Центр нанотехнологий
Центр высшего образования
Центр общего образования

Поиск

RSS-материалНовости Академичecкого университета

20.07.2018
 
 
КАК ИЗ СТАСА КРЫМСКОГО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ ДЖЕЙМСА БОНДА
 
ВЫПУСКНИК ЛИЦЕЯ ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ЗАВОЕВАЛ ЗОЛОТЫЕ МЕДАЛИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОЛИМПИАД ПО ФИЗИКЕ И МАТЕМАТИКЕ

Международной математической олимпиаде (International Mathematical Olympiad – IMO), которая прошла в румынском городе Клуж Напока при участии команд из более чем 100 стран мира. В общей сложности российская команда завоевала пять золотых и одну серебряную медаль, заняв второе место в командном зачете среди всех стран-участниц.

В шестерку триумфаторов этой сложнейшей математической баталии вошел выпускник Физико-технической школы Станислав Крымский, чья победа по-особому замечательна. Впервые за всю историю Советского Союза и России школьник стал обладателем золотых медалей двух международных олимпиад. К "золоту" по физике, завоеванному ровно год назад в Индонезии, он добавил ныне медаль такого же достоинства на олимпиаде по математике.

С этим успехом мы поздравили Станислава, повстречавшись с ним в стенах Лицея, который он окончил нынешним летом с золотой медалью. На эту встречу юноша пришел со своей мамой - Натальей Михайловной. Без ее комментариев это интервью оказалось бы очень коротким, потому что сам Станислав в этом жанре оказался не очень многословным.

В дни работы семинара мы взяли интервью у его организаторов и участников, которые поделились впечатлениями о петербургской встрече.

 

- СТАНИСЛАВ, ЗА ЧЕТЫРЕ ГОДА УЧЕБЫ ВЫ ПОКАЗАЛИ СЕБЯ НАСТОЯЩИМ ОЛИМПИЙСКИМ ЧЕМПИОНОМ. КАКИЕ КАЧЕСТВА ТРЕБУЮТСЯ, ЧТОБЫ ДОСТИЧЬ ТАКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ?

- Чтобы хорошо учиться и участвовать в олимпиадах, нужны не только особые способности, но и усердная работа.

- И РЕЖИМ ТРЕБУЕТСЯ ОСОБЫЙ?

- Да, чуть ли не ежедневные тренировки.

- НАСКОЛЬКО МНЕ ИЗВЕСТНО, У ВАС БЫЛИ ХОРОШИЕ СЕМЕЙНЫЕ ТЫЛЫ ДЛЯ ТАКИХ ОЛИМПИАД?

- Разумеется, без поддержки своей семьи я бы ничего не добился. Комментарий мамы. Мы с мужем тоже выпускники ФТШ. И когда мы были детьми, наши одноклассники принимали участие в отборах на международные олимпиады. Мы это видели, знали. Поэтому когда пришло время сына готовить, мы понимали, как нужно все организовать. Это непрерывный труд, это дисциплина, это умение отбрасывать какие-то развлечения и выстраивать иерархию - что важно, что нет, что в первую очередь нужно сделать. Когда Стас готовился к олимпиаде по физике, главной задачей было даже не пройти, а выучить физику на самом высоком уровне, который есть в стране. В отношении математики была уже другая идея - проверка своих возможностей. Олимпиады по физике и по математике - очень разные. Если по физике, по химии, по биологии можно предмет выучить и здесь результат во многом зависит от времени подготовки, то в математике подготовиться к олимпиаде невозможно. Тут очень велика творческая составляющая. Должен наступить момент какого-то озарения при столкновении со сложными вещами. Нужно быть в форме, когда мозг готов найти решение. И за последний год самым трудным, наверное, было подвести Стаса к такому состоянию, когда он готов творить.

- И КАК, СТАНИСЛАВ, ПРОЯВИЛАСЬ НА ОЛИМПИАДЕ ЭТА ТВОРЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ? 

- Она проявилась в многовариантности: разными путями - к одной цели. Одна из задач предполагала четыре варианта решения. А мы придумали еще два, совершенно оригинальных. Кстати, одно из таких решений помогло мне набрать важные баллы и получить золотую медаль. Прошу Стаса назвать своих товарищей по команде. Первым он представляет своего земляка - Владимира Петрова, ученика 10 класса Президентского физико-математического лицея № 239. Из москвичей в команду вошли Артур Герасименко и Егор Рябов. Из Челябинска в сборную влился Марат Абдрахманов, а из Кирова - Сергей Лучинин. Ему не хватило всего одного балла до золотой медали.

- И КАК ВЫГЛЯДЕЛ ОФИЦИАЛЬНЫЙ КОМАНДНЫЙ СЧЕТ ПО МЕДАЛЯМ?

