Центр нанотехнологий
Центр высшего образования
Центр общего образования

Поиск

RSS-материалНовости Академичecкого университета

15.09.2017
 
 
ДИПЛОМАТАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ
 

   

Урок дипломатии вне учебной программы прошел 13 сентября в Физико-технической школе, где состоялась встреча лицеистов с их ровесниками из Израиля. Гости - участники национальной программы "Молодые дипломаты", которая зародилась в стране шесть лет назад и объединяет юношей и девушек с активной жизненной позицией. Цель этой двухгодичной программы - развивать у школьников навыки общения, социальную вовлеченность, связь с миром бизнеса и высоких технологий.

 
 

Израильские дети уже дважды побывали по этой программе в Москве, а в нынешнем году впервые приехали в Санкт-Петербург. В расписании пятидневного визита - встреча с депутатами Законодательного собрания Санкт-Петербурга, посещение Эрмитажа, диалог с петербургскими сверстниками. На этот раз участниками диалога и оказались наши лицеисты.

Двухчасовая встреча началась у знаменитого "карандаша" - элемента архитектуры главного корпуса и осмотра портретной галереи академиков. Затем гости были приглашены в "Пушкинский зал", где порой обсуждают свои проблемы и нобелевские лауреаты - друзья и коллеги академика Жореса Ивановича Алферова. Здесь "дипломаты" показали динамичный и остроумный видеоролик "68 фактов из жизни Израиля", а хозяева представили в цифрах и фактах жизнь своего Лицея со всем его учебным спектром, вплоть до занятий спортом.

Десять лицеистов, свободно владеющих английским языком, пришли на встречу с израильскими школьниками, чтобы обсудить с ними целый ряд актуальных вопросов современной жизни. На повестке дня были, например, такие темы:

- Раннее начало профессиональной карьеры - хорошо это или плохо?

- Общественный долг и право на частную жизнь.

- Как влияют социальные сети на формирование мировоззрения молодежи?

- Возможно ли получить объективную информацию из СМИ?

Обсуждение каждой темы за рабочим столом продолжалось строго по таймеру в течение 15 минут. Затем группы менялись темами и продолжали дискуссию. Результатами этого общения со мной поделились два израильских школьника - Ноам Лиран (16 лет) из Ход-ха-Шарона и Яэль Яцкан (17 лет) из Шохама. Один из них проявляет глубокий интерес к системной инженерии, второй - к физике.

НОАМ: "Мы все - молодые люди и у нас довольно близкие интересы. Поэтому изначально у всех участников обсуждения была общая платформа, хотя выявились и некоторые разногласия. После обсуждения в чем-то мы сблизились, в чем-то остались при своем мнении. Но мы не так далеки друг от друга". ЭЯЛЬ: "Мы в принципе интересуемся одинаковыми вещами, будь то спорт или музыка. Но мы находимся в несколько разном положении. У нас в Израиле учатся 12 лет, и скоро большинство из нас будет призвано в армию. А наши российские сверстники после окончания 11-ти классов продолжат учебу в институтах и университетах. Но в принципе, когда мы общались и обсуждаем темы, которые были подняты, мы чувствуем, что можем договориться, прийти к общей точке зрения".

Знакомство с Лицеем и лицеистами произвело на моих собеседников хорошее впечатление, и они сказали, что им, вероятно, было бы здесь интересно учиться, если бы появились такие возможности. Таких прецедентов еще не было, но, как полагает директор ФТШ Михаил Иванов, такой вариант в перспективе не исключен, при условии, если претенденты докажут на вступительных экзаменах основательность своих намерений..

 
 

Один из граждан Израиля в нынешнем году уже попал в сферу уважительного внимания Ученого совета Академического университета. Минувшим летом здесь прошла церемония вручения диплома и мантии почетного доктора университета лауреату Нобелевской премии по химии, сотруднику кафедры биохимии Техниона (Израильского политехнического института) профессору Аарону Чехановеру. Он выступил тогда перед учеными, студентами университета и учащимися ФТШ с лекцией "Революция в персональной медицине: избавимся ли мы от болезней и какой ценой?".

И вот теперь участники программы "Молодые дипломаты" также включились в наведение мостов сотрудничества с российскими сверстниками.

 

Группу юных израильтян в этой поездке возглавляет председатель национальной школы молодых дипломатов Ицхак Элдан, который четыре десятилетия служил в министерстве иностранных дел Израиля, работал в США, Франции, Канаде, Дании, был послом Израиля в ЮНЕСКО и в Совете Европы. На этой встрече он предпочел не давать интервью, передав инициативу своим юным коллегам, которые, как и он, верны девизу: "Надо искать путь к людям и тогда все получится". Итог диалога молодежи двух стран подвел директор ФТШ.

 
 

- МИХАИЛ ГЕОРГИЕВИЧ, ВАШ ЛИЦЕЙ РАЗВИВАЕТ МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНТАКТЫ. У ВАС ХОРОШИЕ СВЯЗИ С АМЕРИКАНСКИМИ, ЮЖНОКОРЕЙСКИМИ УЧЕБНЫМИ ЦЕНТРАМИ. ЧЕМ БЫЛА ИНТЕРЕСНА ВСТРЕЧА С ИЗРАИЛЬСКИМИ ШКОЛЬНИКАМИ?

- Израиль - действительно особая страна для России. Найдите вторую такую, где, мягко говоря, значительную часть народа составляют выходцы из России. Так что такой интерес - вполне естественный, не говоря о том, что это колыбель мировых религий. Тоже не последнее дело.

- МНЕ ПОКАЗАЛОСЬ, ЧТО НАШИ РЕБЯТА В ЭТОМ ДИАЛОГЕ БЫЛИ НА ВЫСОТЕ И ТОЖЕ ПОКАЗАЛИ СЕБЯ КАК МОЛОДЫЕ ДИПЛОМАТЫ.

- Я к этому нормально отношусь и ничуть не волновался - смогут они или не смогут. Конечно, смогут. Это всегда было. Наша школа в свое время в единственном числе представляла Россию в Молодежном европейском парламенте. Вполне они там смотрелись из лучших - на общеевропейском уровне. Между прочим, когда началась перестройка, среди первых банкиров было заметное число физиков. Я думаю, что просто хорошее естественно-научное образование позволяет человеку во многих областях быть успешным. Раскованность, контактность, знание языков - это все дает какие-то плоды.

- В ТАКОМ СЛУЧАЕ МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО ВЫ ГОТОВИТЕ УЧЕНЫХ И ДИПЛОМАТОВ, ТАК СКАЗАТЬ, "В ОДНОМ ФЛАКОНЕ"?

- А наука, по крайней мере физика, слава богу, не имеет границ и национальности. Поэтому объединение - один из характерных признаков ХХ1 века.

 
 

Олег Сердобольский

Фото Юрия Белинского

 
 
01.09.2017
 
 
КАК ЖОРЕС ИВАНОВИЧ НАПУТСТВОВАЛ ЛИЦЕЙСКИХ НОВОБРАНЦЕВ
 

   

В канун нового учебного года шестеро юношей из разных городов страны провели целый час в общении с академиком Жоресом Ивановичем Алферовым. Это была встреча иногородних новобранцев Физико-технической школы с ректором Академического университета, который всегда с большим удовольствием беседует с молодежью. По такому случаю в Зале Учёного совета был накрыт чайный стол..

 
 

Для начала Жорес Иванович представился как ректор университета, подчеркнув, что одним из важных подразделений этого научно-учебного центра является Физико-техническая школа. Из ее стен в течение трех десятилетий вышли сотни профессионалов, нашедших свое место на передних рубежах науки. Два года назад в десятые классы ФТШ впервые были приняты иногородние школьники, которые обратили на себя внимание своей активностью и успехами в учебе. Трое из первого выпуска таких ребят, приехавших в Петербург издалека, в нынешнем году приняты в Академическом университете, где проходной балл - один из самых высоких в целом по стране. Все есть у лицеистов для полноценной учебы, кроме настоящего общежития, которое существует пока что в проекте. Ну а до его открытия лицей может принять только шесть иногородних ребят.

Во время чаепития ректор стал персонально знакомиться с каждым из вновь принятых в Лицей. Все ребята - призеры всероссийских олимпиад, что дало им право без экзаменов пополнить ряды лицеистов.

