Центр нанотехнологий
Центр высшего образования
Центр общего образования

Поиск

RSS-материалНовости Академичecкого университета

27.04.2017
 
 
РЕБЯТА ИЗ ИНТЕРНАТА
 

 

МЫ ВООБЩЕ НЕ ЧУВСТВУЕМ, ЧТО ИЗ ДРУГОГО ГОРОДА ПРИЕХАЛИ

 

К участию в нашей рубрике "Лицей: вчера, сегодня, завтра", посвященной 30-летию Физико-технической школы, мы пригласили двух юных лицеистов, которые в минувшем учебном году оказались в числе первых иногородних школьников за всю историю этого учебного заведения. Знакомьтесь: ученики 11-в класса ИГОРЬ ЧЕБАН из Краснодара и уроженец Липецка СЕРГЕЙ КУЗЬМИН. Оба они были приняты в ФТШ без экзаменов как победители местных школьных олимпиад: один - по физике, второй - по математике и информатике. Теперь они делят в лицейском общежитии одну комнату на двоих, подружились и вошли в число учащихся, которые подают надежды как будущий резерв отечественной науки. Вместе друзья согласились ответить на большой перемене на вопросы нашего корреспондента.

- ВСПОМНИТЕ, РЕБЯТА, КАК ВЫ ПОПАЛИ В ЭТОТ ЛИЦЕЙ?

ИГОРЬ: Моя мама посмотрела по телевизору передачу "На день рождения школы" - именно о ФТШ. Она заинтересовалась, посмотрела информацию в Интернете. Как раз в тот год сюда впервые принимали школьников из других городов. Спросила меня: "Хочешь?". Я подумал: а почему бы и нет? И других вариантов мы даже не обсуждали.

СЕРГЕЙ: У меня тоже мама предложила... Хотели еще куда-то пробовать поступать, тоже в Питере. Но пришли сюда и нам очень понравилось. Захотелось здесь остаться.

- НЕ ЖАЛЕЕТЕ, ЧТО ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ?

ОБА: Нет, точно.

- ДЛЯ ВАС, НАВЕРНОЕ, НЕ СЕКРЕТ, ЧТО ВЫ ОКАЗАЛИСЬ ХОРОШИМ ПОПОЛНЕНИЕМ ЛИЦЕЯ. ВЫ ОЩУЩАЕТЕ, ЧТО ДОСТОЙНО ВЫГЛЯДИТЕ НА ФОНЕ ДРУГИХ УЧЕНИКОВ?

ИГОРЬ: Ну, не знаю... Просто ребята из интерната довольно часто на уроках отвечают. Одни из самых активных.

СЕРГЕЙ: Тяжело сказать... Питерские школьники - они, наверное, в чем-то похожи, кто-то перешел из 239-го лицея, кто-то из Юношеской математической школы перешел к нам в класс. А нам было все интересно, и мы пытались больше активничать.

- НА ВАС НЕ ДАВИТ ГРУЗ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ДОСТОЙНО ВЫГЛЯДЕТЬ СРЕДИ ПИТЕРСКИХ?

ИГОРЬ: Нет, у меня такой мысли вообще не возникало.

СЕРГЕЙ: Больше перед самим собой была ответственность, что нужно показать себя получше, чем вообще было до этого. И это получается. А со стороны школы вообще все делается для того, чтобы учились сами и самим все нравилось. Никакого давления нет.

- ВЫ ПОПАЛИ В АТМОСФЕРУ НОВОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ПОСЛЕ ТОГО, КАК УЖЕ НАКОПИЛИ ШКОЛЬНЫЙ ОПЫТ. ЧТО ВАМ ОСОБЕННО ЦЕННО ИЗ ТОГО, КАК ЗДЕСЬ ПОСТРОЕНО ОБУЧЕНИЕ?

ИГОРЬ: Мне нравится отношение учителей к детям. Они не просто приходят делать свою работу и уходят, а видно, что им интересно дать нам какие-то знания. Эта атмосфера располагает к учебе. Становится интересно учиться. Хотя иногда и ленимся...

-ЛЕНИТЕСЬ?

ИГОРЬ: Ну, иногда бывает, конечно.

СЕРГЕЙ: Мне тоже нравится отношения учителей с учениками. Учителя никак не ставят себя выше учеников. Кажется, иногда им самим более интересно вести уроки и общаться с учениками, чем ученикам на этих уроках. В старой школе было меньше людей, которые пришли за знаниями, а здесь почти всем очень интересно учиться, общаться с другими, такими же, как они. Это тоже очень большой плюс.

- ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ РЕБЯТАМИ, С ПИТЕРЦАМИ - КАКИЕ У ВАС?

ИГОРЬ: Очень хорошие отношения складываются. В классе очень дружественная атмосфера сложилась. Мы помогаем, если кто-то что-то не понимает. Причем это как со стороны питерских ребят, так и со стороны иногородних. Мы вообще не чувствуем, что из другого города приехали.

СЕРГЕЙ: Когда мы сюда приехали, нам посоветовали: старайтесь сделать так, чтобы было незаметно, что вы в классе - иногородние. И, как кажется, это получилось. Мы не относимся к другим ребятам, как к иногородним или к питерским. И получается, что мы просто - один класс. Все ребята дружные.

- А ТО, ЧТО ВЫ НА КАКИХ-ТО ПРЕДМЕТАХ РАЗДЕЛЯЕТЕСЬ НА БОЛЕЕ КОМПАКНТНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ, ЭТО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, УДОБНАЯ МЕТОДИКА?

ИГОРЬ: По-моему, да. Чем меньше в классе человек, тем легче учить и учиться.

СЕРГЕЙ: Наверное, изначально решили это сделать для того, чтобы чуть-чуть более отстающим как-то быстрей развиваться, подтягиваться, а чуть-чуть более успевающим, например, на алгебре что-то более новое рассказывать. Но мы все равно проходим одно и то же, только у кого-то чуть-чуть поглубже. Чем меньше человек в классе, тем можно более индивидуально работать. И это гораздо удобней.

- ОДИН ИЗ ВАС - ФИЗИК, ДРУГОЙ - МАТЕМАТИК, ПРОГРАММИСТ. ВЫ ВТОРОЙ ГОД УЧИТЕСЬ ЗДЕСЬ. ЧТО-ТО ИЗМЕНИЛОСЬ ЗА ЭТО ВРЕМЯ В ВАШИХ ИНТЕРЕСАХ?

ИГОРЬ: Меня физика как интересовала, так до сих пор больше всего интересует. Правда, оглядываясь назад, хотелось бы больше времени уделять олимпиадной математике. Это тоже интересное направление.

СЕРГЕЙ: Я поначалу примерно одинаково увлекался математикой и информатикой. А как пришел сюда, у меня больше получалось ходить на программирование олимпиадное, чем на математику и, наверное, я как-то больше ушел в сторону программирования. А еще у меня большой интерес к химии появился, потому что учитель очень интересно рассказывал о своем предмете.

- У ВАС ВЕДЬ ЕЩЕ ЕСТЬ ФАКУЛЬТАТИВЫ. ЧТО ВЫ ВЫБРАЛИ И НАСКОЛЬКО ЭТО ИНТРЕРЕСНО?

ИГОРЬ: Я походил на пробные спецкурсы, и мне больше всего понравилась гидродинамика. Мне именно этим захотелось больше заниматься. Сначала нам немного теории рассказали, а потом мы делали эксперименты. По-моему, это интересно.

СЕРГЕЙ: Выбор спецкурсов по программированию здесь оказался поуже. Я пытался на разные ходить, а в этом году стал больше готовиться к олимпиадам.

- ВЫ ПЕРВООБИТАТЕЛИ ИНТЕРНАТА, КОТОРЫЙ ДЛЯ ВАС ОТКРЫЛИ. КАК ВАМ В ИНТЕРНАТЕ ЖИВЕТСЯ?

ИГОРЬ: Условия очень хорошие. Живем по двое в комнате. Трудно было придумать что-то лучшее для интерната. И кроме того, воспитатели, которые вместе с нами там живут, их трое - каждый из них постоянно что-то придумывает, пытается сделать нашу жизнь более разнообразной.

СЕРГЕЙ: Когда мы приехали, для нас выделили две квартиры. В одной живет четыре человека: два сектора по две комнаты. А в другой - еще два человека и воспитатель. Есть еще и общая комната, в которой мы можем вместе собраться, делать уроки, обсуждать что-то. Это удобно.

- НУ А КАКИЕ У ВАС ОБЯЗАННОСТИ ПО ОБЩЕЖИТИЮ?