- У нас в этом году столько же медалей, сколько у США - пять золотых и одна серебряная. У Китая с Украиной - четыре золотых и две серебряных. По неофициальным данным мы выступили, как США, разделив с ними первое место. Но по баллам мы чуть-чуть американцам уступили и поэтому заняли второе место.

Комментарий мамы. Зато мы обогнали Китай. Перед тем, как ребята собрались на олимпиаду, я разговаривала с ними и была такая просьба: постарайтесь противостоять Китаю, который много лет подряд присылает очень сильные команды. И мальчики воспринимали китайцев как своих главных соперников. А о Штатах никто не думал, что нужно с ними конкурировать... Мы всегда боимся, что ребята не смогут собраться, что что-то пойдет не так. Ребята в этом году очень волновались, понимая, какая ответственность лежит на них. По их результату чиновники делают вывод о состоянии математического образования в стране.

- А ПОЧЕМУ, СТАС, БЫЛО СТОЛЬКО ВОЛНЕНИЙ?

- Потому что на трех предыдущих был провал: в 2015-м - провалились до восьмого места, в 2016-м - до седьмого, а в прошлом году - до одиннадцатого. И ходили слухи, что если сборная и на этот раз провалится, то Россия может даже перестать готовить команду к международной олимпиаде по математике. Это привело бы к тому, что школьники лишились бы мотивации после всероссийской олимпиады, что могло бы ускорить деградацию образования, о которой сейчас почти все говорят. Но в этом году была изменена система подготовки и формирования команды, что раньше делалось по голосованию. Комментарий мамы. В этом году была рейтинговая система, и окончательное решение - кто поедет - принималось после майских сборов, сразу после всероссийской олимпиады. То есть, идея была - чтобы отобрать ребят, которые в самой лучшей форме дошли до конца, а не тех, которые хорошо выступили в декабре или в феврале. До последних майских сборов мы не знали, пройдет Станислав или нет. Шансов было очень мало, потому что в начале года у него не получалось. Более того, даже сами тренеры говорили, что не ждут от Стаса хорошего результата, потому что знают, что он может повести себя непредсказуемо. За каждую задачу дается 7 баллов. Так вот, появилось даже шутка, что Стас - это Джеймс Бонд, он может получить результат 007 за три задачи в первый день. Сыграть в Джеймса Бонда и не решить задачу. Но, к счастью, он набрал хорошую форму, помня о том, что нужно бороться до конца. Этому качеству мы обучали сына, начиная с пятого класса. Если у тебя трудная задача и она может не получаться час, два, все равно ее нельзя бросать. Нужно пытаться до бесконечного количества попыток дойти, но ее решить. Наблюдая за тем, как Стас решает, мы часто помогали ему, не вникая вообще в детали этих задач, потому что это нам недоступно. Но мы видели, что если какая-то идея не срабатывает, очень важно помочь человеку отвлечься от нее, чтобы потом можно было посмотреть с другой стороны, то есть, пойти через другой ассоциативный ряд, через другие образы. И это может быть продуктивно.

- КАКОЕ У ВАС, СТАНИСЛАВ, ОЩУЩЕНИЕ ОТ ГОДОВ УЧЕБЫ В ЛИЦЕЕ? ИНТЕРЕСНО ПРОШЛИ ЭТИ ГОДЫ? 

- Да, интересно, особенно с учетом того, что мне приходилось очень часто отсутствовать на уроках, а потом догонять после очередных сборов.

Комментарий мамы. Поначалу, когда Стас пришел сюда учиться, преподаватели ФТШ еще не знали что делать, если ученик так долго отсутствует. И вообще нужно ли ему здесь учиться? И была большая работа проведена, в том числе и опыт Президентского лицея нужно было перенимать, и мы фактически внедрили в ФТШ новый взгляд на вещи, что нужно создавать условия, чтобы было комфортно догнать и ликвидировать все долги. Когда пропускаешь три недели, очень большой материал за короткий срок трудно осваивать. И в школе как раз занимались тем, что помогали, как грамотные менеджеры, устраивать этот учебный процесс самым комфортным способом... Школа все эти годы была для Стаса домом - тут настолько все было сделано мягко, аккуратно и разумно, что ощущение границы, что здесь что-то происходит необыкновенное, пока у Стаса в голове не выстроилось. Но мы-то знаем, потому что мы родители и здесь учились. Вот стоит на полке учебник математики. Я вижу там фамилию моего преподавателя. Традиция идет тридцать лет, и всегда упор был именно на семейные отношения: создать в школе атмосферу такую же, какая бывает в хороших семьях. Директор Лицея Михаил Георгиевич Иванов очень много над этим работает. Это его идеология. И поэтому Стасу очень было здесь хорошо.

- ЗА ЧТО ВЫ БЛАГОДАРНЫ ЛИЦЕЮ, ГДЕ ПРОИЗОШЛО СТОЛЬКО ВАЖНЫХ СОБЫТИЙ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ?