Среди новичков - два юноши из Казани, и по одному - из Сочи, Березников Пермского края, Козьмодемьянска (Республика Марий Эл). Шестым в этой компании оказался Сергей Бобров - парень из Сертолово Ленинградской области, который учился в обычной общеобразовательной школе и настолько преуспел в изучении математики, что стал призером олимпиады. А вот его ровесник Александр Калиничев - выпускник казанской школы "Солнце", что является не просто солнечным называнием, но и аббревиатурой из полного наименования этого заведения - Специализированный ОЛимпиадно-Научный ЦЕнтр.

Знакомясь с ребятами, Жорес Иванович интересовался, что еще их привлекает, кроме предмета, в изучении которого они уже достигли первых успехов. Физика он спросил, как тот относится к биологии, математика - любит ли он литературу? Очень оживился, когда один из ребят назвал своим любимым поэтом Иосифа Бродского. Академику тоже нравится Бродский. Но он признался, что два самых любимых его поэта - это Лермонтов и Маяковский.

 
 

Жорес Иванович посоветовал лицеистам больше интересоваться гуманитарными предметами - и литературой, и историей. По его мнению, в большинстве школ историю нередко переписывают в зависимости от конъюнктуры, "а вот у нас в Лицее историю не перевирают", - заверил ректор.

Потом зашел разговор о науке.

- Кого из физиков нашей страны вы бы поставили на первое место и за что? - спросил академик.

Кто-то назвал Иоффе, что очень понравилось Алферову, поскольку именно этот ученый в ХХ веке первым в стране понял значение физики для развития промышленности, новых технологий и был создателем в 1918 году первого отечественного физического института - ФизТеха, который носит сейчас его имя. Кто-то назвал Циолковского - и с такой кандидатурой при всем уважении к заслугам Константина Эдуардовича Алферов не мог согласиться, потому что не считает этого ученого физиком ("я не знаю открытий, которые сделал Циолковский"). Конечно, возникали в разговоре и другие великие имена - Эйнштейн, Курчатов, Ландау, Сахаров, Гинзбург... И каждый из них в комментариях Нобелевского лауреата возникал как яркая творческая личность. Наблюдая за тем, как общается Жорес Иванович с юными лицеистами, ощущалось, что они для него - не просто школьники, но и в какой-то степени - младшие коллеги, которые начинают так же, как и он после Великой Отечественной войны начинал свое восхождение к вершинам науки.

 
 

...Как пролетел этот час, никто и не заметил. Жореса Ивановича ждали другие неотложные дела и встречи.

- Я рад, что с вами познакомился, - сказал он под конец встречи. - Желаю вам больших успехов и думаю, что мы с вами будем встречаться много лет. - Сделал паузу и добавил. - Это я себе желаю долголетия, а в вас я уверен, что вы здесь - надолго.

 
 

Олег Сердобольский

Фото Юрия Белинского

 
 
29.08.2017
 
 
МИХАИЛ ИВАНОВ:
 

 

"ЕСТЬ НЕСКОЛЬКО ШКОЛ В РОССИИ, ИМЕНА КОТОРЫХ ГОВОРЯТ САМИ ЗА СЕБЯ. МЫ - ИЗ ИХ ЧИСЛА"

 

Цикл интервью, посвященных 30-летию Физико-технической школы, завершает встреча с директором ФТШ, заслуженным учителем России Михаилом Ивановым. Еще в советские времена он стоял у истоков этого образовательного проекта, который формировался в бурный период российской истории.

- МИХАИЛ ГЕОРГИЕВИЧ, В НЫНЕШНЕМ ГОДУ ОТМЕЧАЕТСЯ 200-ЛЕТИЕ ПЕРВОГО ВЫПУСКА ИМПЕРАТОРСКОГО ЦАРСКОСЕЛЬСКОГО ЛИЦЕЯ, ПРИЗНАННОГО ВЫДАЮЩИМСЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ЭКСПЕРИМЕНТОМ. У ВАШЕГО ЛИЦЕЯ - ТОЖЕ КРУГЛАЯ ДАТА: 30 ЛЕТ. И ОН ТОЖЕ ВОЗНИК КАК ЭКСПЕРИМЕНТ. НАСКОЛЬКО ОН БЫЛ ПРЕДСКАЗУЕМ И НАСКОЛЬКО НЕПРЕДСКАЗУЕМ В ВАШЕМ ВАРИАНТЕ?

- Хорошо помню тот момент, когда я поделился идеей создания такой школы со своим приятелем и коллегой по Физико-техническому институту имени Иоффе Игорем Меркуловым, тоже, как и я, выпускником 239-й школы. Это был 1983 год, и мне 37 лет было...

- ПУШКИНСКИЙ ВОЗРАСТ!

- Да, в пушкинском возрасте. Рифмы продолжаются... В те времена администрация Физтеха, директор Владимир Максимович Тучкевич и Жорес Иванович Алферов, неоднократно сетовали на то, что кадры, которые к нам приходят, они - "не те". Надо было что-то делать. Жорес Иванович организовал тогда свою базовую кафедру оптоэлектроники. Тут же возникла проблема студентов, приходящих на эту кафедру. Так и потянулась цепочка: сделали кафедру - дальше надо школу делать. Возникла идея линии непрерывного образования.

- ВЫ ТОГДА МОГЛИ УЖЕ ОПЕРЕТЬСЯ НА ЛИЧНЫЙ ОПЫТ?

- До Физтеха я несколько лет преподавал физику в 239-й школе, знал все ее плюсы, и минусы. Мысль о том, что можно было бы какую-то школу сделать, раз уж она нужна, сохранив плюсы и убрав минусы, была естественна. Поначалу это все было на уровне разговоров на кухне. А с какого-то момента мы с Игорем Меркуловым решились и пришли в дирекцию Физтеха со своим проектом. Мы понимали: чтобы пробить идею «правильной» школы, в которой детям хорошо и в которой учителя стремятся работать, а не бегут из нее, - чтобы это осуществить, надо "иметь крышу". Правда, тогда это так не называлось...

- ОБРАЗ "КРЫШИ" В РОССИЙСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ?

- Абсолютно... Мы это формулировали так: "обязательно нужно к кому-то прислониться". На выбор было у нас две серьезных организации: одна - КГБ и другая Академия наук СССР. Мы выбрали Академию наук ровно потому, что в этой организации у нас было больше знакомых. Тучкевич был членом президиума Академии, Алферов - академиком, а через какое-то время он стал директором Физтеха. Поэтому здесь у нас просто больше было связей. Ну и как-то привычнее в такой компании, можно сказать, приятнее...

- В ВАШЕМ ПРОЕКТЕ УЖЕ БЫЛА СФОРМУЛИРОВАНА КАКАЯ-ТО УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА?

- Мы наметили программу действий, которая должна была привести к открытию школы. Сформулировали обоснование для чего это нужно. Все бумаги в духе того времени начинались одинаково: "В соответствии с решениями такого-то съезда КПСС и постановлением Совмина о том-то сём-то …". Эти письма за подписью наших начальников были обращены не министру высшего или среднего образования, а в отделы ЦК КПСС или в Ленинградский обком партии - тем политическим фигурам, от которых, если получить отмашку ("Министру такому-то, разберитесь!"), тогда что-то пойдет.

- СРАБОТАЛО?

Не сразу, но сработало. Через три года...

- И ЧЕЙ АВТОГРАФ ОКАЗАЛСЯ РЕШАЮЩИМ?

