. Но наша задача - заинтересовать выпускников школы, чтобы у них появилось желание продолжать учебу именно здесь. В частности нами уже предпринята некоторая система мер, которая направлена на усиление роли ученых Академического университета при организации учебного процесса в ФТШ. Мы будем больше привлекать ученых, чтобы они чаще и плотнее работали с учащимися Лицея. В наших планах - создание новой учебной физической лаборатории, где талантливые выпускники и учащиеся школы могли бы проходить лабораторную практику без ущерба для экспериментальных установок, чего так боятся наши маститые ученые. Это одна из причин, почему они не допускают их в лаборатории: цена ошибки тут очень высока. А в лаборатории специализированной это можно сделать более грамотно и более просто. Этой проблемой сейчас плотно занимается проректор по учебной работе. Я думаю, все должно получиться.

 

  - ПОЛУЧАТ ЛИ ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ УНИВЕРСИТЕТА?

 

  - Это одна из болевых точек - при огромном количестве контактов Академического университета и его достаточно хорошей узнаваемости в мире у нас, тем не менее, мало приглашенных иностранных профессоров. Мы будем сейчас работать в этом направлении, и некоторые шаги мы уже предприняли. Готовится полная реорганизация международного отдела университета.

 

  - ЕСТЬ ЛИ ЕЩЕ КАКОЙ-ТО ТРУДОЕМКИЙ УЧАСТОК, НА КОТОРЫЙ ВЫ БУДЕТЕ ОБРАЩАТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ?

 

  - Есть проблема, связанная с неким разрывом между наукой и образованием, между работой профильных лабораторий и кафедр. Будем пытаться уменьшить этот разрыв. Я не уверен, что в кратчайший срок нам удастся его полностью преодолеть, но, по крайней мере, сократить - это в наших силах. Вполне возможно, что это потребует даже смены формата взаимодействия лабораторий и кафедр, образования каких-то новых структур и подразделений, но это вопрос крайне серьезный и он требует всестороннего обсуждения. Об этом будем думать всем составом ректората. Существенным моментом является еще и то, что при достаточно большом научном потенциале университета прикладное применение его разработок оставляет желать лучшего. Иными словами крайне слабо выражена связка наука - промышленность. Эту проблему очень хорошо понимает вновь назначенный проректор по научной работе Антон Юрьевич Егоров. Ему как раз поставлена задача попытаться эту пропасть если не полностью перекрыть, то в принципе сузить. К этому есть все предпосылки, потому что Антон Юрьевич - не только ученый, но и технический директор достаточно крупной фирмы, которая работает в области микроэлектроники. Сочетая обе свои ипостаси, как известного ученого и успешного промышленника, такой человек, я считаю, будет способствовать развитию этого прорывного направления.

 

  - ДОВОДИЛОСЬ ЛИ ВАМ, АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, ОБЩАТЬСЯ С АЛФЕРОВЫМ?

 

  - Лично с Жоресом Ивановичем я не общался, хотя неоднократно наблюдал его на конференциях. Очень жаль, что мне не довелось пересечься с этим гениальным человеком. Но в этих стенах, где мне предстоит работать, очень многое напоминает о нем.

 

Беседу вел Олег Сердобольский

Фото Юрия Белинского—0—