- За великолепную организацию учебного процесса... За то, что меня сюда приняли.

- А КОМУ ИЗ УЧИТЕЛЕЙ ВЫ БЛАГОДАРНЫ ЗА НАУКУ?

- Мой главный педагог-наставник - это Сергей Евгеньевич Рукшин с его кружком. А в Лицее - Татьяна Анатольевна Логунова готовила нас к высшей школе, она вела алгебру. Константин Михайлович Столбов преподавал геометрию. Когда маленький был - Алексей Геннадьевич Заремба и Юрий Михайлович Эдлин со мной занимались. По физике надо сказать спасибо Андрею Михайловичу Минарскому. Он лично со мной занимался все годы. Все внесли свой вклад, и всем спасибо.

- ЕСТЬ ЛИ У ВАС, СТАНИСЛАВ, В МИРЕ НАУКИ ИМЕНА, КОТОРЫЕ МОГЛИ БЫ СТАТЬ ДЛЯ ВАС ПРИМЕРОМ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ?

- Альберт Эйнштейн... Он показал в своей общей теории относительности всю важность математики в физике. Он выдвинул революционную мысль о том, что гравитация - это искривление пространства-времени. Стивен Хокинг... Он показал, что черные дыры должны испускать излучение, названное в его честь, что само по себе является весьма неожиданным выводом.

- А ИЗ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ?

- Не знаю..

- ГДЕ СОБИРАЕТЕСЬ ПРОДОЛЖИТЬ ОБРАЗОВАНИЕ?

- Поступать буду в СПбГУ, в исследовательскую лабораторию имени Чебышева, где учат всему, что связано с математикой. Там, кстати, будут учиться и ребята, с которыми я выступал на математической олимпиаде: Марат из Челябинска и Сергей из Кирова.

- КАКИМ ВАМ ВИДИТСЯ ВАШЕ БУДУЩЕЕ? СВЯЗЫВАЕТЕ ЛИ ВЫ ПРИЛОЖЕНИЕ СВОЕГО ТАЛАНТА С РОССИЕЙ ИЛИ ВИДИТЕ КАКОЙ-ТО ДРУГОЙ ПУТЬ?

- Я связываю приложение таланта именно с Россией, а не с другими странами. Если образование и наука не развалятся окончательно, то связываю. Иначе, что поделаешь, придется либо оставить науку, либо переезжать за границу.

- МЫ ВСТРЕТИЛИСЬ В РАЗГАР ЛЕТА. КАК СОБИРАЕТЕСЬ ОТДЫХАТЬ?

- Уеду на юг. Думаю, что буду отдыхать и слушать видеолекции. И это весьма полезно для дистанционного обучения. Но для этого нужно действительно уметь учиться, в чем, похоже, состоит главная задача школы.

 

 

Беседовал Олег Сердобольский

Фото Юрия Белинского

 
 
25.10.2018
Уважаемые коллеги и студенты!

 

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации официально поддержало проведение второго сезона всероссийской студенческой олимпиады «Я - профессионал» (далее - Олимпиада).

В этой связи Департамент координации деятельности организаций высшего образования Минобрнауки России (далее - Департамент) просит провести дополнительную работу по привлечению обучающихся для участия в Олимпиаде, которая является одним из флагманских проектов АНО «Россия - страна возможностей». Департамент также сообщает о необходимости разместить прилагаемый текст и анимацию в официальных сообществах университета, социальных сетях, студенческих сообществах, в том числе в сообществах Объединенного совета обучающихся и в срок до 6 ноября 2018 г. направить в пресс-службу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по адресу: press@minobrnauki.gov.ru краткий отчет о результатах размещения соответствующих материалов.

Регистрация на Олимпиаду продлится до 22 ноября 2018 г. По техническим вопросам использования материалов просим обращаться к организаторам Олимпиады: Ольге Переверзевой, ( o.pereverzeva@gmail.com ) и Игорю Красикову ( iskrasikov@hse.ru ). Данное письмо сгенерированно автоматически. Ответ на него не требуется.



Есть знания, но ты ещё не понял, что с ними делать???? Инвестируй в своё будущее

 Регистрируйся до 22 ноября на студенческую олимпиаду «Я – профессионал» соревнуйся выигрывай денежные премии, стажировки в крупных компаниях и льготы при поступлении в магистратуры, аспирантуры и ординатуры ведущих вузов страны

 В новом сезоне – 54 профессиональных направления, выбирай, сколько осилишь и начинай готовиться

Кроме интеллектуальных соревнований, тебя ждет и насыщенная образовательная программа: подготовительные вебинары по каждому направлению и тренинги по soft skills.