- Тут дело не в персональном автографе. Сработало время. Дело в том, что в 1985 году кое-что поменялось. Ну, достаточно сказать, что Алферов стал одним из пяти членов бюро Ленинградского обкома партии. У него появились прямые контакты с секретарями ЦК по соответствующим направлениям. Чтобы как-то продвинуть дело, у нас даже возникла идея открыть академическое ПТУ. Только профессия «пэтэушника» будет связана с микроэлектроникой и с вычислительной техникой. Профтехучилища были тогда в большом фаворе, и наша инициатива оказалась очень в духе времени. Нас поддержали, предложили даже несколько вариантов - выбирайте здание, мы его освободим для вас. Мы ездили на черных машинах с телефоном, принадлежащих управлению ПТУ Ленинграда, смотрели варианты, расположение относительно Физтеха, относительно метро… И даже почти уже выбрали адрес в районе метро «Лесная». Но возникли финансовые осложнения. Формально, чтобы открыть наше ПТУ, не хватило около 500 тысяч рублей тех денег. И, наверное, нам повезло. Потому что если бы хватило, тогда в дальнейшем могло возникнуть больше проблем. Время бежало, и в 1986 году идея ПТУ уже стала неактуальной и ухнула куда-то в запас. Людей этого ведомства разогнали, деньги отобрали. Началась перестройка. С начала 1987 года мы возобновили работу на школьном направлении. Жорес Иванович (уже как директор Физтеха) сформулировал задачу: "Надо попытаться к сентябрю все сделать. Считайте, что деньги есть". И наконец, это случилось. В сентябре мы открыли первые два класса, набрав 60 человек.

- КАК НАБИРАЛИ ШКОЛЬНИКОВ?

- Поскольку времени практически не было, мы обратились во Дворец пионеров. Там были кружки физики и математики. Мы туда поехали с Рубеном Павловичем Сейсяном, заведующим лабораторией, в которой я работал в Физтехе. Выступили перед детьми и родителями. И они решили рискнуть. Два набранных класса получили помещения в 74-й школе Выборгского района на Болотной улице, тут недалеко... Часто вспоминается мне эпизод того первого дня. На первой перемене я подхожу к Валерию Адольфовичу Рыжику и говорю: "Ну, что, вроде поехало дело?". А он мне ответил: «Подождем до зарплаты". Ну, тем не менее, дело "поехало". А уже со следующего года появился у нас один этаж на улице Хлопина, 5, где мы прожили до 1999 года, пока это здание, где мы сейчас сидим, не выстроили.

- КАК ВЫ НАЗЫВАЛИСЬ ПЕРВОНАЧАЛЬНО?

- Вот видите - у меня в кабинете стоит старая табличка с названием: "Средняя экспериментальная базовая физико-техническая школа №566 при ФТИ имени А.Ф.Иоффе Академии наук СССР». Но между собой мы всегда называли нашу школу ФТШ.

- А СЛОВО "ЛИЦЕЙ" КОГДА ВОЗНИКЛО?

- Лицеи как учебные заведения появились уже в Российской Федерации. После 1992 года стало постепенно складываться такая система: лицеи - это главным образом физико-математические школы, гимназии, как правило, гуманитарные и языковые школы, а колледжи - это бывшие ПТУ. Такая возникла внутрироссийская терминология. Присвоение школе наименования "Лицей", сделанное в ответ на нашу заявку, обозначало некий рейтинг в табели о рангах. В какой-то момент учителям лицеев стали добавлять 15 процентов к зарплате.

- ИЗ ТЕХ ПЕРВЫХ ВЫПУСКОВ ШКОЛЫ МОЖНО ЛИ ВСПОМНИТЬ ТЕХ, КТО СОСТОЯЛСЯ КАК УЧЕНЫЙ?

- В академики пока никто не вышел. А доктора - да, много таких людей работает, прежде всего, в ФТИ. Лёня Голуб, Серёжа Тарасенко, Игорь Рожанский… Они докторские рано защитили, в тридцать с небольшим лет. Членкорром РАН стал Миша Глазов, закончивший школу в 99-м. Я думаю, что из первых выпусков физикой продолжают занимать процентов 10 наших воспитанников, не больше. Во многом это связано со сложной временнОй ситуацией - и социальной, и технической, в которой это все происходило. Поэтому довольно много народу ушло в программирование и здесь очень многого достигли. Есть люди, ушедшие в бизнес. Хотя олигархов из наших выпускников я не знаю....

- А ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПРИШЛИ СЮДА ПРЕПОДАВАТЬ?

- Да... И это - один из основных моментов, благодаря которому школа сохранилась на том уровне, на котором она была задумана.

- МЫ МОЖЕМ НАЗВАТЬ ЭТИХ ЛЮДЕЙ ПЕРСОНАЛЬНО?

- Константин Михайлович Столбов, заместитель директора. Он хороший математик, один из ключевых людей, который многое определяет в сегодняшней школе. Михаил Дворкин , замечательный программист, в свое время чемпион мира по программированию среди студентов. Он работает и в ФТШ, и в Академическом университете. Есть у нас такое кадровое пересечение, которое, собственно, и было задумано. Кузнецов Антон, заместитель директора Лицея по информатике. Он отвечает за всю информационную поддержку не только учебную, но и рабочую и является одним из очень заметных преподавателей Академического университета. Вера Лифшиц, преподаватель английского языка. Дмитрий Остряков, который руководит нашим интернатом, преподаватель астрономии. Юрий Серов, сотрудник нашей физической лаборатории. Никита Богословский, физик. Алексей Павлюченко, тоже физик. Елена Попова, преподаватель географии. Юлия Коберт, педагог нашего интернатского отделения и преподаватель экспериментальной химии. Алексей Гуревич, учитель информатики. Илья Барыгин , учитель физики и редкий человек: много лет был единственным нашим золотым медалистом. Обладатель серебряной медали Международной олимпиады по физике. Я про разные их регалии и степени почти не упоминаю. Но поверьте, их много. К этому добавлю выпускников 239-й школы, большинство которых у меня училось когда-то. Это - Андрей Михайлович Минарский и Александр Адольфович Американцев. Конечно, лучший вариант, когда в такой школе работает человек, который эту систему изнутри прошел. Хочу особо сказать о Якове Давидовиче Бирмане, который был первым директором школы. Ситуация была такая: первый год мы жили как бы без директора, потому что преподавателей было с гулькин нос. Я подписывал какие-то решения как ученый секретарь Совета школы. А со второго года по моему предложению Яков Давидович стал директором. Он тоже выпускник 239-й школы, преподаватель математики. До 2001 года Бирман был директором в очень сложных условиях становления школы, и я думаю, многие ученики и учителя ему очень благодарны за все то, что он сделал. Этого не следует забывать.

- ЧТО БЫ ВЫ МОГЛИ ОТНЕСТИ К ВАЖНЕЙШИМ ДОСТИЖЕНИЯМ ЛИЦЕЯ ЗА ВСЕ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ, ЧТО СОСТАВЛЯЕТ ЛИЦО ВАШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ?

- Одновременно с нами или чуть позже возникло немало интересных школ. Но мало кто из них выжил. Поэтому момент общепризнанный - это то, что мы на ровном месте собрали людей и то, что за 30 лет всё это не развалилось. Думаю, причина в том, что мы выбрали довольно удачную модель: совмещение в преподавательской коллективе учителей-профессионалов и исследователей-профессионалов, которые являются совместителями. Смесь получилась, отчасти гремучая, как всякая смесь, но мне кажется, что это был правильный ход. А еще мы первоначально придерживались зависимости школы от Физтеха. Даже девиз такой был: что хорошо для Физтеха, то хорошо для ФТШ. Когда мы начинали, лучшие физические институты по своему духу были ориентиром для нас. Думаю, отчасти нам удалось воспроизвести этот «академический садик» и даже культивировать здесь и сейчас. Формальное признание школы тоже существует. Скажем, время от времени организуются большие конференции школ со всего мира - от Австралии до Аляски. И в число примерно сорока приглашенных неизменно входит ФТШ. Пара школ от страны – не больше! А в конце 90-х нас пригласили представлять Россию в Европейском молодежном парламенте. Значит, что-то во всём этом есть. Мы - "отцы- основатели" - выходцы из науки, а в науке международное сотрудничество не является чем-то особенным. Мы довольно рано этим озаботились, и у нас хорошая международная репутация.

- БЫЛИ ЛИ ДО ВАС В ГОРОДЕ ЦЕНТРЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ?