СЕРГЕЙ: Самые элементарные: помыть посуду после еды. Вынести мусор. Белье менять, стирать... В стиральную машину белье кладем, вытаскиваем потом. Можно сказать, готовимся к жизни в обычном общежитии, без воспитателей.

- КАК ВЫ ВХОДИТЕ С АТМОСФЕРУ ЖИЗНИ ГОРОДА?

ИГОРЬ: Нас много куда водили, особенно часто в 10-м классе. Были в Эрмитаже, в Петергоф ездили... Была поездка в Пушгоры. Зачастую инициатива была от воспитателей. Наверное, не очень хорошо, что ребята в интернате по своему желанию не очень хотят куда-то выбираться и вообще редко куда выходят гулять. Хотя нас отпускают, можем в город сходить, в кино, в театр. А мы как-то больше дома сидим.

 

СЕРГЕЙ: Всегда хочется погулять, но не всегда получается. Иногда много уроков, иногда одному не очень весело, хочется с кем-то. Но не все хотят. Мы достаточно часто с классом ходим в театр. Ходили в Театр Дождей и один раз - в Мариинский на оперу "Паяцы". Еще пару раз я с родителями ходил, когда они здесь были, на мюзиклы. Очень интересно бывает погулять где-то в центре... Нас водил Владимир Натанович Шацев на экскурсию по местам Достоевского. Он рассказывал много фактов про то, как Достоевский писал свои произведения, про то, как Раскольников гулял по всему Питеру. Это было очень познавательно.

- СВЯЗЫВАЕТЕ ЛИ ВЫ ВАШУ ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ С ПЕТЕРБУРГОМ ИЛИ СОБИРАЕТЕСЬ ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ?

ИГОРЬ: Я хотел бы здесь остаться. По-моему, это очень классный город. Единственное что, может, погода не очень хорошая, но на это в последнее время меньше обращаешь внимания. Больше - на творческую жизнь. И с этой точки зрения здесь действительно классно.

СЕРГЕЙ: Хотелось бы остаться в Петербурге или, на крайний случай, - в Москве. Но в Петербурге мне больше нравится. Я был и там, и там. Петербург - более творческий город. И здесь интересно очень.

- ВЫ ВЖИЛИСЬ УЖЕ В ЖИЗНЬ ЛИЦЕЙСКУЮ. А ЧТО БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ЗДЕСЬ ИЗМЕНИТЬ, ПОПРАВИТЬ, УЛУЧШИТЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БЫТОВОЙ, УЧЕБНОЙ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ - ВСЯКОЙ?

ИГОРЬ: Главная проблема, с моей точки зрения, это еда. Немного однообразная и иногда бывает не очень вкусная. Ну а все остальное вроде устраивает.

СЕРГЕЙ: Про питание - да. Казалось бы, все очень хорошо. Но каждый раз все умудряются делать еще лучше и даже тяжело ожидать, что может быть еще лучше. Хотя, по-моему, все идеально. Но нет предела совершенству. Можно еще дальше развиваться.

- ЕСЛИ БЫ ВЫ ВСТРЕТИЛИСЬ С ЧЕЛОВЕКОМ, КОТОРЫЙ БЫ СКАЗАЛ: ДА ЧТО ТАМ ВАШ ЛИЦЕЙ, МНОГО ТАКИХ!... КАКИЕ БЫ АРГУМЕНТЫ ВЫ МОГЛИ ПРИВЕСТИ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СКАЗАТЬ, ЧТО ВАШ ЛИЦЕЙ - ЭТО ЗДОРОВО. ЛИЦЕЙ ДЛЯ ВАС - ЭТО ЧТО?

ИГОРЬ: Во-первых, я думаю, это хорошие знания. А во-вторых, атмосфера. Можно сказать, даже семейная. Возможно, это частично связано с тем, что людей не очень много. С другой стороны, тут все - и учителя и ученики пытаются поддерживать такую обстановку приятную.

СЕРГЕЙ: Если говорить о том, что не сказал Игорь, это - то, что учителя тут очень разнообразные люди, разносторонние. Например, Иванов Александр Юрьевич преподает математику и играет в Театре Дождей. Владимир Борисович Воловик ведет химию и вместе с Ивановым тоже в "Дождях" играет. Ну и очень много таких примеров, когда учителя - очень разносторонние люди. Важно и то, что учителя всегда останутся, все еще раз объяснят, если тебе нужна помощь.