 

Лови драгоценную ссылку на твой шанс открыть новые возможности https://clck.ru/EajRj

18.10.2018
 
 
ПТЕНЦЫ ГНЕЗДА ИОФФЕ
 

К знаменательной дате в истории отечественной и мировой науки - 100-летию основания Физико-технического института имени Абрама Федоровича Иоффе - имеет непосредственное отношение и коллектив Лицея "Физико-техническая школа". Такую уверенность высказал в беседе с нашим корреспондентом директор ФТШ Михаил Иванов.

- МИХАИЛ ГЕОРИЕВИЧ, НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ.....

- Мог бы, но с одним условием. Опубликовать это не раньше 1 ноября этого года.

- ПОЧЕМУ ТАК?

- Я буду выступать на торжественном заседании Ученого совета ФТИ и не хотел бы выплескивать свои эмоции заранее. Вам ведь не интересны официальные речи, правда?

 
 

Поэтому сегодня мы лишь анонсируем публикацию нашего разговора с Михаилом Ивановым, которая появится на нашем сайте 1 ноября. Кстати - это будет ровно в День рождения Физико-технической школы. Ну а начинаем мы разговор на юбилейную тему с другой встречи. Наш первый собеседник - заслуженный учитель России, преподаватель физики ФТШ Андрей Минарский.

 
НАУЧНЫЕ КАДРЫ НАДО ГОТОВИТЬ

С ПЕЛЕНОК

 

-АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ, КАК ЛИЧНО ВЫ ОЩУЩАЕТЕ ПРИЧАСТНОСТЬ НАШЕГО ЛИЦЕЯ К ЮБИЛЕЮ ФИЗТЕХА?

- Столетие такой научной школы, как Физико-технический институт, означает, что есть какие-то отсылки к уже давней истории, но есть и ощущение, что каждый новый приходящий человек попадает не на новое место, а в контекст какой-то научной атмосферы и научных традиций. Когда-то Абрам Федорович Иоффе создал Физтех, чтобы работать, исследовать науку, но при этом одновременно - готовить научные кадры. В какой-то момент, как я понимаю, оказалось, что научные кадры надо готовить с пеленок. И все физико-математические школы и, в частности, наша ФТШ, - это те школы, где детей с самого начала немножко больше, чем обычно, готовят к изучению наук, дают им какие-то ощущения того, что такое наука, чтобы они развили в себе способность к такому взгляду на мир и к такому существованию. Физтех стал нуждаться в таких уже заранее сформированных кадрах. И получается, что эти кадры, в частности, готовятся в ФТШ.

- ВЫ ЧЕЛОВЕК ШИРОКИХ ИНТЕРЕСОВ В ФИЗИКЕ. КАКОВЫ ВАШИ ЛИЧНЫЕ СВЯЗИ С ФИЗТЕХОМ?

- Там работают мои друзья, вплоть до одноклассников по 239-й школе. То есть, у меня есть дружеские контакты, не связанные в ФТШ. Кроме того, там работает много выпускников Лицея, в том числе люди, с которыми, с одной стороны, мне просто приятно общаться, с другой стороны в некоторых ситуациях мы с интересом обсуждаем какие-то научные вопросы. С третьей стороны, я сам там работаю, иногда публикую какие-то статьи и в этом смысле явлюсь хоть и не самым активным, но тоже научным сотрудником института.

- С КАКИМИ ОТДЕЛАМИ ВЫ СОТРУДНИЧАЕТЕ?

- В основном - с лабораторией, который руководит Игорь Всеволодович Грехов. Я там с Павлом Родиным работаю. Это связано с приборами по сверхбыстрому переключению токов. Когда-то я там с Лешей Куценко делал работу, связанную с лазерами. Иногда взаимодействую с Сашей Анкудиновым. Занимался темой "Волны ударной ионизации в полупроводниковой плазме".

- ЕСТЬ ЛИ СРЕДИ ВАШИХ УЧЕНИКОВ РЕБЯТА, КОТОРЫХ ВЫ ВИДИТЕ БУДУЩИМИ СОТРУДНИКАМИ ФИЗТЕХА?

- Конечно, есть... И уже много было выпускников, которые оказались исключительно удачным приобретением Физтеха, очень хорошего уровня. Например, Сережа Тарасенко - сейчас он доктор наук, преподает, в том числе читает курс квантовой механики в Академическом университете. Миша Глазов - уже член-корреспондент РАН. Петя Штернин, Саша Поддубный - тоже доктор наук уже, недавно защитился. Боюсь, что если начну перечислять, просто многих забуду. Это те, кого я в той или иной степени или учил или как-то участвовал в их обучении. Вспомнил в основном теоретиков, поскольку сам больше к этому склонен. Но есть еще много ребят, с которыми я взаимодействую... Так что общая картина такова, что Физтех в довольно большой степени сейчас насыщен выпускниками ФТШ, которые изменили или повлияли на картину научной работы там. Даст бог, чтобы эти традиции продолжались, углублялись и насыщались новыми людьми, в том числе и через наш Лицей.