- Не было... По математике был и есть. По информатике был и тоже есть. Даже по астрономии был. А вот по физике - с 2001 года - первыми оказались мы. У нас проходят олимпиады и тренируются сборные команды. Мы – законодатели образования в это области, потому что с рождения живем вплотную к реальной науке. На сегодняшний день порядка сотни наших выпускников работают в Физтехе – лучшем месте для занятий физикой в мире. Ну, может быть есть ещё несколько подобных мест.. Но в институте Иоффе уже есть «наша диаспора". И это весомо. Есть и еще один любопытный показатель уровня школы. Я знаю несколько крупных фирм в Питере, в Москве, в Калифорнии, в Бостоне, где, если в послужном листе человек указывает, что он закончил ФТШ, то очень часто дальнейшие испытания прекращаются. Есть несколько школ в России, имена которых говорят сами за себя. Мы - из их числа. Думаю, в смысле репутации мы входим в top-ten» - российскую десятку, а может и в мировую: не вижу причины туда не войти! Впрочем, что-то я расхвастался. Видимо, завтра возникнут какие-то проблемы, которых я недоучел.

- ЕСТЬ ЛИ У ВАС НАГРАДЫ ЗА УСПЕХИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ?

- Конечно... Хотя, честно говоря, я не помню, как они называются. Впрочем… Был такой фонд "Династия" – фонд Дмитрия Борисовича Зимина. По некоторым причинам он, к сожалению, закрылся. Этот фонд проводил различные образовательные конкурсы, в том числе наиболее почетный под названием "За выдающиеся достижения в преподавании" - отдельно по физике, математике, химии и информатике. Это была – почти без преувеличения - такая педагогическая "нобелевка", по крайней мере на территории России.. И четверо наших учителей - это больше, чем из какой-либо другой школы - стали обладателями этой награды. Я честно думаю, что мы - редкая школа. Потому что приблизительно с 90-х годов и до наших дней никто не был в своей работе так свободен, как мы. По крайней мере, государственные школы с бюджетным финансированием.

- ВЫ КАК-ТО СКАЗАЛИ, ЧТО ПОЧИВАТЬ НА ЛАВРАХ - ДЕЛО НЕ ОЧЕНЬ ПЕРСПЕКТИВНОЕ....

- ...Абсолютно бесперспективное..

- ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ЛИЦЕЕ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ, ЧТО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, НАДО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ЕЩЕ БОЛЕЕ УБЕДИТЕЛЬНО ПРОДОЛЖАТЬ СВОЮ ИСТОРИЮ?

- Я недавно набросал список - два десятка пунктов - что хотелось бы сделать, но пока это для самого себя. Чтобы не смешить бога, не буду расшифровывать эти записи, хорошо? Скажу только, что наверно стоит слегка изменить структуру классов.

- А НАБОР ШКОЛЬНИКОВ ИЗ ДРУГИХ ГОРОДОВ - ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ СТАБИЛИЗИРУЕТСЯ ИЛИ РАСШИРИТСЯ?

- Тут многое упирается в наличие помещений. Сейчас иногородние ученики живут в гостинице Академического университета. Но гостиница должна быть гостиницей, а интернат - интернатом. Появится ли он и когда, сложно сказать. Пока мы имеем возможность принимать шесть человек ежегодно.

- И ПРАКТИКА ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ЭТО ХОРОШЕЕ ПОПОЛНЕНИЕ?

- Практика показала, что школа не должна быть слишком большой и слишком маленькой. Мне кажется, что те 200 человек, которые у нас сейчас учатся, это почти оптимально. Тут мы, можно сказать, угадали. А небольшой «интернатский десант» пока, на наш взгляд, очень хорош и более чем оправдан.

-КАК ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ОТПРАЗДНОВАТЬ 30-ЛЕТИЕ ЛИЦЕЯ?

- С одной стороны, хочется это сделать без лишней помпы, а с другой - это повод что-то просуммировать, подсчитать и сделать вывод. Кого-то пригласить, кого давно не видел, кто раньше у нас работал. У всякой организации друзья есть, которые в разных ситуациях помогали. Приятно будет увидеться, что-то вспомнить. Думаю, тридцать лет для организации - это солидная дата.

- ЕСТЬ ЛИ У ВАШЕЙ ШКОЛЫ ДЕВИЗ, КОТОРЫЙ ОФОРМИЛСЯ С ГОДАМИ?

- Есть формулировка нашей цели - "ВОСПИТАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ". Ну, разумеется, это формула, которая требует понимания всех величин, которые в неё входят.

- СУММИРУЯ ВСЕ СКАЗАННОЕ, КАК БЫ ВЫ КОРОТКО ОХАРАКТЕРИЗОВАЛИ - ЧТО ТАКОЕ ФТШ?

- Как точно сказала одна восьмиклассница, "ФТШ - это нормальная школа, какой она должна быть". Так ли это? Честно говоря, я слишком долго здесь работаю, чтобы быть объективным.

 
 

Олег Сердобольский

Фото Юрия Белинского

 
 
21.08.2017
 
 
Встреча администрации университета с представителями

ПАО "Газпром-нефть".

 

 

На прошлой неделе состоялась встреча администрации университета с представителями руководства ПАО "Газпром-нефть". В процессе беседы была достигнута договоренность о разработке дорожной карты дальнейшего сотрудничества в сфере научных исследований в области нанобиотехнологий и возобновляемых источников энергии.

 
 
 
01.08.2017

Лицеист Станислав Крымский завоевал на Международной олимпиаде по физике в Индонезии золотую медаль. Она стала первой наградой учащегося из  Санкт-Петербурга на подобном конкурсе за последние девять лет. Вся же команда из России отличилась своим лучшим выступлением за последние годы и привезла пять золотых медалей.


  Станислав затруднился ответить на вопрос о количестве наград, завоёванных им на поединках за последние годы, на международных эта, пожалуй пятая, а остальные даже не считал.  Сама же олимпиада, которая проходила в городе Джокьякарта, расположенном в 400 с лишним километрах от столицы государства - Джакарты, была организована не лучшим образом. Многочисленные накладки, перенос времени. Всё это, разумеется, не способствовало нормальной атмосфере, а, наоборот, создавало нервозность. Но владение собой и блестящее решение заданий принесло юноше победу.


  Станиславу Крымскому повезло, что попал в Лицей «Физико-техническая школа». Ведь очутиться среди единомышленников и прекрасных педагогов - это один из залогов успешного будущего. Он благодарен своим учителям по лицею, а особенно преподавателю физики Андрею Михайловичу Минарскому. Уйти в науку Стас решил ещё с детства. Ведь его родители закончили ФТШ. И в будущем сегодняшнему лауреату предстоит решать очень серьёзные задачи в одной из областей науки. Но это ещё впереди, а после окончания Лицея желал бы поступить в Академический университет, где продолжит брать высоты уже на более высокой ступени.
  - С физикой я на «ты», - не столь уж высокопарно, как может показаться на первый взгляд. Ведь, как говорят педагоги, имя этого лицеиста надо запомнить. А это уже немало.

Автор материала Юрий Белинский.

28.07.2017

ТАТЬЯНА ДОЛИНИНА: "ОНА ЖИВАЯ И ВСЕ ВРЕМЯ МЕНЯЕТСЯ"

Учитель биологии Татьяна Константиновна Долинина три десятилетия назад стояла у истоков ФТШ, войдя в команду энтузиастов нового начинания. И хотя она давно уже не работает в Лицее, но до сих пор связана с ним дружескими узами и обязательно будет в числе самых дорогих гостей на празднике, где коллектив отметит свой юбилей.