- ДОВОДИЛОСЬ ЛИ ВАМ ОБЩАТЬСЯ С ЖОРЕСОМ ИВАНОВИЧЕМ АЛФЕРОВЫМ? И КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОН НА ВАС ПРОИЗВЕЛ КАК ЧЕЛОВЕК, КАК ЛИЧНОСТЬ?

ИГОРЬ: Да, мы с ним несколько раз встречались. Первый раз - когда сюда приехали. И у нас была встреча с чаепитием. Он спрашивал откуда мы приехали, просил что-то рассказать про наши города. Оказалось, он во многих городах бывал...

 

СЕРГЕЙ: Когда мы были на том чаепитии, Жорес Иванович мне рассказал про мой город - про Липецк - больше, чем я сам про него знаю. По-моему, он очень вдохновлен наукой и не просто наукой, а еще он верит в светлое будущее. Он говорит: занимайтесь, ребята, и потом идите в науку. Конечно, лучше оставайтесь в России. Но даже если вы потом уедете за рубеж, вы все равно будете что-то делать на благо общества. Рассказывал про сотрудничество советских и американских ученых. Жорес Иванович построил для нас интернат, это была его идея. Он не просто вдохновлен наукой, он еще и заражает этим вдохновением других. Когда слушаешь его, сам получаешь вдохновение, целеустремленность, тоже хочется что-то делать, развиваться. Это очень хорошее качество, мне кажется, вести за собой людей.

 

Беседовал Олег Сердобольский

Фото Юрия Белинского

 
 
26.04.2017
 
 
Сергея Типисева
Выставка работ

Сергея Типисева

В читальном зале библиотеки АУ (пом. 208) 

 

 

26 апреля• среда • 18:00 • читальноq зал библиотеки АУ (пом. 208)

«Неизвестный художник»

От автора: 

В детстве у меня не было проблем с рисованием, но в художники я не собирался. Меня привлекал «научный путь» постижения мироздания, в частности, физика. Желание что-то нарисовать, чтобы повесить на стенку пришло в 30 лет, потом еще раз в 45, и уже не отпускает. Я, - «художник выходного дня», стараюсь передать в работе то, что меня впечатлило и порадовало. Потом, работа, висящая на стене, напоминает мне это радостное состояние. Но, оказалось, что не только мне…  Поэтому, показываю это вам, надеясь порадовать. Особенно приятно, что это происходит в ФТШ, поскольку я, в свое время, заканчивал подобное заведение, -ФМШ № 45 при Ленинградском Университете.

С уважением,

Сергей Типисев.

Контакты: Сергей Типисев, tipisev@mail.ru

Информация о встрече с художником: https://vk.com/event145677307

 
 
26.04.2017
 
 
Логотип Академического Университета
Защита диссертации

Чернев Андрей Леонидович

На соискание ученой степени кандидата физико-математических наук

 

Терагерцевый отклик олигонуклеидов на поверхности кремниевых наносандвич-структур

 

26 апреля• среда • 16:00 • Театральный зал

Научный руководитель: д.м.н., академик Дубина М.В.

Официальные оппоненты: д.ф.-м.н., профессор Яфясов А.А.М. (СПбГУ)                                                                                  д.ф.-м.н., профессор Баранов П.Г. (ФТИ им. А.Ф. Иоффе)
Ведущая организация: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Шифр специальности: 01.04.10 — физика полупроводников
Отрасль науки: физико-математические науки
Диссертационный совет
Д 002.269.01 при федеральном государственном бюджетном учреждении высшего образования и науки "Санкт-Петербургском национальном исследовательском Академическом университете Российской академии наук"
Ученый секретарь совета: к.ф.-м.н. Богданов А.А.
194021, Санкт-Петербург, ул. Хлопина, д. 8, корп. 3.
Тел.: (812) 448-69-80 (доб. 5067) E-mail: aleks_aa@mail.ru

 
 
20.04.2017
 
 
Логотип Академического Университета
НАУЧНЫЙ СЕМИНАР ЦЕНТРА НАНОТЕХНОЛОГИЙ

Л.А. Баталов

(ФГБУ «Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова»))

 

Взаимодействие магнонов и явления типа "порядок из беспорядка" в антиферромагнетиках с дипольными силами и критическая динамика, описываемая кинетическими уравнениями с дробными производными

(по материалам диссертации)

20 апреля• четверг • 16:00 • Конференц-зал СЛК (к. 627)

Формат: 40 минут выступления и далее вопросы/ответы Приглашаем Вас и Ваших коллег принять участие в семинаре