 
ФИЗТЕХ ЖДЕТ ЛИЦЕИСТОВ
 

 

Вторым нашим собеседником на юбилейной волне стал уже упомянутый Андреем Минарским ведущий научный сотрудник ФТИ, член-корреспондент РАН Михаил Глазов.

- МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ, НАШ ЛИЦЕЙ БЫЛ СОЗДАН КАК ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ФИЗТЕХА, КОТОРОЕ ГОТОВИТ КАКИЕ-ТО БОЛЕЕ ТОЧНО СОРИЕНТИРОВАННЫЕ РЕЗЕРВЫ ДЛЯ ЭТОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА. ВЫ КОГДА-ТО, НАВЕРНОЕ, И НЕ ПОДОЗРЕВАЛИ, ЧТО ВАША НАУЧНАЯ БИОГРАФИЯ ОКАЖЕТСЯ НАСТОЛЬКО ТОЧНО ВПИСАННОЙ В ЭТУ ИДЕЮ. ХОТЕЛОСЬ БЫ УСЛЫШАТЬ ВАШ КОММЕНТАРИЙ НА ЭТУ ТЕМУ.

- Надеюсь, что не я один оправдываю существование этой системы. Мне очень повезло в школьные годы, что я довольно случайно оказался в Лицее ФТШ. Мне позвонили после какой-то олимпиады и пригласили поучаствовать во вступительных испытаниях. Я совершенно не представлял, что смогу их пройти и поступить в школу. И даже когда я поступил в школу, то совершенно не понимал, хочу ли заниматься физикой. Меня интересовали и математика, и программирование. Но вот благодаря учителям нашей школы, в первую очередь благодаря Михаилу Георгиевичу Иванову и Валерию Адольфовичу Рыжику, у меня зародился интерес к точным наукам и, главным образом, к физике. В нашей школе есть такая хорошая традиция, что школьники старших классов идут на практику в исследовательские лаборатории института. И тут я тоже не стал исключением и по совету моих учителей пошел в экспериментальную лабораторию. И хотя я быстро понял, что экспериментальная физика - это точно не моё, все это было для меня очень полезно с точки зрения понимания того, как устроена физика и что физика - это экспериментальная наука. Кроме того такие изначально близкие контакты с экспериментаторами во многом определили то, что мне и сейчас интересно с ними работать, получать от них задачи, формулировать задачи на основе каких-то недавних экспериментов. И такая, пусть даже простая, пусть какая-то упрощенная философия научного мышления, - все это пришло из школы. Ну а потом, уже к 11-му классу мне стало примерно понятно, чем хочется заниматься дальше. Я поступил в Политех на физико-технический факультет, который возглавлял Алферов, на кафедру физики конденсированных сред. Ну и вот с тех пор стал двигаться в сторону занятий теоретической физикой. И опять же, мне кажется, во многом благодаря школе мне было с кем посоветоваться. Я видел примеры более старших моих коллег, выпускников ФТШ чуть более ранних лет, я понимал какой есть выбор среди групп теоретических - куда можно пойти. И опять же благодаря советам Михаила Георгиевича Иванова главным образом, я попал в очень удачное место.

- ПО КАКОЙ ТЕМЕ ВЫ ЗАЩИЩАЛИ ДОКТОРСКУЮ ДИССЕРТАЦИЮ?

- Она была посвящена спиновым кинетическим явлениям в наноструктурах и графене. Мы занимаемся теорией полупроводниковых низкоразмерных систем. Это какие-то объекты маленьких, нанометровых размеров, где очень ярко проявляются квантовые свойства - такой, можно сказать, триумф квантовой механики. Те концепции, которые были раньше хорошо исследованы в атомной физике, сейчас очень активно применяются и в полупроводниковых системах. Кроме того, появляются новые системы, которые обладают необычными свойствами и требуют пристального экспериментального и теоретического изучения.

- ЗНАЧИТ, ЕСТЬ БОЛЬШОЙ ЗАДЕЛ ЧЕМ МОЖНО ЕЩЕ ЗАНИМАТЬСЯ?

- Думаю, что да. Какие-то конкретные ближайшие планы научных исследований связаны опять же с экспериментами. Часть этих экспериментов ведется в нашем институте, часть в Петербургском университете, часть заметная - за рубежом. Здесь много открытых вопросов, которые требуют изучения. Я не говорю сейчас про практические применения, это, как мне кажется, далекая перспектива. Может, какие-то особенности систем, что мы изучаем, они хороши для будущих приборов. Может быть, удастся сделать транзистор, который быстрее переключает электрический сигнал или излучатель, который излучает свет с заданными параметрами с очень хорошо заданной частотой или интенсивностью. Но меня больше интересуют фундаментальные задачи и вопросы. Хочется разобраться - а как себя там электронные дырки ведут в конкретной системе.