- ТАТЬЯНА КОНСТАНТИНОВНА, ВЫ БЫЛИ В ЧИСЛЕ ПЕРВЫХ УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ. ЧТО ПОБУДИЛО ВАС ПРИНЯТЬ ЭТО ПРИГЛАШЕНИЕ?
- С 1975 года я работала в разных школах. И наступил момент, когда советская школа с ее абсолютной фальшью и бесконечной отчетностью надоела мне хуже горькой редьки. И поскольку репетиторство стало меня очень хорошо кормить, то я послала школу подальше и дала себе клятву, что никогда больше сюда не вернусь. Между тем наступил 1987 год, началась перестройка. Время было чрезвычайно интересное, хотя никто не мог понять куда это все повернет и что будет. И в это время мне стали раздаваться телефонные звонки от разных знакомых - из Физтеха, из Зоологического института... Все они обращались ко мне с одним вопросом: не хочу ли я поработать в школе, которой еще нет. Там ищут хорошего биолога. Я твердо всем отвечала: нет, нет и нет. Но такая настойчивость меня удивила. Четвертым позвонил незнакомый мне Иванов и тоже - с таким же предложением. Я снова стала отказываться. Но Иванов мне сказал, что новая школа не будет подчиняться никакому РОНО и что там можно сделать свою авторскую программу. В конце концов он меня уговорил по крайней мере прийти на организационное собрание. И первый, кого я здесь увидела, был Дмитрий Всеволодович Фредерикс, которого я знала по репетиторским делам и чрезвычайно уважала. "Дмитрий Всеволодович, а вы что здесь делаете?" - удивилась я. На что он хитро улыбнулся и сказал: "Танечка Константиновна, я, собственно, здесь собираюсь преподавать". Ну, раз такой человек этим заинтересовался, решила я, то стоит подумать. Потом я стала рассматривать других людей. Там были Иванов, будущий директор Бирман, несколько молодых ребят и очень симпатичная молодая дама в больших очках. Я решила, что она скорей всего преподает литературу. Так и оказалось. Это была, светлая ей память, Людмила Семеновна Левитас, которая первые полтора года преподавала у нас литературу и делала это превосходно. Мне всегда очень важно, кто преподает литературу и историю. Потому что можно набрать прекрасных физиков и математиков, но общую культуру дают не только естественные и точные науки, в том числе биология, но и литература и история. И как-то они ужасно мне все понравились, понимаете?..
- ПОНИМАЮ...


- И поэтому несмотря на абсолютно копеечную зарплату я согласилась на эту авантюру. У нас поначалу не было даже своего здания. Мы в чужой школе жили, где нам отвели класс. А потом приходилось детишек провожать, потому что остальная школьная публика к этим умникам, мягко говоря, не слишком хорошо относилась. И мы провожали ребят до трамвайной остановки, чтобы их никто не побил. Это был первый год ужасный...
- И ЧТО ЖЕ ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ПОМОГЛО ВАМ ВЫСТОЯТЬ?
- Мне было страшно любопытно. И не только мне, но и всем нам интересно было этим заниматься. Причем к нам действительно никто не приставал. Была договоренность  директора Физтеха Жореса Ивановича Алферова, что ни с какими проверками к нам приходить не будут. Нам разрешили делать все что угодно, преподавать то, что мы считали важным и нужным. У меня была своя программа. Я знала, как, с моей точки зрения, преподавать биологию. Кстати, примерно такую же программу потом ввели и в других школах, с приближением к тому, что мы придумали.


- ЧТО ЗА РЕБЯТА БЫЛИ В ВАШЕМ ПЕРВОМ НАБОРЕ?
- Там было два типа учеников - дети физиков из академических институтов и ребята из кружка Дворца пионеров.  Родители у них могли быть кто угодно, но во Дворце был хороший кружок физики и математики.  Первый набор был довольно случайный, в основном через олимпиады, через кружки. А дальше уже конкурс пошел.
- В ЧЕМ СОСТОЯЛО ГЛАВНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ РАБОТЫ В ЛИЦЕЕ?
- Я наслаждалась атмосферой. Это действительно было редкое удовольствия - работать среди такого уровня преподавателей. Через год у нас появились Валерий Адольфович  Рыжик, Володя Воловик, с которым мы были хорошо знакомы еще с давних времен, когда были молодыми учителями. А Рыжика я не знала, зато он прекрасно знал мою маму. В общем, оказались, что все как-то друг друга знали. Это был очень хороший подбор ленинградской интеллигенции. Такого ни в одной школе не было, честно скажу. И поэтому дети, сами того не понимая, получили огромный заряд питерской интеллигентности и соответствующего воспитания. Осознали они это значительно позже. Кому-то из них это сильно помогло в жизни, кому-то меньше, но в результате никто из них не пропал. Эти первые выпуски до сих пор тесно общаются.


- И ВЫ ТОЖЕ С НИМИ ОБЩАЕТЕСЬ?
- Общаюсь и радуюсь. Вот только что приехала из Израиля, где в бассейне Техниона купалась с одной из бывших девочек своего выпускного класса - с Танечкой Бланк. Она физик, в Технионе работает. Или вот  Игорь Горный из первого выпуска, он живет в Германии, физик превосходный. Когда приезжает, обязательно сюда приходит. А я помню, смешной был мальчишка, очень маленький, худенький и высокомерный. Потом стало понятно, что это у него такая самозащита, потому что он года на полтора был всех моложе. Он был вундеркинд. Видимо, в обычной школе его немножко травили. А здесь  была совсем другая атмосфера. В первые годы, когда мы прием проводили, часто нам встречались талантливые, но затюканные дети. Они были слишком умными для того, чтобы подчиняться обычной советской практике. А у нас они расцветали. Это было очень важно, кем бы они ни стали - математиками, физиками... Физиков много отличных, но есть и биофизики. У меня в первом воспитательском классе была Маша Шеремет, она сейчас работает в Штатах, стала прекрасным биофизиком.  Я горжусь!.. С другой стороны,  есть человек, который прекрасно работает в туристическом бизнесе. Вы же понимаете, они заканчивали в 1989-м, а потом началась перестройка и полное крушение Советского Союза. Кто-то из них занялся бизнесом и причем удачно занялся, потому что у них головы были на место поставлены. Очень много уехало... И я могу их понять. Они должны были, отучившись, реализоваться, делать карьеру. А в период 90-х заниматься наукой у нас было достаточно сложно. Со многими мы переписываемся, где-то встречаемся.


- ВСЕ ОНИ СОСТОЯЛИСЬ?
- Почти все...
- СКОЛЬКО ЖЕ ВЫ ТАМ ПРОРАБОТАЛИ?
- Лет пять. Ушла я по двум причинам. Во-первых, год болела, пережила операцию. А потом мне стало интересно чем занимается мой муж, который был до того прекрасным математиком, а тут занялся каким-то странным бизнесом под названием "страхование", про который мы ничего не знали. Муж открыл страховую компанию, и я стала помогать ему,  получила даже второе высшее образование по этой части, что мне, кстати, много дало. Я понимаю как работает экономика. И отработала я почти двадцать лет в страховании. Ну а сейчас продолжаю репетиторствовать, потому что биология все равно интересна.
- И ДО СИХ ПОР ВЫ СВЯЗАНЫ ДУШЕВНО И ДРУЖЕСКИ С ЛИЦЕЕМ?
- Да...Потому что это лучшее учебное заведение, в котором я работала. Мне было всегда интересно что с ними происходит. Понимаете, часто появляется хорошая школа, работает лет десять, а потом что-то происходит с основателями - и она сдувается. Это я наблюдала много раз, работая в школьной системе. А ФТШ менялась, но оставалась очень интересной. Кроме того там работают люди, с которыми я продолжаю общаться. А поскольку я с ними в дружеских отношениях, то они мне рассказывают что там происходит. Постепенно туда стали поступать дети моих друзей. Очень интересно наблюдать...
- ЧТО БЫ ВЫ ПОЖЕЛАЛИ ШКОЛЕ?
- Я пожелала бы школе меняться...
- ...О ЧЕМ И МИХАИЛ ГЕОРГИЕВИЧ ИВАНОВ ВСЕ ВРЕМЯ ГОВОРИТ.
- Да, Михаил Георгиевич умный человек. И очень хороший директор. Именно потому, что тихий, спокойный, не орет. Какое-то время меня это даже удивляло. Я говорила: "Миша, ну, давайте попиарим школу. Я умею это делать".  Я уже была пиар-директором страховой компании. Он говорил: "А зачем? Конкурс - 4-5 человек на место, а то и больше... Кому надо, тот знает".  И я думаю, что он прав.