 

 
 
13.04.2017
 
 
Логотип Академического Университета
3й Всероссийский молодежный научный форум «Наука будущего – наука молодых»

 
12-15.09.2017 г .Минобрануки России проводит в г. Нижнем Новгороде

(www.sfy-conf.ru)

Первый (организуемый вузом) этап конкурса работ пройдет среди студентов и аспирантов Академического университета пройдет 12.05.2017

Необходимо подготовить презентацию (7 мин доклад + 3 мин обсуждение). Для участия в конкурсе необходимо в конкурсе необходимо в срок до 8 мая сообщить Крыжановской Н.В. (kryj@mail.ioffe.ru) ФИО, тему работы и секцию.

 

 
 

14.04.2017
 
 
Логотип Академического Университета
Первенство Академического университета по волейболу

14 апреля
 

 

Игры будут проводиться в игровом зале спортивного комплекса по пятницам с 19.30 и по субботам с 14.30.

Участвуют команды: ФТШ, 1 курса, 2 курса, 3 курса, сотрудников АУ, ВАТАКУ!

Приглашаем болельщиков поддержать команды!

 

 
 
26.06.2017
 
 
Логотип Академического Университета 25-й международный симпозиум «Наноструктуры: физика и технология»Академического Университета
 

 

С 26 июня по 30 июня 2017 г. в Санкт-Петербургском национальном исследовательском Академическом университете РАН состоится 25-й международный симпозиум «Наноструктуры: физика и технология». Симпозиум является одним из наиболее престижных научных мероприятий в физике наноструктур, это уникальное событие, которое объединяет ведущих ученых в области физики наноструктур, а также исследователей, инженеров и студентов, которые находятся на передовом крае науки и технологий. Концепция 25-го международного симпозиума «Наноструктуры: физика и технологии» была разработана на основе программы симпозиума, которая посвящена фундаментальным и прикладным физическим явлениям, а также технологическим аспектам, связанным с применением наноструктур, как твердотельных, так и органических. Цель симпозиума — собрать ведущих специалистов со всего мира, которые активно работают в этих направлениях, а так же информирование научного сообщества о научных достижениях результатах научных исследований и их потенциальной значимости.

Подробная информация о симпозиуме содержится на сайте http://www.ioffe.ru/NANO2017/

 

 
 
13.04.2017
 
 
Логотип Академического Университета
Дружеская встреча по баскетболу

Сборная ветеранов России и Сборная Лицея ФТШ образца 2017 г.r

Спорткомплекс Академического университета

 

Посвящается 30-летию Лицея ФТШ

 

13 апреля • 15 :00 • Зал игровых видов спорта

Судейская коллегия:

Вера Федоровна

Наталия Андреевна

Наталья Олеговна

 

 
 
05.04.2017
 
 
"SAINT-PETERSBURG OPEN 2017": ВЧЕРА - МАГИСТРЫ,

ЗАВТРА - ПРИГЛАШЕННЫЕ ДОКЛАДЧИКИ

 

   

В АКАДЕМИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ПРОШЛА ШКОЛА-КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ОПТОЭЛЕКТРОНИКЕ, ФОТОНИКЕ И НАНОСТРУКТУРАМ

 

Доклады именитых ученых и сообщения молодых исследователей, делающих первые шаги в науке, объединила в своей программе Школа-конференция с международным участием по оптоэлектронике, фотонике и наноструктурам "Saint Petersburg OPEN 2017". Эта встреча в стенах Академического университета была организована в четвертый раз.

Ее участники из двенадцати стран и двадцати четырех российских городов почтили минутой молчания память жертв теракта в петербургском метро.Молодым коллегам адресовал свое видеообращение председатель программного комитета Школы-конференции, лауреат Нобелевской премии, вице-президент РАН, ректор Академического университета Жорес Алферов, который из-за неотложных дел в день открытия оказался в Москве. Программу двухдневной встречи он назвал "очень хорошей".

Касаясь важности возрождения в России высокотехнологичных отраслей промышленности, Жорес Иванович отметил, что "в отраслях, связанных с развитием информационных технологий, особое значение имеют оптические методы приема и передачи информации, а в этой области огромную роль играет физика и технология наноструктур и гетероструктур". Как подчеркнул академик, "становление оптоэлектроники прежде всего связано с развитием полупроводниковых гетероструктур".