- ВЫ ВЕДЕТЕ ЕЩЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ РАБОТУ?

- Я читаю два курса в Академическом университете. Один из них связан как раз с теми исследованиями, которые я веду, и называется "Спиновые явления в полупроводниках". Такой курс, посвященный довольно широкому кругу фундаментальных вопросов, я читаю студентам уже лет восемь или девять. А недавно я стал читать более общий курс - введение в теорию конденсированных сред. Но это для студентов, которые планируют дальше заниматься физикой твердого тела, физикой полупроводников, физикой наноструктур.

- ТАКИМ ОБРАЗОМ, ВЫ ГОТОВИТЕ, МОЖНО СКАЗАТЬ, НАУЧНЫЕ КАДРЫ ДЛЯ СВОЕЙ РАБОТЫ?

- В какой-то мере - да. Такие специалисты нужны нашему сектору квантовых когерентных явлений в твердом теле, который возглавляет Леонид Голуб, тоже, кстати, выпускник нашей школы. В нашем секторе работает очень много выпускников ФТШ, а несколько человек прошли весь этот путь: ФТШ - Академический университет и потом пришли к нам, может, соблазнившись лекциями моих коллег или моими, или просто почувствовав еще со школьной скамьи, что это интересно.

- ПЛАНИРУЕТЕ ВЫСТУПИТЬ НА ЮБИЛЕЙНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ?

- Меня пригласили сделать там доклад, посвященный спиновой тематике, он будет основан на наших свежих работах. Постараюсь показать, как эта тематика связана ну если не со всей столетней историей нашего института, то по крайней мере с историей последних 50-ти лет. По-моему, очень важно, что среди юбилейных мероприятий в институте запланированы не только официальные торжественные заседания, но и научная конференция, в которой частично участвуют с докладами и сотрудники института. Это показывает, что Физтех в целом жив, активен, и в каких-то направлениях в современной физике может быть не только конкурентен, но даже и способен формировать какие-то направления.

 

 
 

Олег Сердобольский

Фото Юрия Белинского

 
 
18.10.2018
 
 
Логотип Академического Университета
НАУЧНЫЙ СЕМИНАР ЦЕНТРА НАНОТЕХНОЛОГИЙ

Артем Баранов

Академический университет

 

Емкостная спектроскопия дефектов в монолитных солнечных элементах с активными слоями разбавленных нитридов, изопериодичных к GaAs и Si

(по материалам диссертации на соискание степени кандидата наук)

18 октября• четверг • 15:00 • Конференц-зал СЛК (к. 627)

Формат: 40 минут выступления и далее вопросы/ответы

Приглашаем Вас и Ваших коллег принять участие в семинаре

 

 
 
11.10.2018
Логотип Академического Университета

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования и науки

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Согласно приказу № 314 от 5 октября 2018 г. «О назначении выборов заведующего кафедрой» Академический университет объявляет о проведении выборов заведующего кафедрой:

  • Нанобиотехнологий
  • Биоинформатики и математической биологии

Лицо, принимающее участие в выборах на должность заведующего кафедрой, подаёт необходимые документы в соответствии с «Положением о порядке выборов на должность заведующего кафедрой Академического университета» (далее «Положение»).

Действующий заведующий кафедрой или исполняющий обязанности заведующего кафедрой (без избрания на должность), помимо необходимых документов, представляет отчёт о деятельности кафедры с момента начала исполнения обязанностей (см. «Положение»)

Документы отправлять помощнику учёного секретаря по адресу:

194021, Санкт-Петербург, ул. Хлопина д.8, корп. 3, Лит. А.,

Тел. 448-69-80 (доб.56-39), каб. 708 (СЛК)

Срок подачи заявлений - до 10 ноября 2018 года.

Заявление

 

01.10.2018
Уважаемые коллеги!

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации официально поддержало проведение второго сезона всероссийской студенческой олимпиады «Я – профессионал» https://tass.ru/obschestvo/5606911. Просим использовать имеющиеся в вашем распоряжении информационные ресурсы для доведения информации об олимпиаде до сведения ваших студентов и привлечения их к участию. По ссылке https://yadi.sk/d/HpM0q-HC3ahZDF находится полный пресс-пакет олимпиады, включая развернутую справку, брендбук и руководство по использованию материалов. По второй ссылке https://yadi.sk/d/rqTml0Oi8koynQ можно скачать официальные промо-ролики олимпиады.

По техническим вопросам использования материалов просим обращаться к организаторам Ольге Переверзевой o.pereverzeva@gmail.com и Игорю Красикову iskrasikov@hse.ru. Также просим направить в пресс-службу Минобрнауки России press@minobrnauki.gov.ru краткий отчет по использованию материалов (задействованные ресурсы, количество публикаций, период) для подготовки доклада Министру.