- КАК, ПО ВАШИМ НАБЛЮДЕНИЯМ, ПОСЛАВЛЕНО СЕЙЧАС В ЛИЦЕЕ ПРЕПОДАВАНИЕ БИОЛОГИИ?
- У них очень хороший уровень. Там прекрасные преподаватели, одна из них вообще моя ближайшая подруга с первого курса - Людмила Ивановна Амосова. Организуются специальные занятия во внеурочное время, где они готовят конкретно к ЕГЭ по биологии. Они молодцы. Даже иногда с перебором. Я говорю: куда вы столько даете! А они объясняют: если умные дети, то они все очень хорошо воспринимают, соединяют биологию с другими науками.
- ТАК И ЖОРЕС ИВАНОВИЧ СЕЙЧАС БОЛЬШЕ НА БИЛОГИЮ СТАЛ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЯ.
- Все правильно!.. У него в Научно-образовательном центре очень хорошо развиты биологические лаборатории. Алферов еще лет десять назад сказал, что если бы он начал заниматься наукой сейчас, то ушел бы в биологию. И его можно понять. Когда он начинал, физика была королевой наук. А потом-то стала биология. От того, что происходит сейчас в биологии, у меня дух захватывает. Я читаю очень много и стараюсь быть в курсе новостей, хотя далеко не все воспринимаю просто. Биологи нынешние должны иметь очень высокий уровень фундаментальный - в физике, математике, вплоть до лингвистики. Когда-то, в начале 70-х, мы с моим отцом-лингвистом обсуждали проблемы того, что теперь называется биоинформатика. Нам казалось, что должны быть какие-то общие законы у биологической информации и у лингвистики. И это оказалось именно так. Когда лет пять назад, незадолго до смерти отца, я рассказала ему, что мы были правы в своих прогнозах, он  обрадовался: "Ну, так мы с тобой были умные".


- БЫВАЕТЕ СЕЙЧАС В ШКОЛЕ?
- Прихожу на лицейские праздники. Школа очень интересная. Кроме всего прочего, есть какое-то братство в ФТШ. Мне чрезвычайно нравится, что она - живая и все время меняются. Здесь постоянно что-то придумывают, проводят какие-то факультативы, лекции. Я Иванову в шутку говорю: "Миша, давай я у вас какие-нибудь лекции почитаю, что ли". У него мгновенная реакция: "Давай!".
- ТАК ЧТО, ПРОЧТЕТЕ?
- Может быть... Почему нет?

Беседовал Олег Сердобольский
Фото Юрия Белинского

 

28.07.2017

А СХВАТКИ ЗДЕСЬ - ФИЗБОЕВЫЕ!..

Учеба, похожая на увлекательную игру, и игра, незаметно перетекающая в учебу, лежат в основе программы Летней физической школы (ЛФШ), которая открылась в июле под Петербургом, в районе станции Лемболово, по инициативе Академического университета.
В погожий субботний день мы приобщились к жизни этого учебного заведения, занимающего один из корпусов бывшего пионерлагеря "Пионер", где отдыхали дети работников Ленинградского металлического завода.
Территория лагеря с памятником Ленину на центральной площадке сохранила черты ушедшей эпохи. И девиз вождя пролетариата "Учиться, учиться и учиться!" оказался вполне подходящим для 87-ми юных физиков, приехавших сюда на три недели для пополнения своего учебного багажа по любимому предмету. Это ученики восьмых-одиннадцатых классов, распределенных по возрасту на четыре группы. Занимаются с ними восемнадцать учителей, что дает возможность обратить внимание на индивидуальность каждого ученика, составив представление о его потенциале.

 

КАК ВЗВЕСИТЬ СИЛУ ПРИТЯЖЕНИЯ?

Один из группы учителей - сам в недавнем прошлом школьник, а ныне студент матмеха Санкт-Петербургского государственного университета Антон Терехов. В день нашего знакомства он проводил с группой десятиклассников лабораторную работу, на которую было отведено пять часов.
- Сегодня у нас экспериментальный день, - рассказал Антон. - Одной группе с помощью линейки нужно посчитать коэффициент трения между бруском и столом. А второй, пользуясь весами, - померить зависимость силы притяжения магнитов от расстояния.
- И как будут оцениваться результаты?
- По каждому эксперименту мы делаем "разбалловку" - за что можно получить какие-то баллы. Можно получить баллы как за какие-то хитрости в методе, которые помогают улучшить результат, так и за правильное вычисление учета погрешности.
Таким образом, самый высокий балл получит тот, кто придумает наиболее эффективный способ измерения, гарантирующий высокую точность.


По всему видно, что ребята увлечены поставленной задачей, и можно ожидать хороших результатов, если учесть, что в этой группе занимаются учащиеся из ФТШ и школы, которую среди своих называют "Два-Три-Девять". Воспитанники этих двух учебных заведений составляют основу Летней физической школы.
Впрочем, учатся здесь и дети из Москвы, Сочи, Ульяновска, Сарова, Нижнего Новгорода, Перми, специально приехавшие на эти занятия в разгар каникул. Информацию о школе они нашли в Интернете и не упустили возможности приехать сюда.
Как рассказал преподаватель физики ФТШ Илья Барыгин, "цель, которую мы преследуем, организуя эту школу, - во первых, еще больше заинтересовать ребят физикой, а во-вторых, для тех, которые уже серьезно интересуется физикой, - повысить их уровень". Школа очень помогает тем, кто готовится к олимпиадам.
Помимо багажа, накопленного в течение учебного года, они могут получить здесь дополнительные знания и развить свои навыки. Здесь в режиме совмещения приятного с полезным у детей закладывается база, которая помогает им уверенней чувствовать себя в дальнейшем изучении физики.


- И вообще, ребята имеют возможность пообщаться со своими сверстниками, с теми, кто имеет сходные интересы. Многие уезжают отсюда с новыми друзьями, - делится своими наблюдениями Илья.
- А что нужно, чтобы попасть к вам в школу?
-  В апреле мы проводим отбор. От него освобождены призеры олимпиад по физике. А кто особых успехов не имеет, для них мы  в Лицее проводим проверку уровня их знаний. У нас это называется вступительная работа. Ребята приходят, мы им даем список задач, они решают. В этом году у нас был небольшой конкурс.

ВСТРЕЧА С "ВЕТЕРАНОМ"

Хотя численность каждой группы в школе не превышает десяти человек, на уроке у кандидата физико-математических наук Игоря Шендеровича в тот день собралось детей вдвое больше. У него была общая обзорная лекция, после которой мы присели на лавочку около учебного корпуса для небольшого интервью.
Каково же было мое удивление, когда я узнал от моего собеседника, что он, несмотря на молодость, уже семнадцать лет связан с Летней физической школой!


- Игорь, когда же вы успели стать "ветераном"? - поинтересовался я.
- С 2000 года я ездил сюда сначала школьником. Мне тут очень понравилось. Школу закончил - стал ездить преподавателем.
- Отпускная пора, могли бы после событийного года отдохнуть. Чем вам интересна летняя школа? Что это такое для вас?
- Здесь действительно большая нагрузка. У каждого преподавателя в день примерно - шесть часов занятий, не считая всякой другой нагрузки помимо уроков, потому что дети ведь не могут быть совсем сами по себе. Но здесь после учебного года я все-таки отдыхаю в значительной степени, потому что здесь другой формат. Можно выйти на улицу, поиграть во что-нибудь с детьми... Программа значительно повернута в сторону отдыха. Ну и потом это хороший способ в такой неформальной обстановке привлечь ребят в кружки. Показать им, что бывает физика не только такая... скучная, формальная, на уроке, что вообще-то с преподавателями можно общаться и на волейбольной площадке, и на футбольном поле, и играть с ними в какие-то интеллектуальные игры. Детей это сильно стимулирует и ходить в кружки, и продолжать заниматься физикой.


- Вы занимаетесь здесь с девятиклассниками. Специально выбрали ребят, которые стоят на пороге интереса к науке?
- Не то чтобы их выбирал. Просто в прошлом году они у меня были восьмиклассниками. В этом году - подросли. В следующем году, надеюсь, тоже поеду с ними. Мне интересно наблюдать, как они растут. Многих из них я еще и в кружке наблюдаю раз в неделю в течение года. Кто хорошо выступил в кружке, едет в летнюю школу, а те кто хорошо выступил в летней школе, приглашаются на кружок.
- Что происходит по итогам этих трехнедельных занятий?