Причем сегодня "особое значение приобретает применение технологии наноструктур в биологии и медицине". В этой связи он посоветовал молодым участникам конференции обратить особое внимание на доклад научного сотрудника Института аналитического приборостроения РАН Анатолия Евстрапова "Микро- и нанофлюидные системы в приборах для биологических, медицинских и экологических исследований".

В конце своего обращения Жорес Иванович сказал: "Я думаю, что у нас в Национальном исследовательском академическом университете есть возможности для привлечения к работе по развитию этих исследований очень многих сотрудников нашей страны. Университет располагает уникальным центром технологии молекулярной эпитаксии.

 

   

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО

ректора Академического университета

АЛФЁРОВА Ж.И

 

   

И эта технология, наверное, будет основной не только в полупроводниковой наноструктурной технологии, но и в применении наноструктур в самых различных областях". Он пожелал, "чтобы многие участники конференции - сегодняшние бакалавры и магистры - спустя несколько лет стали бы приглашенными докладчиками на одной из наших следующих школ по оптоэлектронике".

Как сообщил глава оргкомитета, член-корреспондент РАН, доктор физико- математических наук Алексей Жуков сообщил, программный комитет рассмотрел заявки более 650 авторов, что говорит о большом интересе к петербургской научной встрече. В окончательный список было отобрано 285 работ для постерной презентации.

В программу вошли доклады девяти приглашенных ученых из России, Дании, Финляндии и Швейцарии. "Мы постарались этими "приглашенными докладами" покрыть довольно широкие тематики - те, которые относятся к области конференции", - пояснил Алексей Жуков.

Молодые авторы научных сообщений по регламенту могли использовать минуту для 1-2-слайдовой публичной презентации своей работы, чтобы пригласить заинтересованных коллег к своему постеру для более подробного разговора и ответить на возникшие у них вопросы. По итогам Школы-конференции два десятка работ были отмечены как лучшие.

Благодаря спонсорской поддержке в нынешнем году все работы, которые появятся на страницах журнала IOP Journal of Physics: Conference Series, будут опубликованы для участников бесплатно. Все приехавшие на эту встречу имели возможность совершить экскурсию лабораторную гермозону университета. У них было время и для знакомства с историческими и культурными достопримечательностями Петербурга.

Школа-конференция была проведена Санкт-Петербургским национальным исследовательским Академическим университетом совместно с Политехническим университетом Петра Великого при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, Российского научного фонда, Общества оптики и фотоники (Society of Photo-Optical Instrumentation Engineers - SPIE), Оптического общества (The Optical Society - OSA), Санкт-Петербургского научного центра РАН.

 

   

 

Написал о событии Олег Сердобольский

Фото Юрия Белинского

 
 
03.04.2017
 
 
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ЧАЕПИТИЕ В ЧЕСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ США
 

   

Приглашение на дружеское чаепитие получили от ректора Академического университета, академика РАН Жореса Алферова американские школьники, которые в течение двух недель были гостями Физико-технической школы. Они подарили Жоресу Ивановичу бейсболку, пообщались с ним на английском языке, рассказав, как жилось им в эти мартовские дни в Петербурге. А Жорес Иванович вспомнил, как в молодые годы практиковался в Америке на базе Иллинойского университета, помянул добрым словом своих американских коллег, рассказывал об истории атомного проекта. Ему было интересно узнать что полезного почерпнули заокеанские гости из этой поездки в Россию. Ну а завершилась встреча фотосессией - знаменитый ученый и его юные гости сфотографировались на фоне портрета Владимира Ильича Ленина.

Одиннадцать американских школьников - воспитанники одной из самых известных школ США - Illinois Mathematics and Science Academy (IMSA). Это элитное учебное заведение было основано лауреатом Нобелевской премии Леоном Ледерманом. Расположена школа рядом с Национальной лабораторией имени Энрико Ферми, недалеко от Чикаго. С 2009 года IMSA сотрудничает с нашим Лицеем и регулярно обменивается группами старшеклассников: год - они у нас, год - мы у них. По мнению директора ФТШ Михаила Иванова, эта школа из штата Иллинойс - почти близнец нашего Лицея, с таким же специальным отбором одаренных учеников и специализацией по математике, физике и другим наукам. Разница только в том, что если наша школа расположена под одной крышей с Академическим университетом, то IMSA живет и работает "сама по себе". Но ее питомцы, как и их петербургские сверстники, тоже проходят практику в различных лабораториях, университетах, научных центрах.