Олимпиада – один из флагманских проектов АНО «Россия – страна возможностей», она не только представляет собой эффективный социальный лифт для студентов, но и является важным показателем социально-экономической активности регионов и качества высшего образования. Проект направлен на формирование прозрачных механизмов, которые позволят молодежи страны развить свои профессиональные компетенции и стать востребованными специалистами на рынке труда. Еще одна важная задача олимпиады – сокращение разрыва между вузовским образованием и требованиями российских компаний.

С наилучшими пожеланиями и надеждой на успешное сотрудничество,
Помощник Министра - пресс-секретарь Биткова Райфа Хусаиновна
bitkovarh@minobrnauki.gov.ru
Руководитель пресс-службы Жаворонков Павел Андреевич
zhavoronkovpa@minobrnauki.gov.ru

13.11.2018
ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЕ ЛАЗЕРЫ: ФИЗИКА И ТЕХНОЛОГИЯ
 
13-16 ноября 2018 года состоится 6-й Российский симпозиум с международным участием "Полупроводниковые лазеры: Физика и технология", организуемые ФТИ им. Иоффе РАН и Санкт-Петербургским Академическим университетом. Подача тезисов до 1 октября. Статьи на основании сделанных докладов будут опубликованы (по желанию авторов) в журнале «Квантовая электроника». Больше информации на сайте http://www.ioffe.ru/lasers18/
20.09.2018
 
 
Логотип Академического Университета
НАУЧНЫЙ СЕМИНАР ЦЕНТРА НАНОТЕХНОЛОГИЙ

Игорь Соколов

Университет Тафтса, Бостон (США)

 

Физика биологических клеток и самоорганизация супер ярких флюоресцентных фотонных материалов

(по материалам докторской диссертации)

20 сентября• четверг • 15:00 • Конференц-зал СЛК (к. 627)

Формат: 40 минут выступления и далее вопросы/ответы

Приглашаем Вас и Ваших коллег принять участие в семинаре

 

 
 
04.09.2018
 
 
ШКОЛА - КАК РЕЗЕРВ НАУЧНОЙ ЭЛИТЫ СТРАНЫ
 
 

АКАДЕМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ВСТУПИЛ В 20-Й УЧЕБНЫЙ ГОД СВОЕЙ ИСТОРИИ

На линейку готовности к началу нового учебного года, начерченную на асфальте, выстроились Первого сентября все подразделения Академического университета. Нынешней осенью это учебное заведение вступило в двадцатый год своей истории, что было отмечено торжественным актом при участии гостей вуза и родителей учеников. А ректор университета академик Жорес Алферов появился на этом торжестве - в шляпе, что тоже было отмечено как необычная подробность церемонии. По традиции именно Жорес Иванович открыл День знаний своим приветственным словом.

"Будущее нашей страны, - сказал ректор, - всегда определялось развитием науки, созданием новых технологий. Санкт-Петербургский Академический университет -



национальный исследовательский университет Российской Академии наук - в определенном отношении есть продолжение тех традиций, которые были заложены в нашей стране еще Петром Первым. Сегодня развитие этих традиций имеет огромное значение для всех для нас". "Создание нашего Академического университета есть ответ на то, что нашей стране для того, чтобы успешно жить и развиваться, нужно создавать новые технологии, которых не было в прошлом. В значительной степени успехи современных технологий в целом в мире определяются созданием новой коммуникационной цивилизации благодаря созданию интегральных схем и полупроводниковых гетероструктур. И те центры исследовательские, которые заложены в нашем университете, являются основой для создания и развития таких технологий", - убежден ученый. Он особо остановился на деятельности Лицея, как составной части системы непрерывного образования. "Просто необходимо, чтобы ребята уже в школьные годы начинали проявлять настоящий интерес к науке - к физике, биологии, медицине. Нам, я думаю, удастся со временем (пока мы это выполняем в небольшом масштабе) - иметь в нашем Лицее не только ленинградцев-петербуржцев, но и ребят из других регионов нашей страны. Поскольку эта проблема еще не решена, мы принимаем в 10-й класс всего шесть ребят. Я вот вчера с ними встречался и был бесконечно рад, что трое из них оказались новосибирцами. А в Новосибирске есть Лицей, Академгородок. Но они приехали учиться к нам. Это кое-что значит". В заключение Жорес Иванович сказал: "Желаю и очень хочу, чтобы именно вами был внесен решающий вклад в развитие и создание научных исследований, которые приведут к созданию новых технологий. Потому что развитие всего мирового сообщества - это научно-технологическое развитие. Укрепление нашей страны, ее независимость и успехи, - это развитие научно-технологическое. А для того, чтобы заглядывать не только в завтрашний день, а еще и подальше, вы нужны в нашем университете. С новым учебным годом!"