- Мы выделяем самых успешных. Рейтинги, как вы видели, все открыты. Есть Экран задач. И дети сами видят, кто сколько решил задач, кто сколько выступил. Под конец смены мы награждаем отличившихся в разных номинациях. Награда - значки... Можно за смену собрать порядка десяти значков разных... Самым отличившимся вручаем футболки с нашим логотипом.
- У ваш в ЛФШ много ребят из 239-й школы. А вообще с этой школой какие у вас отношения? Вы - соперники или партнеры?
- Отношения у нас очень хорошие... В соседнем корпусе живут ребята из этой школы, которые робототехникой занимаются. И у нас примерно половина ребят из этой школы. Мы очень признательны директору 239-й Максиму Яковлевичу Пратусевичу за то, что он посоветовал нам это место и помог нам организационно.

ПОСВЯЩЕНИЕ В ФИЗИКИ

- Игорь, в вашем расписании встречается много интересных названий, которые хотелось бы расшифровать. Ну, например, что такое "Посвящение"?


- Это самая старая традиция Летней школы - посвящение в физики. Связано это с выполнением каких-то физических конкурсов - экспериментальных скорее. Вы должны из оборудования, которое вам предлагают, продемонстрировать какой-то эффект или сделать что-то что от вас требуют. Если вы правильно прошли все десять конкурсов, то вас посвящают в физики.
- И?..
- Выдают значок ЛФШ... И год там стоит. Каждый может вспомнить, в каком году он был посвящен.
- Какой год стоит на вашем значке?
- Когда я был школьником, значков еще не было.
- Но в физики вас посвятили?
- Да, я очень хорошо помню как это было... Более того, к нам иногда приезжают гости - мои коллеги преподаватели или научные сотрудники из ФТИ, еще откуда-нибудь. И если они приезжают во время посвящения, мы их тоже посвящаем в физики.
- И как они проходят этот ритуал?
- Вообще-то эти конкурсы достаточно сложные. То, что очевидно и доступно школьникам 8-го класса, для кандидатов наук и докторов может быть не так просто. И случаются довольно забавные ситуации.

ФИЗБОЙ И ФИЗХОККЕЙ

Еще два названия, загадочных для непосвященного, расшифровал Игорь Шендерович.
- Что такое "ФизБой"?
- Может показаться, что это какая-то драка, но это, конечно, не так. В действительности это одно из центральных мероприятий школы, когда ребята разбиваются на команды и соревнуются в решении физических задач. Мы даем на их решение полдня. Они разбредаются по лагерю, делают все самостоятельно, а в четыре часа дня мы их собираем, и они начинают - команда против команды - рассказывать решения. Одна команда стремится "завалить" решение другой. Соревнование получается достаточно зрелищное и интригующее, потому что до самого последнего момента непонятно, кто победит. В принципе они могут так сидеть и до 11-ти вечера. Такие были у нас моменты. Два дня идут у нас ФизБои, и это важное событие в жизни Летней школы, потому что мы наблюдает действительно командную работу, коллективное решение задач. Они по сложности бывают даже сильно выходящие за рамки школьной программы. Мы стимулируем детей, чтобы они что-то новое узнавали.  Ну и потом все действительно зависит оттого насколько все в команде друг друга чувствуют и понимают, насколько у одного хорошее решение, а у другого, может быть, не очень хорошее. Это важно.


- А как у вас играют в "ФизХоккей"?
- Эта игра появилась у нас лет пять назад. И она тоже командная. Каждая команда выставляет защитника, вратаря, нападающих, и они этими командами соревнуются в решении физических задач, но простых. Тут главное аккуратность, умение хорошо считать. Все задачи примерно на 3-4 минуты.
- Что-то вроде блиц-шахмат?
- Да... Чем-то похоже на блиц, только по правилам хоккея. Если нападающий правильно решит задачу, то дальше он уже соревнуется с вратарем...

За время нашего знакомства с жизнью Летней физической школы произошло много маленьких событий. Участники эксперимента составили таблицу зависимости силы притяжения магнитов от расстояния. Два мальчика из Ульяновска во время перемены размялись на перекладине. Лидер по "звездочкам" из 9-го класса получил еще одну звездочку на Экране задач за оригинальное решение.. А работники лагеря на наших глазах приладили к стене корпуса табличку "Пионерский проспект, 2". И это вселило надежду на то, что воспитанники Летней физической школы, возмужав, смогут стать пионерами новых направлений в науке.

Олег Сердобольский
Фоторепортаж Юрия Белинского--0

 

13.07.2017

Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия и

Томский политехнический университет, Томск, Россия

по итогам международной конференции

«Актуальные проблемы и перспективы машиностроения»

формируют спец. выпуск журнала индексируемого WebofScience




Приглашаем Вас опубликовать свои работы в данном номере журнала. Для публикации Вам необходимо отправить оформленную статью и сопроводительные данные по адресу aime.tpu@mail.ru

Подробная информация доступна на сайтеhttp://portal.tpu.ru/science/konf/meacsX

Ожурнале:

Журнал Advances in Engineering Research,индексируемыйбазой Web of Science. Информация о журнале выложена на сайте конференции и доступна по ссылке http://portal.tpu.ru/science/konf/meacsX/About%20Journal

Сроки:

Прием статей до 25 июля 2017 года. При подаче 2-х и более статей срок приема может быть продлен

Организационный взнос:

Журнал индексируемый базой WebofScience10800 руб.

Банковские реквизиты для оплаты будут высланы авторам принятых статей по электронной почте вместе с подтверждением о принятии статьи.

Тематики статей:

1 - авиационно-космическая техника

2 - гражданское строительство (строительное дело)

3 - химическое машиностроение

4 - электротехника

5 - финансовый инжиниринг (разработка новых финансовых инструментов и методов финансирования, а также творческий поиск новых подходов к решению проблем в области финансов)

6 - организация производства (промышленная техника, промышленное проектирование)

7 - проработка материальных потоков

8 - машиностроение

9 - нанотехнологии

10 - нефтепромысловое дело

Полный список секций доступен на сайте http://portal.tpu.ru/science/konf/meacsX

Требования к оформлению и написанию статей

Шаблоны оформления доступны по ссылке: http://portal.tpu.ru/science/konf/meacsX/temlates 
Конференции WoS по другим тематикам:

http://portal.tpu.ru/science/konf/ttiess 
http://picvolsu.wixsite.com/conferences/conf-2017

Контакты: E-mail: aime.tpu@mail.ru

30.06.2017
 
 
ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ -

С ЖОРЕСОМ ИВАНОВИЧЕМ

 

 

Приглашение на чаепитие с академиком Жоресом Ивановичем Алферовым стало 28 июня еще одним подарком и приятным сюрпризом для шестерых выпускников Физико-технической школы, которые два года назад были приняты в это учебное заведение, приехав в Петербург из других городов. И вот пролетели школьные годы, ребятам вручены аттестаты ФТШ. Этот "иногородний эксперимент", по мнению педагогов, оказался вполне успешным и положил начало новой традиции - приему в Лицей одаренных детей из разных регионов России.

 
 

Среди этих первых - двое юношей из Краснодара, по одному из Братска, Липецка, Симферополя и города Сланцы Ленинградской области. Четверым из этой шестерки накануне были вручены губернаторские награды - почетные знаки Правительства Санкт-Петербурга "За особые успехи в обучении".

- Молодцы, гиганты! - приветствовал ребят Жорес Иванович. - А какие у вас планы?

- Отдохнуть, - ответили "гиганты".

- Ну, в вашем возрасте можно и не отдыхать, - заметил Алферов, вспомнив свои молодые годы.

Трое ребят из великолепной шестерки по результатам ЕГЭ уже могут считать себя студентами Академического университета, где в этом году - очень высокий проходной балл. К сожалению, трем их товарищам баллов не хватило. Комментируя эту ситуацию, директор Лицея Михаил Георгиевич Иванов, высказал мнение, что в данном случае экзамен оказался "не тождествен знаниям".

 
 

Досадный недобор баллов огорчил Жореса Ивановича, который хотел бы видеть среди студентов Академического университета всех шестерых. Он даже посоветовал тем, кто собирается поступать в Горный, ИТМО и Государственный университет, все же, пользуясь такой возможностью, подать документы и в Академический университет. Почему бы не предпринять такую попытку!

 
 

Это была очень теплая, задушевная и сердечная встреча, продолжавшаяся более полутора часов. Жорес Иванович с удовольствием вспоминал свою молодость, рассказывал о сотрудничестве с зарубежными коллегами, о том, как в одном из направлений удалось "надрать американцев", о нынешней не очень благополучной ситуации с наукой стране. Посоветовал молодым: "Читайте нобелевские лекции. Вы вникнете в суть проблем и получите массу знаний. Это образование замечательное".