По сложившейся традиции юные американцы жили в семьях своих петербургских сверстников. Они сами выбирали уроки, на которых им хотелось бы побывать. Для них было организовано несколько специальных уроков по русскому языку и литературе. Все они и у себя на родине изучают русский язык. И их куратор Пааво Хьюсен, горячий энтузиаст этого "обменного проекта" уже много лет преподает у себя в школе русский язык как иностранный. Поэтому для него не составило труда по-русски ответить на вопросы нашего корреспондента.

- ПРАВО, КАК ЗАРОДИЛАСЬ ПРАКТИКА ОБМЕННЫХ ПОЕЗДОК?

- Я давно знаю Михаила Георгиевича Иванова, и мы с ним еще лет десять назад пришли к тому, что нам нужно наладить обмен нашими учениками. Я часто бывал в Санкт-Петербург с ребятами, но мы поначалу приезжали, как туристы. А мне хотелось большего. И в конце концов мы договорились. Тем более, что между нашими школами есть родство. И та и другая были основаны Нобелевскими лауреатами по физике, причем почти одновременно - около тридцати лет назад. Так что в конце концов все у нас получилось...

- НЕ ЗАТРУДНЯЮТ ЛИ ВАШ ОБМЕН КАКИЕ-ТО ВНЕШНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА?

- Нет, нет, совсем кет. У нас нет проблем и, как я понимаю, здесь тоже нет проблем. Родители моих ребят совсем не боятся отпускать сюда своих детей , и я знаю, что русские родители тоже не боятся. У нас нормальные, позитивные, дружелюбные отношения. Я вообще считаю, что мои самые близкие друзья - в Санкт-Петербурге.

- ЧТО ИЗ НЫНЕШНЕЙ ПОЕЗДКИ ВАМ ОСОБЕННО ЗАПОМНИЛОСЬ?

- То, пожалуй, что все учителя в ФТШ находили время, чтобы помочь нам, побыть с нами, пообщаться. Честно говоря, когда я здесь, я чувствую себя учителем ФТШ.

- ВОЗНИКАЮТ ЛИ НА УРОКАХ ЯЗЫКОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ?

- Были сложности, конечно, потому что мои ребята только два-три года учат русский язык. А вот когда русские приезжают к нам, они говорят совсем свободно по-английски . Но эти сложности помогают нам, мне кажется. Потому что мои ребята, между прочим, будут учить русский язык в колледже, в университете. Вот для меня, например, любимый музей в Петербурге - Эрмитаж. А они больше любят Русский музей, потому что учат русский язык.

- КАК ПРОИСХОДИТ ОТБОР РЕБЯТ В ГРУППУ?

- Всегда желающих больше, чем мест. Я выбираю ребят, отдавая предпочтение тем, кто на мой взгляд, сможет адаптироваться к жизни в другой стране. Для половины это первая поездка за границу.

- КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПРОИЗВЕЛА НА РЕБЯТ ВСТРЕЧА С АКАДЕМИКОМ АЛФЕРОВЫМ?

- Я еще до поездки рассказал им кто такой Жорес Иванович. Самое главное - он понимает, что наука - международная работа. И я думаю, что ребята поняли, почему это важно. Нет политики, когда мы делаем науку, когда мы делаем физику. Есть только хорошая, отличная работа. И на встрече они сидели и слушали его, как, наверное, слушают дедушку... Он говорил об истории ядерной энергии, о своей работе. И они слушали очень внимательно и, мне кажется, были удивлены, с каким они человеком встретились. Наш Нобелевский лауреат Леон Ледерман старше Жореса Ивановича и он давно уже не появляется у нас. А тут можно было пообщаться напрямую с таким удивительным человеком! И даже задать ему вопрос. Мы поинтересовались, - какая у него любимая книга. Он сказал, что у него много любимых книг, но самая дорогая - это "Два капитана". Я никогда не читал, но я буду читать. И я надеюсь, что ребята тоже будут читать.

- ЧТО ДЛЯ ВАС, ПААВО, ЗНАЧАТ ТАКИЕ ОБМЕННЫЕ ПОЕЗДКИ?

- Когда мы приезжает к вам и когда русские к нам приезжают, эти моменты для меня - самые главные в учебном году. Я очень люблю вашу страну. И я хочу, чтобы мои ребята поняли что такое Россия.

 

Беседовал Олег Сердобольский

Фото Юрия Белинского