 
 
УЧЕБА И НАУКА - ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА!

От имени руководства города к молодежи обратился вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан "Вы - наш завтрашний день, вы будущее России.

Это так. Потому что вы будете создавать новые металлы, открывать новые законы, по которым будет жить человечество. Вы шагнете далеко в космос, и в этом ничего нет фантастического. Самое главное, что у вас есть с кого брать пример. У вас - сильнейший профессорско-преподавательский состав. В каком еще вузе ректором является Нобелевский лауреат! Это Жорес Иванович, почетный гражданин нашего города". Обратившись к академику Алферову, вице-губернатор сказал: "Я надеюсь, Жорес Иванович, вы не будете возражать, если здесь появятся новые Нобелевские лауреаты, которые выйдут из стен этого прославленного учебного заведения!". Разумеется, Жорес Иванович был бы очень рад такой перспективе и считает ее вполне реальной.

 

Продолжая эту мысль, исполняющий обязанности директора Физико-технического института имени Абрама Иоффе Сергей Лебедев обратился к студентам и школьникам с такими словами: "Вы все сюда пришли для того, чтобы вырасти в выдающихся ученых, инженеров, специалистов. Этот путь очень увлекателен. На пути становления ученого и когда вы станете такими учеными, вас ожидает торжество духа, когда вы в чем-то чуть-чуть стали понимать больше, чем остальные живущие на этой планете. Это совершенно уникальное чувство! Я призываю вас смело идти по этой дороге, к вашим будущим достижениям. Мы, сотрудники научных учреждений Петербурга, нуждаемся в вас. Приходите к нам, вы нам нужны".

"Добро пожаловать в Политехнический университет Петра Великого! Для нас большая честь принимать ребят, окончивших Лицей, в наш университет", - с таким призывом выступил президент этого вуза, отмечающего свое 120-летие, академик Михаил Федоров.

"Я завидую белой завистью, что не могу быть студентом вашего университета, - признался президент ЛЭТИ профессор Владимир Кутузов. - Таких возможностей, когда я учился, не было. Тем не менее я хочу пожелать, чтобы вы, начиная процесс обучения, всегда помнили, что и учить, и учиться - это обоюдный труд, когда учитель и ученик должны составлять единое целое. Я хочу пожелать, чтобы вы - учителя и ученики - образовывали диполь. А диполь - это всегда притягивающиеся две частицы. И чтобы этот диполь давал плоды всю вашу жизнь долгую, чтобы вы всегда добрым словом вспоминали своих учителей. И самое главное во всем этом процессе - вы должны научиться учиться. Ваше мироощущение в этом быстро меняющемся мире будет зависеть от того, умеете ли вы учиться".

По словам профессора, он для себя недавно "сделал открытие, что учеба и наука - это слова одного корня. И это очень правильно, что в нашем русском языке это однокоренные слова!"

 
 
ВЫ ЛУЧШИЕ УЧИТЕЛЯ, У ВАС ЛУЧШИЕ УЧЕНИКИ

Праздник продолжился затем в Актовом зале, где лицеисты разыграли капустник под названием "Каникулы в ФТШашино закончились". В этом представлении принял участите и директор Лицея Михаил Иванов.

Он рассказал, что в канун нового учебного года вспомнил те времена, когда выходила учительская газета под названием "1 сентября", и у нее был замечательный слоган: "Вы лучшие учителя, у вас лучшие ученики". С этими словами он и попытался обратиться к коллегам по Лицею через Интернет, который однако по какой-то причине это обращение вернул отправителю. И вот теперь, выйдя к микрофону, Михаил Георгиевич озвучил эти слова сам. Затем он обратился к "новеньким лицеистам", которые впервые переступили порог этого учебного заведения. По словам Михаила Георгиевича, в четырнадцать - семнадцать лет юный человек чаще всего задает себе два вопроса: "Неужели я не такой как все?" и "Неужели я такой, как все?" "Что касается "такой, как все" - не волнуйтесь, это более-менее от вас не зависит. А вот быть "не таким, как все" я бы призвал вас. Потому что именно "не такие, как все" двигают человечество. В науке обычно право меньшинство, а не большинство. Я надеюсь, что ваши учителя в Лицее - они не такие, как все. Поэтому не бойтесь быть не такими, как все!" И это пожелание нам, зрителям капустника, показалось очень важным.

 
 

...Кстати, о "не таких, как все"! В этот же день два выпускника Лицея нынешнего года - Станислав Крымский и Захар Яковлев, завоевавшие самое большое число высших наград на школьных олимпиадах российского и международного уровня, встретили Первое сентября в образовательном центре для одаренных детей "Сириус" в Сочи. И в этом ныне знаменитом месте их собеседником в День знаний был президент России Владимир Путин.

 
 
 

Олег Сердобольский

Фото Юрия Белинского

 
 
01.09.2018