В заключение он сказал, что наука - это дело молодых, потому что именно молодые годы являются самыми плодотворными для достижения высоких результатов.

-Да, это дело молодых, но чрезвычайно важно, чтобы это было востребовано, - заключил ученый и добавил. - Я от души желаю вам успехов . Я буду следить за вами, обязательно!..

 
 

В память об этой встрече все лицеисты получили в подарок книгу "Наука и общество", в которой собраны воспоминания, интервью и публичные выступления Жореса Ивановича. В каждом именном экземпляре - теплый автограф Нобелевского лауреата.

 Много у этих ребят будет в жизни встреч, чаепитий, разговоров о профессии. Но эта, в начале их взрослой жизни, не забудется, наверное, никогда.

 

Олег Сердобольский

Фото Юрия Белинского

 
 
29.06.2017
 
 
ЖОРЕС АЛФЕРОВ:
 

 

"НАШ ЛИЦЕЙ - ЭТО ВО!"

 

Слово "СПАСИБО", сложенное из фамилий лицейских учителей, засветилось на большом экране Актового зала Академического университета, как своего рода эпиграф к традиционному празднику вручения аттестатов выпускникам Физико-технической школы. Классные руководители трех выпускных классов не остались в долгу и показали видеофильм о том, как они творили ответное послание, создав из шестидесяти трех фамилий своих питомцев слово "ПОЖАЛУЙСТА".

 
 

В такой непринужденной тональности проходил весь этот красивый вечер, даже несмотря на то, что в него вошла и несколько бюрократическая процедура: всем выпускникам после получения аттестата надо было, спустившись со сцены, расписаться за него в ведомости за столиком у завуча. На праздник выпускников пришел ректор Академического университета академик Жорес Иванович Алферов, который открыл церемонию пламенной речью. Он поздравил ребят с окончанием Лицея и признался: "Когда к вам приходишь на выпускной вечер, то становишься моложе, потому что вспоминаешь свой выпускной вечер, свои школьные годы".

- Мой выпуск произошел в 1947 году в городе Минске, - рассказал Жорес Иванович. -. Школа наша была создана в 1944 году, сразу после освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков. В то время было раздельное обучение. Мы учились в единственной на весь город мужской школе. Было еще три женских. Поэтому нам на любой вечер был хороший выбор. В школе у нас учились прекрасные ребята. Потом, когда я уже стал студентом, когда потом работал в Физико-техническом институте и очень тесно сотрудничал с другими институтами Академии наук, у меня нигде, ни в одной группе, ни в одной лаборатории не было такого коллектива, как наш 10-б класс. У нас были замечательные учителя. Яков Борисович Мельцерзон, учитель наш по физике, вообще определил все мое будущее. И при этом у нас не было физкабинетов. Яков Борисович читал нам лекции, а потом проводил контрольную работу. И когда у него были сомнения, он спрашивал. В 9-м классе в четвертой четверти он меня спрашивал весь урок, потом сказал: ну, хорошо, за 9-й класс вы знаете. А за 8-й мы проверим на следующем уроке. И так я у него приобрел авторитет. И как все мы, выпускники того далекого минского выпуска, вспоминали всегда Якова Борисовича Мельцерзона, так же, я думаю, и вы всегда будете вспоминать Валерия Адольфовича Рыжика. И он не единственный. Учителя у нас замечательные!

Говоря о выпускниках нынешнего года, Жорес Иванович особо упомянул тот факт, что лицей впервые заканчивают шесть ребят, которые приехали к нам из других городов. - - У нас должен быть большой интернат, потому что я вам совершенно откровенно скажу: наш Лицей - это ВО! (эти слова академика, подкрепленные поднятым вверх большим пальцем правой руки, были встречены горячими аплодисментами). Я надеюсь все-таки, несмотря на все трудности, мы добьемся - проект готов... И мы построим за ближайшие пару лет и новый интернат, и новый лабораторный корпус.

Ученый отметил, что Лицей - это составная часть крупного научно-образовательного учреждения, в который входят Академический университет и мощный научно-исследовательский центр, где "работают лучшие на сегодняшний день установки молекулярной эпитаксии и рождаются новые технологии, которые должны развиваться в нашей стране".

 
 

- И я очень хочу, - - сказал в заключение Жорес Иванович, - чтобы вы, окончив Лицей, пошли к нам учиться дальше в Университет, чтобы вы, окончив Университет, пошли работать в научные центры Российской Федерации. Наука и технология определяют будущее мировой цивилизации и российской тоже. И оно должно твориться ВАМИ. Успехов вам, спасибо вам за то, что вы учились у нас в Лицее и дай вам бог самых больших успехов в будущем, а нашим учителям дай бог получать новых, не менее хороших школьников.

 
 

Жоресу Ивановичу был преподнесен стильный сувенир - лицейский галстук, который он обещал непременно примерить.

Директор ФТШ Михаил Георгиевич Иванов посоветовал выпускникам во всех деталях запомнить этот поворотный день их жизни. "Я боюсь, что это не ощутить ни мозгами, ни сердцем даже. Но поверьте, что это очень важный рубеж - действительно у вас начинается другая жизнь. Со временем вы это почувствуете". Еще он упомянул о типичном эффекте выпускника школы.

- После выпуска вы попадаете в тот или иной университет, где немножко или сильней изменится ваш круг общения. И покажется, что вы из уютного помещения, заполненного друзьями, замечательными знакомыми, людьми высокого интеллекта и высокой культуры, попали в относительно такой... морозный мир, где очень много людей. У них иногда несимпатичная манера поведения. Вообще они кажутся менее далекими, чем все те, кто окружали вас эти последние годы. Так я хочу сказать, что по сути это не так. Это неминуемое ощущение дискомфорта, когда вы выходите в большой мир. Но этот большой мир тоже очень богатый. Вы, конечно, в какие-то моменты будете возвращаться сюда за защитой, или, может быть, чтобы перевести дух. И я надеюсь, вам будет с кем и о чем переговорить и успокоиться. Но большой мир это есть большой мир. Это ваша жизнь, никуда не денешься. Конечно, ФТШ - некая особая точка, но мир не сводится к этой особой точке.

 
 

А под конец своей напутственной речи Михаил Георгиевич высказал такое важное соображение:<.p>

- В одном литературном произведении есть такая фраза: "ты и я - одной крови". Так вот, с момента выпуска вы, я, еще масса людей - все мы принадлежим к одному и тому же сообществу, одной и той же корпорации. И все что с вами будет происходить, ваши достижения и ваши провалы - в той или иной степени будут проходить и через нас. Мы будем вами гордиться, но мы будем вами и стыдиться, если будет такая ситуации. Имейте это в виду. Успехов вам!"<.p>

Среди выпускников этого года - три золотых медалиста, которые первыми поднялись на сцену . Это - Олег Куляшов, Анастасия Люблинская и Влад Мосин. Вместе с аттестатами и медалями они получили еще и много отдельных дипломов - за успехи в различных науках, а также в акциях, вплоть до участия в литературном проекте "Цветаевские костры".

 
 

Все было в этот вечер необычно, начиная с очередности вручения аттестатов. За ними выпускники выходили не по алфавиту и не по принадлежности к тому или иному классу, а по команде "стоп!", которая останавливала на экране ту или иную фотографию. И в этом тоже была своя интрига. А еще юные выпускники пели, играли на рояле и гитаре, танцевали, читали стихи, показывали свои комедийные короткометражки из лицейской жизни. Участники вечера увидели сюжет из творческой жизни театральной студии. И в каждом амплуа лицеисты были великолепны и обаятельны. Сказали свое слово и взволнованные, нарядные мамы выпускников, сочинившие куплеты на мотив бардовской песни своей молодости. Были там такие слова:

Школа ФТШ - место непростое,

Кто в нее пришел, стал ее семьёю.

 

 
 

А кто-то из родителей по своему перевел аббревиатуру ФТШ -

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ШКОЛА.

И это прозвучало вполне справедливо!

 
 

Олег Сердобольский

Фото Юрия Белинского